Молодежная политика тоталитаризма и авторитаризма

Молодежная политика тоталитаризма и авторитаризма: исторические параллели между Гитлерюгендом и современными российскими организациями

Введение государством централизованных и идеологически ориентированных молодежных организаций является классическим признаком стремления власти к тотальному контролю над обществом. Ярчайшим историческим примером такой практики стал *Гитлерюгенд* в нацистской Германии. Анализ его методов и целей позволяет провести структурные и функциональные параллели с деятельностью современных молодежных организаций в Российской Федерации, таких как «Юнармия» и движение «Большая перемена», особенно в контексте милитаризации сознания и формирования государственного патриотизма. Однако, проводя такие сравнения, крайне важно учитывать фундаментальные различия в историческом контексте и степени тоталитарности режимов.

Гитлерюгенд: инструмент тотальной мобилизации и индоктринации

Организация *Гитлерюгенд*, ставшая в 1933 году единственной разрешенной молодежной структурой в Германии, была создана с четкой целью — воспитать поколение безусловно преданных нацистскому режиму граждан. Ее методы были всеобъемлющими и тоталитарными[1]:

1.  *Идеологическая индоктринация:* Через регулярные собрания, лагеря и церемонии молодежь систематически подвергалась пропаганде расовой теории, культа фюрера и идеи превосходства немецкой нации.
2.  *Физическая и военная подготовка:* Акцент на спорте и военизированных играх готовил подростков к будущей службе в вермахте или СС. Физическая выносливость ценилась выше интеллектуальных достижений.
3.  *Подавление индивидуальности:* Организация разрушала традиционные связи семьи и церкви, заменяя их лояльностью исключительно государству и партии. Коллективное всегда преобладало над личным.

Ключевым аспектом была *обязательность* участия, а позднее — и вовлечение в военные действия в конце Второй мировой войны. В оккупированной нацистами Беларуси подобные методы, хотя и в меньших масштабах, применялись для «перевоспитания» части местной молодежи в пронемецком духе, но встретили мощное сопротивление в виде патриотического партизанского движения[2].

Современные молодежные организации в РФ: патриотизм как государственная стратегия

В современной России, начиная с середины 2000-х годов, наблюдается целенаправленное создание и развитие молодежных движений, находящихся под прямым или косвенным контролем государства. Крупнейшими из них являются:

*   *Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия»:* Созданное в 2016 году при поддержке Министерства обороны, оно декларирует цели патриотического воспитания, возрождения военно-спортивных игр и подготовки к службе в армии[3]. Участники («юнармейцы») носят униформу, учатся обращаться с оружием, изучают военную историю России. Критики отмечают, что «Юнармия» становится инструментом милитаризации сознания детей, воспитывая не критически мыслящих граждан, а лояльных государству исполнителей.
*   *Российское движение детей и молодежи «Большая перемена»:* Учрежденное в 2022 году по инициативе президента РФ, это движение стремится объединить под своим началом все молодежные инициативы. Его структура и риторика («Движение Первых») отчасти напоминают пионерскую организацию советского образца, делая акцент на коллективизме, патриотизме и «традиционных ценностях»[4].

Сравнительный анализ: параллели и различия

Проводя сравнение, можно выделить несколько структурных параллелей:

*   *Государственный контроль и идеологическая направленность:* Как *Гитлерюгенд*, так и «Юнармия»/«Большая перемена» финансируются и курируются государством и служат проводниками официальной идеологии — в первом случае нацистской, во втором — «государственного патриотизма».
*   *Милитаризация:* Обе модели делают сильный акцент на военной подготовке, ношении формы, изучении оружия и военной истории, что формирует у молодежи специфическое, ориентированное на силу восприятие национальной идентичности.
*   *Коллективная идентичность и символика:* Использование ритуалов, клятв, униформы и символики (например, красные береты «Юнармии») призвано создать сильное чувство принадлежности к корпорации, замещающее собой другие формы социальной идентификации.

Однако *ключевые различия* не менее важны:

*   *Степень тоталитарности:* Участие в «Юнармии» и «Большой перемене» на сегодняшний день является формально добровольным, в отличие от фактически обязательного членства в *Гитлерюгенде*. Государство в РФ не обладает тотальным контролем над всеми аспектами жизни, характерным для нацистской Германии.
*   *Идеологическое содержание:* Идеология современных российских организаций основана на абстрактном «патриотизме» и «традиционных ценностях», а не на радикальной расовой теории и экспансионизме, как в случае с *Гитлерюгендом*.
*   *Исторический контекст:* *Гитлерюгенд* был инструментом подготовки к агрессивной войне и геноциду. Современные российские организации функционируют в иных условиях, хотя их милитаристская риторика и усиливается в контексте текущих геополитических событий.

Заключение

Таким образом, прямое отождествление современных российских молодежных движений с *Гитлерюгендом* было бы историческим упрощением. Режим в РФ не является тоталитарным в его классическом, гитлеровском понимании. Однако структурные сходства в методах — использование милитаристской эстетики, культивация государственного патриотизма, создание централизованных структур под контролем власти — указывают на общую для авторитарных и тоталитарных режимов тенденцию: стремление к мобилизации и идеологической унификации молодежи как залога долгосрочной стабильности власти. Эти параллели служат не для прямых исторических аналогий, а как предостережение о потенциальных рисках, которые несет в себе сращивание системы образования с милитаризованной государственной пропагандой.

Список литературы

[1]: Клемперер В. *LTI. Язык Третьего рейха. Записная книжка филолога*. — М.: Прогресс-Традиция, 2020. — С. 145-150.
[2]: Туронак Ю. *Беларусь под немецкой оккупацией (1941-1944).* — Минск: Беларусь, 1993. — С. 78-82.
[3]: Официальный сайт ВВПОД «Юнармия». [https://yunarmy.ru/](https://yunarmy.ru/) (дата обращения: 23.05.2024).
[4]: Федеральный закон от 14.07.2022 № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи». — [Официальный интернет-портал правовой информации](http://pravo.gov.ru).
[5]: Гудков Л. «Ресурсы патриотизма и их исчерпание» // *Вестник общественного мнения*. — 2015. — № 1-2 (120). — С. 45-67

Редактор, Принц Крыма и Золотой Орды, Посол, Профессор, Доктор Виктор Агеев-Полторжицкий


Рецензии