Аутизм в перестройку. Часть 2

Возможная причина появления аутизма

"Новомодная болезнь", "дети индиго", "звёздный десант новой эры", "это всё с запада", "Сталина на всё это нет" — все эти эмоциональные доводы разбиваются тем фактом, что аутистом был мой дед.
(Я всегда знала, что когда сяду писать книгу мемуаров, то о бабушке с дедушкой там будет написано очень много. Не всем так везёт иметь абсолютно понимающих, всепрощающих и бесконечно любящих родственников, пусть не в лице родителей, у которых сложные характеры, пусть не в лице братьев-сестер, которых у меня нету, а в лице самого старшего поколения, и потому обречённого быстро уйти, но уйти, исчезнуть, оставив яркий след и восторженные эмоции, как падающие звезды в огромном бархатном деревенском предосеннем небе. Раствориться вновь в той природе, из которой они вышли как её часть, прожив тихую, мирную, экологичную во всех смыслах жизнь.)

Итак, мой дед был аутистом. Он владел речью, хотя и не бегло. Несмотря на необходимость выучить русский язык после родного, он так и не стал билингвом. Выучив русский — почти забыл родной. У него не было феноменальной тяги к полиглотству, как у многих родственников его линии.
Тяга у него была другая. "Специнтерес", как говорят сейчас в медицинской среде о таких людях. Он мастерил всё из дерева, на работе и дома. И смог добиться звания столяра самого высокого разряда. Он был обеспеченным человеком по меркам своего времени. "Если б мы не были такими щедрыми, давно бы стали миллионерами!" — улыбалась моя бабка. До сих пор один исторический питерский ансамбль центра города хранит в глазницах своих окон и дверных проёмов изготовленные дедушкой дубовые рамы и двери.

Это очень высоко функциональный аутизм. Столько работать, в городе, на даче, с перерывами только на сон, точнее, на много сна, так как мой дед был не из тех, кто засидится до полуночи у телевизора в ущерб хорошему самочувствию на завтра. Сила воли вовремя ложиться спать, а начав пить и влипнув в эту вредную привычку, решительно бросить, вообще никогда не курить, всё это даровало ему долголетие, он умер на девяностом году жизни.

Только одно в нём было, что могло выбесить нетолерантных людей. Он не поддерживал беседы. С любых общих застольных тем съезжал на то, о чём в тот момент думал сам. И так каждый раз. Общество жило отдельно — Иван Иваныч отдельно. Бывало все балакают о начислении пенсии соседке МарьИванне, а он смотрит куда-то через них всех, и говорит: "А какое тёмное небо было летними ночами в Литве. Не как в Питере. Смотришь на него и думаешь: неужели Вселенная бесконечна? Разве может так быть, чтобы у чего-то в мире не было ни начала, ни конца? Мне иногда кажется, что там, где-то очень далеко, есть забор с колючей проволокой, огорожено, чтобы редкие путники не падали за край Вселенной, а там уже пни, бурьян, и табличка "Стой! Дальше дороги нет!".

Его предки пили. И этот родовой зов водки даже я всегда ощущала на себе, уже родившись, как мне кажется, с первой степенью зависимости. Тепло спирта, острая жгучесть спирта, его усыпляющий туман меня привлекали гораздо более, чем других подростков. С тридцати лет я вынуждена была уже полностью отказаться от любых прикосновений к спиртосодержащим продуктам, "во избежание", так сказать. И я смогла забыть это спиртовое тепло, этот дурман и эту тягу, как забываем мы давнюю влюблённость, почившую в реке времени, и более не тревожащую никаких струн души.
А дедушкины предки пили. Его собственного деда утопил конь, не желавший, чтобы тот его купал в состоянии алкогольного опьянения. Уж не знаю, каких алкогольных бесов животное увидело своим "третьим глазом" в тот момент в теле хозяина, только повалило его на мелководье, придавило копытами ко дну и держало так, пока пузыри совсем не закончили идти.

Мой отец (дедушкин зять) говорит, что это миф, что в деревнях всегда много пили. До двадцатого века, по его исторической оценке, сёла жили относительно трезво, трудоёмкий деревенский быт не подразумевал уходов в запои, запить значило пустить под откос свою жизнь, жизнь своей семьи, остаться без урожая, погибнуть, погубить семью.
Не кажется ли вам, что алкоголизация человечества это первопричина появления аутистов? Ведь мало какое вещество, как этот растворитель (растворитель всего. Здоровья, денег...) проникает с такой лёгкостью в любые закоулки любых клеток и генов. Добыча хлеба насущного, которая стала легче с появлением тракторов, фабрик, столовых, магазинов, потянула за собой и опасный нездоровый досуг. Это версия моего отца. Так сказать, алкоголизационная теория А.А. Максимова. "Счастье оглупляет" — как выразился он.


Рецензии