Оперные редкости невольная возмутительница спокойс

 Оперные редкости: невольная возмутительница спокойствия

"Служанка-госпожа", опера Перголези, зал Стравинского Мариинского театра,  12 декабря 2025 года
Этой опере почти триста лет.  Премьера состоялась в Неаполе а 1733 году и доподлинно о ней известно только то, что она прошла как вставная развлекательная интермедия между действиями другой оперы Перголези - оперы-seria. Сегодня исследователи ставят под сомнение и то, что это была опера  «Гордый пленник», и то, что автором либретто "Служанки-госпожи" был Дж.Федерико.
Есть мнение, что Перголези взял за основу комедию Якопо Нелли «Служанка-госпожа» (1731), ибо либретто Дж. Федерико, чьи даты жизни не установлены, стало известно спустя несколько десятилетий, когда в Петербурге была поставлена опера-буффа Паизиелло «Служанка-госпожа» на либретто Дж. Федерико. Отсюда и логичное предположение, что Перголези использовал его же.
Но все специалисты сходятся в одном: "Служанка-госпожа" - самая ранняя опера, регулярно возобновляемая почти всеми оперными труппами в мире.
Перголези оставил нам значительное музыкальное наследие, хотя и прожил всего 26 лет.  И он не узнал, что его маленькая бесхитростная опера-буффа "Служанка-госпожа" стала в 1752 году в Париже, куда ее привезла труппа странствующего театра, настоящей возмутительницей оперного спокойствия, завоевала Европу и породила так называемую «войну буффонов», которая привела к созданию жанра французской комической оперы.
А сам сюжет  оперы,  обрел новую жизнь в знаменитых операх Россини и Доницетти - "Севильском цирюльнике" и "Доне Паскуале", что делает  оперу Перголези особенно интересной для слушателей. Всегда занимательно наблюдать, как развивается музыкальная традиция. Ведь у Перголези в "Служанке-госпоже" звучит не классический итальянский язык, как принято в серьезных операх, а неаполитанский диалект, действие развивается стремительно, да и в музыке немало мелодий, которые сближают ее с народными песнями. 

В Мариинском театре опера Перголези "Служанка-госпожа"  уже ставилась - 1999 году. Теперь она появилась в его репертуаре снова! И успешно была показана в зале Стравинского Мариинского театра в минувшую пятницу. Хотя в афише было заявлено концертное исполнение, на самом деле публике представили маленький спектакль - со старинными костюмами и напудренными париками, декорациями и реквизитом, выдержанными в стиле эпохи XVIII века. Оркестр тоже воплощал стилистику барокко - клавесин и струнный ансамбль. И одеты музыканты были соответственно - парики, камзолы, жабо. Очень впечатляющая деталь! Раньше такое доводилось видеть только в Вене, на концертах музыки Моцарта.
Опера коротенькая - длится всего  около часа, даже с добавлением увертюры из другой оперы Перголези "Влюбленный брат" и канцонетт Веспоне, которых первоначально в опере не было. У слуги Веспоне роль вообще задумывалась как мимическая. Теперь в представленной Мариинкой версии не два, а три поющих персонажа - доктор Уберто (Магеррам Гусейнов), служанка Серпина (Кристина Гонца) и Веспоне (Игорь Чикишев).  И это партии весьма непростые, призванные не только увлечь сюжетом и мелодиями, но и показать красивое пение и возможности голосов певцов. И тут, конечно, мастерам бельканто Магерраму Гусейнову и Кристине Гонце есть что предложить публике. Это и прекрасное пение, и умение передать веселое содержание оперы и голосом, и актерской игрой. Даже без субтитров были понятны забавные мизансцены - как служанка перечит хозяину, как хитрит, чтобы женить его на себе, как тот сначала недоволен ее своеволием, а потом рад их брачному союзу.
Магеррам Гусейнов, как всегда, очень органичен в белькантовой партии доктора Уберто, большой, энергичной, звучной, виртуозной. Под негромкие звуки клавесина и струнного ансамбля, она звучит особенно выразительно! В ней явно виден канон того времени - речетатив, ария, дуэт.
У плутовки Серпины (змейки?) партия очень игривая и кокетливая, полная вокальных сложностей, но у Кристины Гонцы она звучит весело и легко.
От маленькой, но милой оперы Перголези остается очень приятное впечатление во многом и благодаря музыкантам, которые воссоздают музыкальную атмосферу барочной музыки, негромкой, изящной, филигранной.
Замечательно, что в Мариинке уделяют внимание оперным редкостям и что вернули слушателям этот маленький шедевр эпохи барркко.

Серпина – Кристина Гонца.
Уберто – Магеррам Гусейнов.
Веспоне – Игорь Чикишев.
Юрий Кокко (клавесин).
Александр Миндиашвили (скрипка).
Анита Ожешковская (скрипка)
Лина Головина (альт).
Екатерина Травкина (виолончель).
Сергей Трафимович (контрабас).


Рецензии