Багават-гита. 5 Глава

Глава 5

1. Арджуна сказал:
Отречение от всякой деятельности Ты восхваляешь, о Кришна, и тут же восхваляешь исполнение предписанных действий. Что же из этих двух следует предпочесть, скажи мне определенно?

2. Высочайший сказал:
Отречение от деятельности и исполнение предписанных действий –
оба пути ведут к освобождению. 
Но, воистину, исполнение предписанных действий превосходит отречение.

3. Истинный аскет тот, кто свободен от эмоций и свободен от желаний. Свободный от всякой двойственности он легко освобождается от материальных оков.

4. Невежды говорят о санкхье и о йоге как о чем-то различном.
Тот, кто тверд в одной из них, тот достигает полного результата.

5. Уровень продвижения, достигаемый аскетами, достигается также и исполняющим предписанное. Прав тот, кто понимает, что санкхья и йога суть одно и то же.

6. Аскетизм, без ясного понимания предписанного долга полон отчаяния и страдания. Но мудрец, исполняющий предписанный долг, без задержки достигает Всевышнего.

7. Исполняющий предписанный долг, очистивший Душу, покоривший свои чувства, осознавший Божественную природу своей Души и единение со всеми живущими,
тот и действуя остается свободным от привязанности к материальному.

8. Тот, кто знает истину, понимает, что он не действует, даже когда: видит, слышит, прикасается, нюхает, ест, двигается, спит и дышит.

9. Говоря, давая и принимая, открывая и закрывая глаза, он всегда знает: чувства взаимодействуют с объектами чувств – это их функция.

10. Тот, кто выполняет свои обязанности думая о Всевышнем, без привязанности к материальному, к тому грех не пристанет,
подобно тому, как вода скатывается с листьев лотоса.

11. И телом, и сознанием, и разумом, с очистившимися чувствами действуют йоги, отрешившись от привязанностей материального мира с целью очищения Души.

12. Вставший на путь познания, отказавшийся от плодов своей деятельности – обретает совершенный и полный покой.
Неразумный, привязанный к плодам деятельности – в результате запутывается.

13. Разумом отказавшись от действий, обитающий в теле Властитель спокойно пребывает там, где девять ворот, не действуя и не принуждая никого к действию.

14. Ни чувство собственности, ни деятельность людей - не созданы специально, и плоды деятельности не созданы специально, но порождены самой природой.

15. Нет для Господа ни греха, ни праведности.
Мудрость эта сокрыта от смертных существ, обреченных на незнание.

16. В ком неведение уничтожено мудростью Высшего Я, для того эта мудрость, сияя подобно Солнцу, раскрывает Высочайшего.

17. Думающий о Всевышнем, познавший Себя, как часть Божественного,
уповающий на Создателя и стремящийся найти прибежище в Изначальном –
тот идет к освобождению, очищенный мудростью, без страха.

18. Для мудреца все равны: ученый, слон, корова, собака или тот, кто ест собаку.

19. Тот, чей ум уравновешен и одинаков ко всем, уже победил рождение и смерть.
Он безгрешен, подобно Божественному Духу, и потому уже пребывает в Нем.

20. Спокойный, с ясным сознанием, постигший Божественное,
не ликует, получая приятное и не скорбит, получая неприятное.

21. Тот, кто не привязан к миру чувств, кто получает удовлетворение познавая свою Божественную Душу, лишь тот, кто на пути к Богу – наслаждается неограниченным счастьем.

22. Радости, возникающие от контакта с материальными источниками, несут в себе страдания, так как они имеют свое начало и конец.
Мудрый не обольщается ими.

23. Тот, кто может при жизни, до освобождения от тела, противостоять желаниям, страсти и гневу, - тот достиг гармонии и по-настоящему счастливый человек.

24. Тот, кто черпает счастье и наслаждения внутри себя, кто озарён изнутри,
тот освобождается Всевышним и достигает Всевышнего.

25. Тот, кто освободился от двойственности, осознал свое Божественное происхождение, очистился от грехов и действует на благо всех живых существ, достигает Божественной Нирваны.

26. Тот, кто свободен от гнева, страстей и материальных желаний, кто познал себя, овладел своим разумом и стремится к совершенству, тот достигнет Божественной Нирваны.

27. Отрешись от звуков, от всего внешнего, закрой глаза, устреми свой взор внутрь между бровей, носом контролируй вдыхаемый и выдыхаемый воздух.

28. Контролируя чувства, ум и разум – так победишь желания, страх и гнев.
Таким путем всегда можно достичь освобождения, непременно.

29. Познавший Меня, как получателя всех жертв и духовных подвигов, как Верховного Господа всех миров, как Благодетеля всех живых существ, познавший Меня таким – достигает освобождения от материальных страданий.

Так сказано в пятой беседе между Шри-Кришной и Арджуной, именуемой
Йога отрешенности.


Рецензии