Глава 45. О том, кто помогает и за что
Начнём, как водится, с текстов. Помните монотонно довольного Василия? Давайте немного придадим динамики его жизни. Так, а с чего мы закончили? Василий выиграл сто рублей в лотерею. Улучшение. Но их отобрала жена. Ухудшение. А сегодня он снова выиграл, но уже двести рублей. Опять улучшение. Что дальше? Ухудшение?
По законам жанра вроде как должно быть так. Но как нам сделать другое ухудшение? Нам, что, всё время отдавать деньги жене Васи? Это как-то скучно, не находите? А пусть наше ухудшение будет не просто так.
Сегодня Василий выиграл сто рублей в лотерею. Однако их забрала его жена. Расстроился Василий и снова пошёл играть. И выиграл уже двести рублей.
— Блин, и что теперь мне делать? Вот выиграл, это хорошо. Но так не хочется деньги терять.
— Слышь, братишка. Ты вот что тут просто так стоишь? — внезапно перед Василием возник огромный и страшный бомж.
— А, я смотрю, ты денег выиграл? Да не отнекивайся, я всё видел. Слушай, а может, будь человеком, добавь мне на опохмел? Да ты не бойся, я в долгу не останусь — отплачу чем смогу.
Блин, получилось хуже, чем думалось. Снова ухудшение. Или нет? Кажется, что да — Василий явно потерял деньги. А бомж? А у него, кажется, наступило улучшение — он денег заработал. А теперь самый главный вопрос. Кто такой бомж по отношению к Василию?
А вот тут перед нами всплывает нечто интересное. Кажется, что бомж — это некий противник Василия — враг. Однако не спешите раньше времени с выводами. Допустим, Василий так перепугался, что решил больше в лотерею не играть.
Но лудомания оказалась сильно заразной штукой. Поэтому где мы обнаруживаем Василия спустя время? Правильно, на скачках. Закончили мы вроде на ухудшении. Значит, какой у нас результат гонок? Видимо, улучшение. Правильно, Василий срывает джек-пот.
Он, совершенно не разбираясь в лошадях, поставил на случайную. А это оказалась самая дохлая кляча, которая почему-то именно сегодня выиграла. А вместе с ней и Василий. Поскольку нам с вами тянуть особо не нужно, пусть это будет очень резкое улучшение.
Скачки же — это динамика, да? Значит, темп мы должны ускорять. А если бы не нужно было? Ну, были бы карты. Домино? Нарды? Впрочем, неважно. Низкий темп должен содержать рядом что-то с низким темпом. Связь по вторичным признакам, помните?
Впрочем, мы отвлеклись. Василий выиграл миллион! Победа?
— Миллион. Блин, я отродясь таких денег не видел. Миллион.
— Стоять! — Василия окликнул хмурого вида парень.
— Вот скажи мне. Я тут уже несколько лет играю. И Кляча никогда не выигрывала. Но тут появляешься ты. И она чудесным образом приходит первая. Загадка, да?
— Я правда не знаю. Наверное, я просто везучий.
— Не гони! — в руках незнакомца появляется нож.
— Ты мне сейчас либо всё расскажешь. Либо домой ты сегодня не вернёшься.
Так. Хотели как лучше, а получилось как всегда. Но что же делать, как у нас Василий выкрутится? А вот тут, друзья мои, нам на помощь приходит дружба. Или долг.
— О, братишка, я тебя обыскался. Ты куда пропал? — за спиной хмурого типа возникла знакомая небритая морда. Да это же тот самый бомж.
— А ты чо, нож достал? Тебе чего от моего братишки нужно?
— Он мне должен.
— Это ты мне должен. Жизнь свою. Нож убрал и убирайся. А то сейчас быстро взыщем, так сказать, должок. Ты чьих будешь-то? Тут Федька всем заправляет, что-то я тебя с ним не видел. По беспределу решил? Так мы таких быстро приструним. Нож убрал, я говорю. И вали. Пока я добрый.
Так кто такой теперь бомж для Василия? Спаситель? А может, нам просто надо узнать имя бомжа, и всё станет на свои места? И как же бомжа у нас зовут? Конёк. А фамилия? Горбунок. Конёк-Горбунок.
Подожди, это же волшебный помощник. У Проппа в сказке. Ну да. Волшебный помощник. А чему вы удивляетесь, предложенная выше схема — это как раз схема обретения волшебного помощника.
Сначала герой что-то теряет. Точнее, не так. Сначала герой что-то находит. А потом начинает резко терять. Кобылёнок — это хорошо, но слишком уж он прожорливый. Герой фактически доходит до нищеты, пока его растит. Зато потом обретает очень полезного помощника.
И, в принципе, на этом путь героя в сказке обычно заканчивается. Дальше, как говорится, действовать будем мы. Герой превращается из действующего лица в просто наблюдателя. Волшебные помощники всё делают сами.
И сейчас перед нами, друзья мои, первый способ обретения помощника — помощник обретается во время фазы ухудшения для героя. А для помощника это, соответственно, фаза улучшения. А уплата долга? Для героя это улучшение. Для помощника — ухудшение. Долг, как говорится, платежом красен. Этот тип взаимоотношений называется жертвой.
Ладно. Что ещё мы можем сделать? А пусть хмурый тип не внял наездам от Конька. А тут ещё и подоспели дружки хмурого типа. А что с бомжом? Его оглушают, вынимают у него золотые часы, потом бандиты забирают у Василия деньги и дружно скрываются в закат. Глобальное ухудшение. Для обоих. Но если оба у нас совпали по фазам, то кто они теперь? Действительно, кто они теперь? Долг был отдан?
А вот это интересный момент. В такой ситуации мы что имеем. Мы имеем ухудшение для Василия. И это ухудшение — это возможность для бомжа вернуть долг. И мы как бы прерываем ухудшение Василия, сводя его к варианту «неудачное ухудшение». А чем мы его прерываем? Возвратом долга. Улучшением для бомжа.
Пока у них противофазы. Но что происходит дальше? Улучшение у бомжа не получается — хмурый тип оказался не промах. А что у нас должно быть после улучшения? Пусть даже и не получившегося? Ухудшение. Бомж теряет золотые часы.
В этот момент мы возвращаем фазу Василию. У него закончилось ухудшение. Дальше должно быть улучшение. Точнее, возможность для оного. А тут очень удачно у бомжа точно такая же фаза. Улучшение. А значит что, они начинают делать? Планировать месть. А значит, кто они теперь?
Союзники. Это второй тип дружбы. Когда оба персонажа действуют ради какой-то одной цели. И, что самое важное, совпадают по фазам улучшения-ухудшения.
А какие у нас ещё есть варианты дружбы? А давайте методом от противного. Мы только что рассмотрели вариант и когда персонажи действуют в противофазе, и когда действуют в одной фазе. Что остаётся? Ничего? А если мы противофазу перевернём? Пусть у нас теперь повествование идёт от лица бомжа. Кто для него Василий?
Ну, смелее, вы верно подумали. Третий тип взаимоотношений — должник. Герою кто-то помогает, но в счёт, так сказать, будущей жертвы. Помните палец из колодца со словами «Должок»? Это именно об этом речь там идёт. И, что интересно, тут у нас тоже будет противофаза. Отдача долга — это ухудшение для героя. А полный возврат — улучшение. Теперь Добби свободен.
А как же бескорыстная помощь? Это когда помогают просто так. Справедливо, есть такой жанр. Это когда где-то рядом находится голубой вертолёт. Просто из него раздают эскимо. Но только один раз в году, тут уж, простите, даже у детской сказки есть свои лимиты на применение.
А если его нет, вертолёта этого? Значит, мы находимся вне рамок детской литературы. Но если кто-то помогает бесплатно, а потом улетает? Точно нет вертолёта? Присмотритесь внимательно? Точно нет? Что, мы тут вообще речь про космос и зомби-апокалипсис ведём, какой вертолёт?
Вот и я говорю, что голубого вертолёта быть не может. И слово «должок» обязательно скоро раздастся. Впрочем, если оно не раздалось, это уже больше вопрос к автору. Что он пишет? Про космос? Или про голубой вертолёт?
Свидетельство о публикации №225121401772