Там смеётся еврей

Там смеётся еврей. Новое из исследования анекдотов: айсберги, пощёчины и чудо-оружие  (www.taz.de)

Гельмут Хёге (Helmut H;ge)

Оригинал публикации: Die Wahrheit
Da lacht der Jude
http://www.taz.de/!89259/

Кто бы мог подумать? Евреи-ортодоксы тоже могут смеяться над шутками и анекдотами, ; во всяком случае, если они кошерные
Bild:  ap

     Однако, разница между теми и другими состоит лишь в том, кто кому их рассказывает. Крупный коллекционер еврейских анекдотов Зальция Ландман (Salcia Landmann) считала, что с изгнанием и уничтожением восточноевропейского еврейства еврейский анекдот в какой-то мере вымер. За этим стоит теория анекдота, согласно которой, чем сильнее подавляется какая-то этническая группа, чем маргинальней она становится, тем жёстче её анекдоты. Поэтому в США и в Израиле не могут появиться такие анекдоты, как в Галиции.

     «Анекдот ; это чудо-оружие беззащитных, ; говорится в послесловии гёттингенского филолога Петера Кёлера (Peter K;hler) к его собранию еврейских анекдотов, опубликованному в 2003 году в издательстве Reclam. ; Жизнь ; это селёдка на стене». В нём он напоминает о первом коллекционере еврейских анекдотов Александре Можковском, который назвал их «основой и венцом всех анекдотов». «Еврейские анекдоты гарантируют качество», ; говорит Кёлер, который сам же и опровергает свою теорию «беззащитных», вспоминая отнюдь не беззащитного израильтянина Эфраима Кижона (Ephraim Kishon), чью сатиру «читают в мире больше всего».

     В 2010 году издательство «Patchworld-Verlag» выпустило собрание «современных еврейских анекдотов Илана Вайса (Ilan Weiss) под названием «Секс в шабат?» Автор ; родом из Израиля, он страховой агент и уже двадцать лет живёт в Берлине. В своём предисловии Вайс полемизирует с Зальцией Ландман, говоря, что есть «прекрасные современные еврейские анекдоты, которые, без сомнений, появились после 2-й мировой войны», что он и пытается доказать своей книгой. Возможно, с этими анекдотами дело обстоит так, как и с «анекдотами ГДР», по поводу которых их коллекционер Клемент де Вроблевский (Clement de Wroblewsky) высказывает предположение, что «классический материал анекдотов» обесценился, среди прочего «еврейские анекдоты, пришедшие частью из Польши и России или Советского Союза». 

     В одном из его анекдотов ; из австрийского издания KuK-Zeit, ; включённом также в более современной редакции Иланом Вайсом в своё собрание, речь идёт о следующем. Два бедных еврея без гроша в кармане прибыли в Белград, там, в одной из католических церквей, они  увидели табличку с надписью: «За каждый переход в другую веру мы платим 100 крон». Они долго совещались, после чего решили, что сначала попробовать сделать это должен один из них. Этот один заходит в церковь, а его друг дожидается на улице. Ждать пришлось долго, наконец, выходит первый. ; Ну, что? Не удалось? ; спрашивает второй. ; Нет, всё в порядке. ; Есть деньги? ; Да. ; И, правда, 100 крон? ; Да. ; Ну, показывай, наконец, ; настаивает ждавший на улице. ; Это именно то, что мы, христиане, не любим в вас, евреях: вы всегда думаете только о деньгах, ; ответил на это первый.

     В собрании Кёлера можно найти анекдот следующего содержания периода национал-социалистской Германии: «Леви прогуливается по городскому парку и встречает Зелигмана, уютно устроившегося на скамейке и читающего «Фёлькишер беобахтер». ; Зелигман! ; вскрикивает в ужасе Леви. ; Как ты можешь читать это дерьмо? ; Скажу тебе следующее, ; отвечает Зелигман. ; Когда я читаю какую-нибудь из наших газет, у меня после этого появляется чувство подавленности ; в них ничего, кроме сообщений о катастрофах: евреев выбрасывают с государственной службы, евреям запрещена врачебная практика, евреи больше не имеют права пользоваться трамваем и так далее. Здесь же, наоборот, пишут о том, что евреи правят миром, что они держат в своих руках международные финансовые рычаги, что они контролируют политику всех стран и так далее. Скажу тебе Леви, это всё равно, что бальзам на душу.

     Ещё один еврейский анекдот из собрания Илана Вайса: один американский еврей и азиат едут в одном купе поезда. Неожиданно еврей даёт азиату звонкую пощёчину и говорит: ; Это за Пёрл Харбор. ; А я-то здесь причём, ; говорит азиат. ; Я не японец, я кореец. ; Японец, кореец, китаец… все вы одинаковые. Через какое-то время пощёчину в ответ получает еврей: ; Это за потопление «Титаника». ; Но это же были не евреи, Это был айсберг. ; Айсберг, Гольдберг, Гринберг ; это ведь всё одна родня.

     Наконец, последний анекдот ; из собрания Петера Кёлера: вскоре после образования государства Израиль еврейская община Майями устраивает крупную лотерею в поддержку молодого государства: первая премия ; одна неделя пребывания в Израиле, вторая премия ;  две недели пребывания в Израиле, третья премия ; три недели пребывания в Израиле.   


Рецензии