Буртасы

Буртасы - это кочевой или полукочевой народ, упоминаемый в арабских (IX-X вв.) и древнерусских (X-XIII вв.) источниках в регионе между Волгой и Доном, по соседству с хазарами, булгарами и печенегами.
Арабские географы (Ибн Русте, ал-Масуди, ал-Гарнати) описывают буртасов как многочисленный, независимый и воинственный народ, живущий в лесах. Они упоминают их главный город (название не сохранилось) и то, что они платят дань хазарам мехами (буртасские меха высоко ценились).
Буртасы в сфере доминирования Хазарского каганата .
Древнерусские летописи упоминают буртасов чаще как союзников или подданных волжских Булгар иногда Мордвы. Они участвовали в походах Булгар на Русь и, в свою очередь, подвергались набегам русских князей (например, Юрия Долгорукого). Проживали они тогда на географических территориях нынешних Пензенской, Тамбовской, Ульяновской областей России.
Буртасы -  практиковали кочевое скотоводство  (лошади, овцы), охоту (те самые знаменитые меха) и, вероятно, примитивное земледелие.
 Они исповедовали язычество.
Арабские авторы -  описывают сложные обряды поклонения природным явлениям (гром, деревья, вода и т.д.).
Основной вопрос, на который до сих пор нет единого ответа:
Кем были буртасы по происхождению и языку? На этот счёт существует несколько основных гипотез:
Ираноязычная гипотеза: Самая ранняя. Связывает их с потомками сарматских племён (алан). На это указывает возможная иранская этимология имени («буртас» - от иранского «бур-таш» - «союзник, собрат»).
Наиболее популярная угро-финская (мордовская) гипотеза считает буртасов не отдельным народом, а конфедерацией мордовских племён (мокша, эрзя), известной их соседям под общим именем. Этому есть подтверждения в археологии: на предполагаемой территории буртасов находят памятники городецкой и древнемордовской культур.
Карта мира Ибн Хаукаля по рукописи XIV века из Библиотеки Сулеймание в Стамбуле.
Фото является общественным достоянием. Эта карта  подает еще одну мысль ,что Буртасы -это мигрировавшие Буры.

Тюркская гипотеза предполагает, что буртасы - тюркское племя, возможно, родственное булгарам или чувашам. Некоторые исследователи видят связь с более поздним населением этих земель - мишарями (татарами).
Существует также смешанная гипотеза, которая предполагает, что буртасы представляли собой не единый этнос, а политический союз разнородных племён (финно-угорских, тюркских, возможно, иранских), сложившийся в междуречье Волги и Дона под влиянием Хазарского каганата.
Буртасы были вассалами и буфером Хазарии.
Они обязаны были выставлять ополчение для хазарского войска. Арабские источники (Ибн Русте) подчёркивают их многочисленность и воинственность, отмечая, что «буртасы - страна обширная и сильная».
Главной данью Хазарии были не рабы или скот, а знаменитые буртасские меха (соболя, куницы, горностаи), которые были ценным экспортным товаром.
Их земли служили барьером, прикрывавшим западные границы каганата от набегов печенегов и позже - русов.
Буртасы - действовали не самостоятельно, а как часть коалиций более сильных игроков.
Летописи неоднократно фиксируют их участие в походах волжских Булгар на русские земли (например, в 1088 году они взяли Муром) и в обороне Булгара от ответных ударов (походы русских князей в 1120, 1172, 1184 гг.).
Есть важная цитата о Буртасах из труда арабского энциклопедиста X века Аль-Масуди, что: «у них деревянные дома, в них живут зимою, и шатры, в них они обитают летом».
С ослаблением Хазарии в X веке Буртасы постепенно попали в сферу влияния Волжской Булгарии и выступали как их младшие союзники. Арабский географ ал-Гарнати (XII в.) описывает, что буртасы живут в глухих лесах и строят мощные деревянные укрепления («город Буртас»), куда свозят запасы на случай войны. Это была тактика защиты от кочевников степи. Как лесной народ, они, вероятно, сражались в пешем строю, используя луки, копья и топоры. Их конница, если и была, уступала степной.
Буртасы - исчезают со страниц истории после монгольского нашествия (XIII в.). Вероятнее всего, они были ассимилированы или включены в состав: Золотой Орды (и далее - татарского и мордовского народов), Волжской Булгарии, древнерусского населения (в меньшей степени).
Ранние исследователи заложили основы, пытаясь идентифицировать буртасов по летописям и трудам арабских географов.

В. Н. Татищев одним из первых связал буртасов с мордвой, видя в них одно из её племён. Н. М. Карамзин склонялся к отождествлению буртасов с мордовскими племенами.
 Д. И. Иловайский выдвинул иранскую гипотезу. Он считал буртасов потомками сармато-аланского населения Подонья, родственными ясам (аланскому населению Руси). Эта гипотеза базировалась на возможной иранской этимологии имени («буртас» - «бур-таш» - «союзник, собрат»).
В советское время резко возросла роль археологии. Сформировались две основные конкурирующие гипотезы. А. П. Смирнов (крупнейший специалист по волжским булгарам и финно-уграм) стал главным сторонником мордовской (финно-угорской) гипотезы. Он отождествил археологические памятники буртасов (т.н. «культура рязано-окских могильников», позже - древнемордовская культура) с этим народом. По его мнению, «буртасы» - это общее название для группы мордовских племён, данное им тюркскими соседями. Исследователи Б. А. Рыбаков и М. И. Артамонов поддерживали иранскую гипотезу, связывая буртасов с остатками сарматского населения лесостепи. Они апеллировали к описаниям их языческих культов у арабских авторов, которые имели параллели с осетинским (аланским) эпосом «Нарты». А. Х. Халиков (татарский археолог) выдвинул тюркскую гипотезу. Он предположил, что буртасы - это тюркизированные финно-угры, возможно, предки части мишарей (татар), и их имя сохранилось в названии «буртас» одной из групп татар-мишарей.
В наше время в исследованиях преобладает комплексный подход. Большинство исследователей признают, что «буртасы» - это не столько этнос, сколько политическое образование или конфедерация племён.
В. В. Седов и Е. А. Шинаков поддерживают финно-угорскую гипотезу, но с уточнениями. Они видят в Буртасах союз племён городецкой (предки Мордвы) и азелинской (предки Марийцев) культур, сложившийся под влиянием и при взаимодействии с булгарами и хазарами.
Г. Е. Афанасьев провёл масштабные археологические исследования в Среднем Подонье. Его вывод: буртасы - это политоним (политическое название), а не этноним. Под этим именем в арабских источниках фигурирует население лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры (связанной с Хазарией), которое было смешанным - алано-болгарским с значительной примесью финно-угорского (мордовского) компонента. В булгаро-татарской историографии продолжает развиваться тюркская гипотеза, связывающая буртасов с ранними тюркскими группами в регионе.
Буртасы - это не этнос, а сложный полиэтничный союз, сложившийся в междуречье Волги и Дона под эгидой Хазарского каганата. В его состав входили в основном финно-угорские (протомордовские) племена, но с сильным тюркским (булгаро-хазарским) и, возможно, остаточным иранским (аланским) компонентом.
На сегодня наиболее авторитетной считается компромиссная точка зрения. Буртасы - это не этнос, а сложный полиэтничный союз, сложившийся в междуречье Волги и Дона под эгидой Хазарского каганата.
В его состав входили в основном финно-угорские (протомордовские) племена, но с сильным тюркским (булгаро-хазарским) и, возможно, остаточным иранским (аланским) компонентом. Именно это смешение и породило дискуссию среди исследователей.
Буртасы - это яркий пример народа-«призрака» раннего Средневековья. Они были реальной политической и военной силой в регионе, их имя было хорошо известно современникам, но их точная этническая принадлежность остаётся одной из интереснейших исторических загадок. Большинство современных исследователей склоняются к тому, что это была конфедерация преимущественно финно-угорских (мордовских) племён.


Рецензии