Император всероссийский петр первый

Император Всероссийский ПЕТР ПЕРВЫЙ:

Что во внешности царя было достойно внимания, им же учрежденной «кунсткамеры»

Известно, что в 1714 году Пётр I основал в Петербурге Кунсткамеру - «кабинет редкостей», где собирал диковинки природы и анатомические аномалии, собранные в коллекцию со всего мира. Ирония истории заключается в том, что и сам царь, государь император, с его неординарной внешностью, мог бы стать главным экспонатом своей коллекции. И, прежде всего, сообразно его внешним данным. Так, его тело было причудливым набором контрастов, которые он всю жизнь пытался… и, признаться, не всегда успешно - скрывать или преодолевать. Терпя мучительно и, не без оснований.

Пётр, в известном смысле, был гигантом по тем временам. Его рост - 204 сантиметра в эпоху, когда средний мужчина едва достигал 160 см, делал его живой башней. «Пётр был великан, без малого трёх аршин ростом, целой головой выше любой толпы», - писал о нем историк Василий Ключевский. Но, этот рост не был авторитетным и сколь-нибудь убедительным, а скорее нескладным. Он возвышался над подданными, но его фигура лишала этот рост монументальности. Постоянно требуя коррекции образа и индивидуальности по следующим основаниям.

Взять, к примеру, размер и длину его ног. Ноги взрослого мужчины 38-го размера, скорее всего, вызывали недоумение. Самым тщательно скрываемым секретом императора был размер его ступней. При росте под два метра он носил... всего лишь 38-й размер обуви, что больше соответствует невысокой женщине. Потому, для баланса и устойчивости ему приходилось опираться на трость во время прогулок.

Но мир не должен был знать об этом недостатке выдающегося лидера Российской империи. И, Пётр нашёл остроумный, хотя и жестокий, выход: он носил ботфорты с огромной подошвой (45-го размера), надетые поверх маленьких его туфель. По одной из мрачных легенд, сапожники, шившие для него эту специальную обувь, затем исчезали, чтобы унести тайну в могилу. Таким образом, физический недостаток царя превратился в предмет государственной секретности.

Далее, дисгармонию во внешнем образе Петра I привносило его щуплое телосложение. Несмотря на исполинский рост, одежда императора была всего лишь 48 размера и, благодаря мастерству портных, визуально хоть как-то скрывала недостатки его фигуры.

В летописях истории мы не раз могли почерпнуть о том, что сохранившаяся до нас одежда Петра I указывает, что он действительно выделялся ростом, но не могучим телосложением. Проанализировав тип конституции тела Российского монарха, можно сделать вывод, что она соответствовала астеническому, то есть слабому типу, характеризующемуся склонностью к простудным заболеваниям, хроническим заболеваниям органов пищеварения и дыхания, нервной и/или сердечно-сосудистой систем…

А проще говоря, Петр при его большом росте, был к тому же узкогрудым и узкоплечим человеком. И все это явное несоответствие и непропорциональность, венчали короткие по отношению к росту, руки. О достоверности этих строк можно судить по прижизненным портретам Петра Великого, выполненным рукой придворного художника, немецкого живописца Иоганна Таннауэра.

И, наконец, портрет Императора венчала на узких и не развитых (внешне) плечах, маленькая голова. Что царь Питер был обладателем несоразмерно маленькой головы. Задумавший, как-то написать портрет правителя художник Валентин Серов отмечал: «Он внешне был страшный: длинный, на слабых, тоненьких ножках, и с такой маленькой, по отношению ко всему туловищу, головкой, что больше должен был походить на какое-то чучело с плохо приставленной головой, чем на живого человека». И с большой долей правдивости, можно утверждать, что практически кукольная голова царя могло быть следствием как патологией внутриутробного развития, так и свидетельствовать о родовой травме.

Но, при всей несуразности в образе и облике Петра Первого, он вошел в историю России выдающимся человеком своего времени и царем-реформатором.

Хотя, это уже совсем другая история…


Рецензии