Таты
В V-VI веках н.э. Кавказ, и особенно Дербентский проход («Каспийские ворота»), имел огромное стратегическое значение для Сасанидской Персии. Это был рубеж обороны от набегов кочевых племен с севера (гуннов, хазар).
Строительство оборонительной системы: Сасанидские шахиншахи (особенно Хосров I Ануширван, VI век) превратили город Дербент (перс. Дарбанд - «Узел ворот») в мощнейшую крепость. Были возведены знаменитые крепостные стены, протянувшиеся от моря до гор.
Империя Сасанидов, период Хосрова II (620 г. н. э.). Фото из свободных источников в Интернете.
Переселение татов из внутренних областей Ирана на Кавказ было продуманной государственной политикой, преследовавшей несколько целей:
• Военная колонизация: Поселенные вдоль границы иранские гарнизоны и земледельческие общины должны были стать надежным оплотом империи. Они были военнообязанными и несли пограничную службу, обеспечивая лояльность региона.
• Экономическое развитие: Таты были искусными земледельцами, ремесленниками (гончарами, ткачами, ковроделами) и садоводами. Они должны были освоить и экономически развить приграничные территории, снабжать армию и метрополию.
Культурное и религиозное влияние:
Таты были носителями персидской культуры и языка, а также зороастрийской религии. Их переселение укрепляло персидское влияние на Кавказе и создавало культурный барьер между кочевниками и собственно Ираном.
Татский язык - относится к юго-западной группе иранских языков (очень близок к персидскому/фарси), что подтверждает их происхождение из центральных областей Сасанидской империи.
• Этноним: Само слово «тат» изначально было экзонимом. В тюркских языках и на Кавказе так называли оседлое иранское население (сравните с персидским «тази» - «араб», но в широком смысле «мусульманин»). Со временем они приняли это название как самоназвание.
Изначально зороастрийцы, после арабских завоеваний (VII-VIII вв.) таты, как и большая часть населения Кавказа, постепенно приняли ислам (в основном суннитского толка, есть и шииты).
На протяжении веков таты жили в тесном контакте с тюркскими и кавказскими народами. Это привело к значительному культурному взаимовлиянию, а частично - и к ассимиляции. Многие таты в Азербайджане сегодня считают себя азербайджанцами.
Сегодня таты компактно проживают в южном Дагестане (особенно в Дербентском районе) и на севере Азербайджана. Их численность относительно невелика (по переписи 2010 года в России около 1500 человек, но реальная оценка выше; в Азербайджане - десятки тысяч). Сохраняется татский язык, культура, традиции.
Появление татов в Дагестане - это прямой результат военно-колонизационной политики Сасанидской Персии в V-VI веках. Их переселили как лояльных подданных для охраны стратегической границы, экономического развития региона и укрепления персидского культурного влияния. Несмотря на века истории, смену империй и религий, они сохранили свой уникальный иранский язык и культурное наследие, оставаясь живым свидетельством эпохи Сасанидов на Кавказе.
Свидетельство о публикации №225121400020