Багават-гита. 3 глава

Глава 3

1. Арджуна сказал:
Если Ты считаешь, что познание выше, чем деятельность, то зачем побуждаешь меня к такому ужасному делу?

2. Мой разум смущен Твоими двусмысленными наставлениями.
Поэтому прошу, скажи определенно, что будет самым лучшим для меня?

3. Высочайший ответил:
Я уже говорил раньше, что существует два пути:
путь познания мудрости и путь деятельности.

4. Невозможно простым отказом от деятельности освободиться от цепи рождений и смерти, но также невозможно и одним отрешением достичь совершенства.

5. Каждый вынужден действовать в соответствии с качествами, данными ему от материальной природы;
поэтому никто не может удержаться от деятельности даже на мгновение.

6. Тот, кто удерживает свои чувства от действий, но чей ум привязан к объектам чувств, несомненно, сам себя обманывает и называется притворщиком.

7. Но тот, кто овладел своими чувствами и не привязан к материальному,
совершая действия, - тот достоин уважения.

8. Выполняй действия, предписанные тебе, ибо действия лучше, чем бездействие.
Работа нужна чтобы поддержать твою телесную оболочку.

9. Совершай работу, как акт соучастия в Божественной деятельности,
но будь свободен от привязанности к результатам работы.

10. Давным-давно, создавая людей и одновременно с этим закон жертвенности,
Бог сказал: «Совершайте жертвы, и это приведет вас к процветанию».

11. Божественные Создания, удовлетворенные жертвой, тебя в ответ удовлетворят.
Так и достигнешь высшего блага.

12. Удовлетворенные жертвой, Божественные Создания, пошлют тебе всё необходимое для твоей жизни. Вор тот, кто получая всё, ничего не отдает взамен.

13. Праведные, питающиеся остатками от своих жертв, освобождаются от всех видов грехов. Те, кто готовят пищу только для себя – грешники.

14. Все животные растут, питаясь растениями. Растения растут от дождей. Дожди идут от принесения жертв. Жертва рождается от совершения предписанных действий.

15. Предписанные действия происходят от Божественного Духа, происходящего от Изначального. Божественный Дух всегда присутствует при принесении жертвы.

16. Тот, кто не следует закону жертвенности и воздаяния, чья жизнь полна греха, кто живет чувственными наслаждениями, тот живет напрасно.

17. Лишь тот, кто обрел радость в собственной Душе, кто самосовершенствуется, -
долг того считается исполненным.

18. Его не касаются дела в этом мире, у него нет цели, ему не нужны покровители.

19. Постоянно совершай должные действия без привязанности к их результатам.
Лишь такое совершение действий ведет к Высочайшему.

20. Цари достигли совершенства исполнением предписанной им работы.
Исполни свой долг также.

21. То, что делает великий человек, становится примером для подражания для всех, кто следует за ним.

22. Нет ничего в трех мирах, что Я должен совершить.
Я ничего не желаю и ни в чем не нуждаюсь.
И всё же Я пребываю в действии.

23. Если бы Я когда-либо пренебрег исполнением долга,

24. Мир был бы разрушен. Все живые существа были бы разрушены.

25. Невежественные исполняют обязанности ради плодов деятельности.
Мудрые должны действовать ради всеобщего блага.

26. Мудрый не должен смущать невежественных людей,
привязанных к деятельности, и её плодам.

27. Все виды материальной деятельности вызываются тремя свойствами природы.
Но человек думает: «Это Я сам делаю».

28. Тот, кто знает сущность свойств природы и понимает, что деятельность порождается свойствами природы, тот не привязан к плодам деятельности.

29. Обманутые свойствами материальной природы, невежественные занимаются материальной деятельностью ради извлечения плодов.
Мудрый не должен пытаться их вразумить.

30. Положись на Меня, думай о своей Божественной Душе, не помышляй о выгоде и преимуществах для себя, - стань таким и начинай сражение.

31. Те, которые исполняют свои обязанности в соответствии с Моими предписаниями, с верой в сердце, свободные от зависти – освобождаются от кармы.

32. Те, безумные, которые не следуют этому учению, лишенные истинного знания –
обречены на неудачу.

33. Мудрые живут в согласии с природой. Все живые существа живут в согласии с природой. Что даст сопротивление природе?

34. Влечение и отвращение к объектам чувств коренится в чувствах. Не поддавайся ни тому, ни другому. Они – препятствия на пути.

35. Исполненный собственный долг, пусть даже самый скромный, лучше, чем хорошо исполненный чужой.
Лучше умереть, исполняя свое предназначение, чем обязанности, предписанные другим.

36. Арджуна спросил:
Что толкает человека к греховным действиям?
Человек не желает грешить, но какая-то сила толкает его.

37. Высочайший сказал:
Это желание и гнев, порождаемые одним из свойств природы –
всепожирающей многогрешной страстью.
Знай – это величайший враг твой в материальном мире.

38. Как огонь покрыт дымом, как зеркало покрыто пылью,
как зародыш обёрнут плодным пузырём,
так и вся вселенная всепожирающей многогрешной страстью окутана.

39. Сознание мудрого также покрывается его вечным врагом – страстью и вожделением, которые, не будучи удовлетворенными, пылают, как огонь.

40. Чувство, ум и разум – пристанища вожделения.
 Вожделение окутывает собой мудрость и смущает обитающего в теле.

41. И потому, овладей своими чувствами и непременно обуздай источник греха – вожделение – злейшего врага и разрушителя чистоты и мудрости.

42. Чувства – великий дар; так о них сказано.
Но ум – выше чувств. Выше ума – чистый разум.
Выше чистого разума – Атман, - частица Бога в человеке.

43. Постигнув это, укрепляй Божественную душу,
и уничтожай врага в образе ужасного вожделения.

Так сказано в третьей беседе между Шри-Кришной и Арджуной, именуемой
Карма-йога


Рецензии