Молитва Гоголя

К Тебе, о Матерь Пресвятая!
Дерзаю вознести мой глас,
Лице слезами омывая:
Услышь меня в сей скорбный час,
Прийми теплейшие моленья,
Мой дух от бед и зол избавь,
Пролей мне в сердце умиленье,
На путь спасения наставь.
Да буду чужд своей я воли,
Готов для Бога все терпеть.
Будь мне покровом в горькой доле –
Не дай в печали умереть.
Ты всех прибежище несчастных,
За всех Молитвенница нас!
О, защити, когда ужасный
Услышу судный Божий глас,
Когда закроет вечность время,
Глас трубный мертвых воскресит,
И книга совести все бремя
Грехов моих изобличит.
Стена ты верным и ограда!
К Тебе молюся всей душой:
Спаси меня, моя отрада,
Умилосердись надо мной!

Эти строки стихотворной молитвы Гоголя последняя Императрица Александра Федоровна Романова переписала в личный дневник во время своего заточения с семьей в 1917-1918 гг.

Молитва была найдена, сохранена и обнародована после смерти писателя благодаря людям, среди которых по воле случая оказались и мои предки - братья Козины, крепостные князей Грузинских из села Лыскова.

В конце 1840-х годов Николай Васильевич Гоголь принял приглашение своих друзей графа Александра Петровича Толстого и его супруги графини Анны Георгиевны (урожд. княжны Грузинской) пожить в их московском доме на Никитском бульваре.

В первом этаже дома писателю были выделены отдельные апартаменты.
«Здесь за Гоголем ухаживали как за ребенком, - вспоминал поэт Николай Берг, - предоставив ему полную свободу во всем. Он не заботился ровно ни о чем. Обед, завтрак, чай, ужин подавались там, где он прикажет. Белье его мылось и укладывалось в комоды... Тишина в доме была необыкновенная».

Около четырех лет Гоголь провел в доме графов Толстых. Там он работал, там читал артистам Малого театра свою комедию «Ревизор», там сжёг 2-й том «Мертвых душ».
В феврале 1852 года писатель тяжело заболел и скоропостижно умер.

Теперь о своих. При смерти Гоголя в доме присутствовал камердинер графа Толстого Николай Андреевич Козин.

У Николая Андреевича был младший брат Иоанн, известный нам как авва Исидор. Юный послушник Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры навещал своего брата камердинера в доме графов Толстых.

Там он виделся и со своей бывшей помещицей графиней Толстой. Как пишет Павел Флоренский «покуда жива была княгиня, каждогодне являлся он [авва Исидор] к ней с просфорой и вязанкою баранок на мочале».

После кончины Гоголя хозяин дома граф Толстой разбирал бумаги покойного. Видимо, он и передал листок с молитвой своему камердинеру для брата монаха.

Иоанн полюбил эту молитву всем сердцем. Он делился ею с кем только мог и рассылал куда только мог.

В конце 1890-х авва Исидор послал «К Тебе, о Матерь Пресвятая…» историку Третьякову. В 1897 г. она была напечатана в журнале «Русский архив». с примечанием А.А. Третьякова: «молитва сообщена мне Иеромонахом Гефсиманского Скита  о. Исидором (Грузинским), родом из с. Лыскова, брат которого был камердинером в доме гр. А.П. и А. Г. Толстых, (на Никитском бульваре), где умер Гоголь.»

Не обошлось и без курьеза.
В конце 1880-х авва Исидор послал письма Государю Александру III, премьер-министру Великобритании Уильяму Гладстону и канцлеру Германии Отто фон Бисмарку.
В конверты со своими личными письмами он вложил молитву Гоголя. Неизвестно, дошли ли его письма в иные страны, но письмо к нашему Государю дошло до Двора, после чего за свою своевольность о. Исидор получил выговор от обер-прокурора Синода.
      
Вот в таком водовороте событий закрутило моих предков, а после вынесло в жизнь свободную людьми более опытными, более грамотными и подготовленными к новым временам.
А всё потому, что барыня у них была особенной.

О добром характере Анны Георгиевны мне рассказывал отец, ему дед, деду прадед, а прадеду прапрадед - Сажин Николай Николаевич.
Фотограф Николай Сажин приходился Николаю Козину и авве Исидору двоюродным братом и также до отмены крепостного права служил графине Толстой.

При ее содействии или, как говорится, с её легкой руки двоюродные братья Николай Козин и Николай Сажин обучились фотоделу и открыли фотографической заведение в Нижнем Новгороде в 1859 году. Но это, согласитесь, совсем другая история.
——————-
На фотографии авва Исидор (Козин). Музей Павла Флоренского.
Источники:
*В.А Воропаев. «Умереть с пеньем на устах...». Молитва Гоголя ко Пресвятой Богородице в славянском фольклоре и литературном предании.
*Павел Флоренский «Соль Земли. Сказание о жизни Старца Гефсиманского Скита иеромонаха Аввы Исидора».


Рецензии