Сказочная небылица в лицах Золотой петушок, опера
"Золотой петушок", опера Римского-Корсакова, концертный зал Мариинского театра, 25 ноября 2025 года
Премьеру новой версии "Золотого петушка" , первую в этом сезоне в Мариинке, ждали с интересом. Нередко перенос спектакля с большой сцены в более компактный концертный зал Мариинского театра с его особой акустикой идет операм на пользу. Например, "Фальстафу", когда отсекается все ненужное в режиссуре и высвечиваются музыкальные достоинства оперы. Бывает и наоборот, как с россиниевской "Золушкой", которая потеряла часть своей прелести, будучи перенесенной на историческую сцену Мариинки.
Но "Золотой петушок" оказался просто другим. Он стал абсолютно детским спектаклем, хотя и был заявлен для первых премьерных показов совсем не в детское время - вечером в будние дни.
Интересно, что эту первую русскую сатирическую оперу, ставшую отправной точкой в создании других подобных сочинений уже в советское время, то вдруг начинают ставить сразу многие театры, то она внезапно исчезает надолго со сцены. Уж очень своеобразен ее саркастический сюжет: сатира на царя Николая II и самодержавие, сказочная по форме и несказочная по сути, сегодня уже практически не актуальна, осовременивать ее, перенося направленность замысла на современные реалии, дело неблагодарное, а вот сказка из этого сюжета получается весьма поучительная, тем более, что и в основе либретто лежит знаменитая сказка Пушкина, с детства всем знакомая.
В этом году опера появилась сразу в трех театрах. Весной 2025 года впервые за всю историю театра и единственная из опер Римского-Корсакова в Нижегородском театре оперы и балета она была поставлена как настоящая сказка, лишенная яркой политичности. Летом "Золотой петушок" закричал свое "кири-ку-ку!" в Санкт-Петербург опере. А осенью явился в Мариинском театре в новой премьерной постановке режиссера Анны Шишкиной, адресованной детской и семейной аудитории.
Вышло забавно - яркие костюмы, потешные герои, динамичное действо, волшебный, почти новогодний антураж. И голосистый, действительно золотой, петушок! Детям должно понравиться. И понравилось тем немногим, кто пришел на премьеру. А вот с взрослыми поклонниками оперы сложнее. Им одних детских забав на сцене мало. Им и какая-то глубина замысла требуется.
Но детский спектакль есть детский. Он уже заявлен как новое представление на школьных каникулах. Остается только порадоваться, что театр так щедр к своим юным любителям оперы, что пополняет школьную афишу полноценными музыкальными спектаклями.
Дирижер – Заурбек Гугкаев.
Царь Додон – Денис Беганский.
Звездочет – Денис Закиров.
Шемаханская царица – Юлия Сулейманова.
Ключница Амелфа – Елена Витман.
Золотой петушок – Изабелла Андриасян.
Воевода Полкан – Евгений Чернядьев.
Царевич Гвидон – Гамид Абдулов.
Царевич Афрон – Ярослав Петряник.
Свидетельство о публикации №225121400093