Время собирать камни. Новоафонская пещера

       Пещера в Новом Афоне – это не только уникальное явление природы, но и важный научный объект исследования для «пещерных людей» – спелеологов, хранящий в себе множество научных тайн и загадок.
       Помимо своих архитектурных диковин пещера известна массой редкостных естественных проявлений. Одним из них является наличие микроорганизмов (бактерии, грибы) и насекомых,  адаптировавшихся к выживанию без солнечного света в полной темноте.
       Другой отличительной особенностью пещеры являются подземные реки. Они образуются из дождевых и талых вод, проникающих сквозь трещины и рыхлые горные породы. Эти реки играют существенную роль в создании пещерных формирований, обеспечивая стабильное поступление воды и растворов минералов.

       Температура воздуха в пещере сохраняется неизменной на протяжении всего года, составляя около +14°C. Это формирует комфортные условия для посетителей независимо от времени года.

       Новоафонская пещера состоит из девяти залов (см. схему пещеры), в шести из которых проводятся ежедневные экскурсии. В одном из залов иногда звучат музыкальные концерты национальной музыки. Зал «Геликтовый грот» зарезервирован для научной работы.
       В трёх залах находятся озёра Анатолия, Голубое и Безымянное с водой удивительного бирюзового цвета
       Самый большой зал пещеры — зал «Махаджиров», имеет высоту 50 метров, его длина 260 метров, ширина – до 75 метров (на фото в центре). Самый высокий зал пещеры — зал «Спелеологов», его высота достигает 97 метров.

       Завалы обрушившихся громадных камней на дне залов создают реальное ощущение опасности внезапных обвалов.

       Иногда тропа вплотную приближается к сталактитам и экскурсовод просит не трогать их руками, чтобы не прерывать жировыми отпечатками вековой процесс наращивания. А в некоторых местах даже натянута сетка типа «рабица». Но и через неё посетители умудряются дотянуться грязными пальцами до белоснежных творений природы, а в одном месте сумели даже сломать и разобрать сетку так, что пролазит рука и бок сталактита почти чёрный.

       Посещение пещеры само по себе увлекательное приключение, но ко всему этому добавляет немало эмоций «маленькое метро». От входа экскурсанты доставляются внутрь пещеры на электропоезде по тоннелю с однопутной узкоколейной электрифицированной железной дорогой.
       Линия длиной 1291 м (ширина колеи 900 мм) имеет 3 пассажирские станции. Перегоны — 816 и 475 м поезд проходит  соответственно за 3 и 2 мин со скоростью до 30 км/ч.
       В состав электропоезда входят моторный, головной и 4 прицепных вагона, общая вместимость которых 90 сидячих мест. Вагончики настолько узкие, что вдоль вагона между рядами сидящих пассажиров двоим не разойтись.

       От входной станции через все залы ведёт пешеходная дорожка длиной 1,4 километра с эстакадами, лестницами и обзорными площадками и устроено художественное освещение (см. фото в центре). 

       Посещение Новоафонской пещеры позволяет не только полюбоваться ее красотой, но и чуть-чуть прикоснуться и к древней истории пещеры, и к спелеологии. Эта небольшая прогулка вызывает неповторимые впечатления и остаётся ярким воспоминанием на всю жизнь.
      
       На память пещера подарила свой небольшой камешек (фото справа).


       P.S. К несчастью, ни одной собственной фотографии от съёмки в пещере не сохранилось.*


       Александр Соханский,
             декабрь 2025 года




П Р И М Е Ч А Н И Е

       * При досмотре ручной клади в аэропорту через интроскоп я предупредил сотрудника о наличии фотоплёнок и спросил, не следует ли их достать из багажа. Тот авторитетно заверил, что с плёнками ничего не случится, ибо их оборудование безопасно даже для самой чувствительной плёнки.
       После проявки выяснилось, что все отснятые плёнки, перемотанные обратно в штатные кассеты из пластмассы, полностью засвечены. Отлично проявились только последние неэкспонированные кадры, которые находились в аппарате в стальной кассете, послужившей экраном,  и были досняты уже дома. Безвозвратная утрата…


       Время собирать камни. Оглавление >>>  http://proza.ru/2025/12/04/732


Рецензии