Записка 10. Как Малый театр лишился денег

28 февраля 2024 года должен был стать обычным днем. Он и был обычным. Прошел в суете и постоянной работе, новых проектах и старых экспертизах. Было трудно оторвать глаз от компьютера и затуманить разум чем-то, что отвлекало бы от бесконечных слов и выверок текстов.

Несмотря на любовь к театру, в тот день я абсолютно не собирался в него идти. И дело не в том, что мне не нравились постановки. Нет, просто не хватало сил ни моральных, ни физических. И тем не менее, чуть более, чем за час до начала спектакля, я купил билет. Я никогда не был на «Бешеных деньгах». Этот легендарный спектакль игрался на ордынской сцене Малого театра почти 30 лет. Его премьера при большом стечении народа состоялась 21 мая 1998 года. На сайте Малого об этом спектакле написано так: «Островский — мастер стремительной интриги и остроумного диалога, и Малый театр с блеском раскрывает эти черты. Режиссёр Виталий Иванов поставил комедию, полную водевильных происшествий. Премьера «Бешеных денег» состоялась в 1998 году, и с той поры состав исполнителей изменился почти полностью, но сохранился сам дух спектакля, его непреходящая актуальность».

Казалось бы, что я мог увидеть на сцене и главное, зачем я шел на спектакль. Напрягся я в тот момент, когда брал билет – 28 февраля 2024 года оказался единственным днем в сезоне, на который можно было взять билет. После – ни одной даты. Привыкший к обратному, я был несколько удивлен, поэтому взял билет и как всегда пришел на спектакль за несколько минут до его начала.

Как всегда, приятная атмосфера и добродушные сотрудники. Знакомые лица в зале, молоденькие девчонки в гардеробе театра. Все, как всегда. Этот традиционализм Малого одних пугает, а других умиляет. Так вот меня он умиляет. Здесь всегда так, как должно быть. Впрочем, и театр меняется. Виной ли тому смерть нашего дорого худрука Юрия Мефодьевича Соломина – не знаю. Но и он всегда заставлял театр меняться. И это правильно.

К слову мысль о том, что театру надо меняться, меня в тот день одолевала. Вообще меняться надо всегда вовремя. Для Малого такой момент отчасти наступил. Но тем не менее на сцене до сих пор можно встретить легендарные постановки, которые идут с успехом десятилетия. «Бешеные деньги» Островского – одни из таких старожилов.

Театр не был забит битком. Оно и понятно – это была среда. Люди ходят в театр в эти дни не всегда активно. И я это часто замечаю. Но народ был. И его было действительно много.

Сюжет постановки прост и понятен – молодая девушка Лидия Чебоксарова и ее мать Надежда Антоновна – живут не по средствам. У отца проблема с деньгами, и он готов за копейки продать имение в провинции. А живущие в Москве мать и дочь ищут возможность для того, чтобы решить финансовые проблемы, руками других. Дочь выходит замуж за одного успешного и богатого коммерсанта (трудно его назвать купцов, нет, это человек новой формации), но она его не любит. Она крутит мужчинами, которые падают перед ней ниц. Один – Григорий Борисович Кучумов – кажется богатым и готовым решить все её проблемы. Другой – Иван Петрович Телятев – кажется еще более богатым, но нерасторопным. Самым везучим кажется только успешный богач Васильков и дворовый мужик, камердинер Василькова Василий.
Васильков-то влюблен, но узнав о шашнях жены, выгоняет ее из дому вместе с матерью. Позже он приобретает за бесценок ее имение и фактически заставляет супругу стать его горничной, которая будет зарабатывать своим трудом, но не получать этих самых бешеных денег.

Спектакль шел динамично и весело. Артисты были как никогда эксцентричны. Единственное бросалось в глаза старые декорации на сцене. Но это было ерундой. Публика была довольна. Она смеялась. И я не отставал от нее.

Начинаются поклоны. Публика стоит и аплодирует каждому. А шутка ли на сцене три народных артиста – Людмила Полякова, Владимир Дубровский и Валерий Бабятинский. Солидных старожилов театра сопровождают молодые и экспрессивные Игнатий Кузнецов, Аксиния Пустыльникова, Михаил Зубарев, Екатерина Казакова, Дмитрий Кривошеев и Кирилл Шварценберг.

И вот аплодисменты стихают и любимица публики Людмила Петровна Полякова говорит следующие слова: «Этот изумительный спектакль сегодня исполнялся в последний раз». Женщина в зале ахнула. Мы на мгновенье замерли. Через миг аплодисменты стали еще громче. Даже сидевшие до этого зрители встали и благодарили артистов. Они сыграли в тот день... изумительно.

За мгновенье до того, как занавес навсегда закрыл от зрителей последнюю труппу и декорации «Бешеных денег», Людмила Петровна успела сказать: «Мы его очень любили». Хотелось крикнуть в ответ: «И мы вас любим».

С какими эмоциями остался я? Трудно, когда ты ходишь в театр, потому что в том числе пишешь историю русского театра. Я был обескуражен, как и все. И остаюсь таким и сегодня. Но я был в невероятном восторге – увидеть на сцене последнюю постановку легендарного спектакля. Это ли не подарок?

Я пришел с этим настроением домой. Путь от театра занял около 50 минут. Я не торопился. Да и настроение оказалось приподнятым. После изнурительного дня тем более.

Зайдя домой, я открыл программу спектакля и впервые в жизни взял в руки ручку, чтобы сделать в ней пометку (обычно все программки я храню в неприкосновенности и непорочности). Под фразой «Премьера 21 мая 1998» я написал простые слова: «Последний раз 28 февраля 2024 г.».

«Бешеные деньги» ушли в историю. Малый театр потерял свои деньги.

Но история русского театра продолжается.


Рецензии