Философия хозяйства настоящего времени. Начало

         ...---...

       Уважаемый читатель, покорнейше прошу прощения, но, как всегда, мучают смутные сомнения — как начать мою новую книгу: «Философия хозяйства настоящего времени».
       Формальная логика подсказывает, что было бы правильно начать со словосочетания «человеческое хозяйство сегодня» или что-то в этом роде. Такой приём в писательской практике даже привычен, удобен и, казалось бы, оправдан.

       Однако, работая над этой темой более четверти века, я стал понимать, что не имею права опускаться до банальной лжи и прятаться за удобным словосочетанием, начиная совсем нелёгкий разговор о человеческом хозяйстве.
       Да, уважаемый читатель, за эти длинные годы исследования темы я осознал, что не понимаю, что такое хозяйство, человеческое хозяйство. Если обобщить тысячи прочитанных определений этого термина, то можно получить классическое определение: «человеческое хозяйство — это исторически сложившаяся система деятельности людей по созданию, распределению и использованию ресурсов для воспроизводства общества».
       Выглядит, вроде бы логичным, но до тошноты поразительно пустым.
      Нет ответа на самые простые вопросы: кто и зачем вообще запустил этот проект — «человеческое хозяйство»? И почему это хозяйство после тысячелетий вялого текущего социального брожения вдруг сделало технологический рывок и за пару столетий технологических переделов вышло на современную форму капиталистического развития человеческого хозяйства?

      При изучении вопроса, приходит понимание, что капиталистическое человеческое хозяйство не является системой, изначально направленной на заботу о человеке или на гармоничное воспроизводство общества.

      История почему-то говорит об обратном. Капиталистическое человеческое хозяйство развивается вопреки человеку, но за его счёт. Создаётся ощущение, что капиталистическое человеческое хозяйство существует как-то само по себе, решает какие-то другие задачи, подчиняется иной логике и живёт по законам, которые не совпадают с человеческими представлениями о благе, смысле жизни и развитии.

       Разбираясь в этом нагромождении противоречий, я пришёл к философии хозяйства Сергея Николаевича Булгакова, который впервые в формате капиталистического (условно экономического) человеческого хозяйства поставил вопрос о хозяйстве как о форме бытия человека в мире, а не как о системе капиталистических, экономических механизмов непонятного развития — куда и зачем. 
       Булгаков рассматривал хозяйство как софийное со-творчество человека и мира — процесс, в котором материальное и духовное неразделимы. Экономика в этом контексте оказывается лишь частным, инструментальным эпизодом более широкой реальности хозяйства. И человеческое хозяйство — это форма человеческого бытия, а не механизм расширенного воспроизводства капитала.

       Булгаков сделал мощную попытку раскрыть эту тему, однако его остановила реакция современного ему буржуазного сообщества, и вопрос остался открытым — слишком сложным и слишком опасным для развития.

       Казалось, что мои исследования зашли в тупик. Многие исследователи пытались как-то сдвинуть эту тему с мёртвой точки, но натыкались на ту же самую реакцию.

       Но случилось, так сказать, важное, можно сказать судьбоносное для меня событие, изменившее мою жизнь. Я вернулся из командировки в Чечню, где тщетно пытался найти ответы на мои вопросы, общаясь с людьми — участниками событий. Составил отчёт, который никто не решился напечатать, и когда мой друг, ответственный секретарь «Парламентской газеты», полковник Владимир Александрович Климов, сообщил, что главный редактор Леонид Петрович Кравченко предложил мне подготовить материал о загадочной общественной структуре, начавшей издавать журнал «Философия хозяйства», я с какой-то даже радостью ухватился за это, как мне казалось, соломинку спасения.

       И впервые оказался в этой уникальной интеллектуальной вселенной — философии хозяйства Юрия Михайловича Осипова. Конференция, организованная лабораторией философии хозяйства экономического факультета МГУ, стала для меня настоящим откровением. Хозяйство предстало как целостная цивилизационная реальность, включающая экономику, власть, культуру, технологию и формы сознания, и тем самым — окном в будущее человеческого развития.

       И сегодня, приступая к написанию книги, я понимаю, что оказался перед тем же самым разломом, скрывающим сущность человеческого хозяйства, и надо разбираться, что это. Нет, это не просто экономика, не только производство и распределение и не совокупность институтов. Это среда, в которой человек живёт, действует, ошибается, разрушает и создаёт. Среда, которая начинает жить собственной логикой.

       И разбираться придётся продираясь сквозь жуткие терни реакции и поэтому эта книга не начинается с определения. Она начинается с сомнения.
       С попытки понять, что такое человеческое хозяйство на самом деле.
          ...


Рецензии