USA and Russia. История отношений

Российско-американские отношения зарождались в XVIII веке через русскую колонизацию Северной Америки (Аляска, Алеуты) и поддержку Россией борьбы американских колоний за независимость, кульминацией чего стало объявление Екатериной II Вооружённого нейтралитета (1780) в поддержку США, несмотря на отсутствие формального признания до начала XIX века, при этом Россия фактически симпатизировала американцам в их стремлении к самостоятельности.

Русские купцы и промышленники осваивали Алеутские острова, Аляску и северо-западное побережье Северной Америки, основывая поселения (редуты). Это привело к юридическому оформлению суверенитета России над этими территориями, столицей которых стал Ново-Архангельск (ныне Ситка).

Когда в 1775 году вспыхнуло восстание в 13 британских колониях, британский король Георг III просил Екатерину II помочь подавить его, но получил решительный отказ.
Россия не признала Декларацию независимости США (1776) формально, но поддерживала стремление колоний к самостоятельности, что демонстрировалось отказом от помощи Британии.

Дважды Екатерина II отказывала британскому монарху Георгу III  в помощи в подавлении восстания в американских колониях. В одном из её посланий лондонскому двору было сказано буквально-"вынуждена с глубоким сожалением признать, что считаю существующую обстановку совершенно не подходящей для заключения союза между дворами". В секретном докладе Коллегии иностранных дел, представленном российской императрице 16 августа 1779 года, отмечалось, что отделение североамериканских колоний от метрополии является свершившимся фактом и причина этого кроется в "собственной вине" англичан. При этом подчеркивалось, что отделение североамериканских колоний не только не противоречит интересам России, но и выгодно ей с точки зрения развития торговли.
Так заявив о «Вооружённом нейтралитете» — системе мер для защиты морской торговли, Россия фактически поддержала американские колонии, ослабив Великобританию. Хотя формальное дипломатическое признание США Россией произошло только в XIX веке (в 1803 году), Россия оказала непрямую, но значимую поддержку американцам через отказ от союза с Британией и провозглашение Вооружённого нейтралитета. Это заложило основы для дальнейших отношений между двумя державами.
Лидеры американской борьбы за независимость высоко оценивали позицию Российской империи. Будущий первый президент США, а на тот момент главнокомандующий Континентальной армией Джордж Вашингтон сообщал воевавшему на стороне американцев маркизу Лафайету весной 1779 года: "Мы немало обрадованы узнать из достоверного источника, что просьбы и предложения Великобритании русской императрицей отвергнуты с презрением". Кроме того, Вашингтон, отмечая решительный отказ Екатерины II заключить какой-либо союзный договор с Великобританией, подчеркивал, что российское правительство мотивировало свою позицию в "выражениях, носящих отпечаток уважения к правам человечества". Высокую оценку декларации о вооруженном нейтралитете давали отцы - основатели США Бенджамин Франклин и Джон Адамс.

5 ноября 1809 года Джон Адамс, будущий президент США, вручил свои верительные грамоты в качестве первого посла Соединенных Штатов Америки в России императору Александру I, что ознаменовало официальное установление дипломатических отношений между странами. Первым российским послом в США стал Андрей Яковлевич Дашков (1775-1831). В 1808 году Дашков был назначен генеральным консулом в Филадельфии - дипломатической столице США. Одновременно с этим главное правление Российско-американской компании назначило его своим почетным корреспондентом (представителем). В 1811 году дипломатический статус Дашкова был повышен до чрезвычайного и полномочного посланника (оставался в должности до 1817 года).


В 1824 году был заключен первый межгосударственный договор между Россией и США - Петербургская конвенция о дружественных связях, торговле, мореплавании и рыбной ловле. Конвенция зафиксировала южную границу владений Российской империи на Аляске на 54°40’ северной широты, севернее этой границы обязались не селиться американцы, а южнее - русские. В 1832 году был подписан договор о торговле и мореплавании.
Собственно, конвенция эта и стала реальной вехой в начале отношений между  двумя такими непохожими странами- Российской Империей и Североамериканскими Соединёнными Штатами.

Эти отношения было трудно охарактеризовать иначе, как взаимную симпатию. Что и неудивительно, если учитывать их непростые отношения с главным «жандармом» Европы того времени — Англией.
И симпатия эта вскоре шагнула на новый уровень взаимной поддержки.
Крымская война, обернулась для Российской Империи унизительными уступками, что требовало реванша. А по ту сторону океана президент Авраам Линкольн вел борьбу с Югом, поддерживаемым Англией и Францией. Неудивительно, что оба правителя — император Александр II и Авраам Линкольн — весьма симпатизировали друг другу, тем более что и в историю оба вошли как освободители: свои реформы, направленные против рабства, оба провели практически одновременно. В России Высочайший манифест об освобождении крестьян вышел 19 февраля 1861 года, и почти два года спустя — 1 января 1863 года Авраам Линкольн подписал «Прокламацию об освобождении рабов», приведшую к полной отмене рабства в США к 1865 году. Оба великих деятеля симпатизировали друг другу, хотя времени для личного общения им так и не хватило. Линкольн, впервые заявивший о себе ещё в 40-х годах XIX века публичной критикой войны США против Мексики (именно в результате этой захватнической войны к США отошли Калифорния и Техас), а позже прослывший аболиционистом (которым, к слову, не был) вёл жёсткую политическую борьбу и не раз становился объектом нападок и издевательств со стороны своих политических противников. «Тело страшной худобы, лицо словно вырублено из дерева, руки и ноги длины непомерной — похоже, наш президент является отпрыском счастливого брака портового крана и старой ветряной мельницы», — так писали о Линкольне американские газеты того времени. Это не удивительно, ведь именно избрание А.Линкольна президентом в 1860 году стало толчком к созданию конфедерации из 11 южных и 4 северных штатов и их попытке выйти из состава США. Начавшаяся годом позже война между промышленным Севером и аграрным Югом среди прочего привела к резкому снижению поставок американского продовольствия и сырья — прежде всего, хлопка — в Старый свет. Текстильная промышленность Англии и Франции оказалась под ударом, и обе державы решили поддержать американских конфедератов, выслав к берегам США свои экспедиционные корпуса. В результате в Мексике высадились французские войска, а в Канаде — англичане, приславшие сюда эскадру из пяти военных кораблей. Их участие в боевых действиях на стороне конфедератов могло оказать самое пагубное влияние на судьбу федералов. К тому же, существовала реальная опасность прорыва морской блокады южан, с помощью которой северяне сдерживали их боевые действия (к тому времени уже Юг испытывал острую нехватку боеприпасов). И тогда американский президент обратился за помощью к российскому императору. В начале 1863 года Линкольн написал письмо Александру II и передал его русскому канцлеру Александру Михайловичу Горчакову. Вскоре Горчакова вызвал к себе император. С одной стороны, в памяти российского самодержца были сильны воспоминания о роли Англии и Франции в недавно закончившейся Крымской войне. С другой стороны, уже в январе 1863 года Англия и Франция вновь напомнили России о себе, поддержав польское восстание, вспыхнувшее на территории Царства Польского, Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины.
Перед Россией маячила перспектива нового вторжения англо-французской коалиции. Часть советников российского императора убеждала его не ссориться с великими державами и проявить благоразумие. Но Александр II поступил иначе и 25 июня 1863 года подписал указ об отправке в Атлантический и Тихий океан крейсерских эскадр, поставив им задачу войти в морские порты США для поддержки федералов и снабдив инструкциями о действиях в случае провокации со стороны южан или начала войны между Россией и Англией. В последнем случае инструкция предусматривала полное блокирование английских морских торговых путей из Центральной и Южной Америки в Европу. Это должно было серьезно ослабить Англию и остудить её воинственный пыл.
29 сентября 1863 года в пролив Гудзон вошла первая русская эскадра, возглавляемая контр-адмиралом С.С.Лесовским и насчитывавшая 6 военных кораблей: фрегаты «Александр Невский», «Ослябя» и «Пересвет», корветы «Витязь» и «Варяг», а также клипер «Алмаз». Двумя днями позже на Тихоокеанском побережье, в порту Сан-Франциско, пришвартовались корабли второй эскадры — под командованием контр-адмирала А.А.Попова, в составе корветов «Богатырь», «Калевала», «Новик» и «Рында», а также клиперов «Абрек» и «Гайдамак». Появление русских эскадр спутало карты южан, вынашивавших планы прорыва морской блокады. Англичане и французы тем временем не решились открыто противостоять русскому флоту. При этом Франция, вынашивавшая планы второго вторжения в Россию на помощь польскому восстанию, оказалась в изоляции и отказалась от первоначальных замыслов. Польское восстание было подавлено. В выигрыше оказались все. Столь своевременная помощь со стороны России встретила горячую поддержку со стороны американской общественности. Русские моряки были окружены повсеместным вниманием, на борт российской эскадры поднимались ведущие американские политики, сенаторы, общественные деятели. Газеты пестрели заголовками «Новый союз скреплён. Россия и Соединённые Штаты братствуют», «Русский крест сплетает свои складки с звёздами и полосами» и др. Как писал потом историк Николай Чайковский, «американский народ оценил подвиг русских моряков: каждый янки считал необходимым, увидев на улице русского матроса, остановиться, поднять правую руку и назвать ее “Russia”, затем, подняв левую, назвать ее “America”, хлопком соединить обе ладони в пожатье, потом потрясти ими для вящей крепости изображения русско-американского союза». После года пребывания в водах Америки эскадра вернулась в Россию. 14 апреля 1865 года в Америке прогремел салют в честь окончания Гражданской войны, а вечером того же дня в театре “Форд” раздался выстрел, поразивший самого Линкольна. Актер Бут, агент «южан», застрелил самого популярного президента на пике его славы. Америка погрузилась в траур. А ровно год спустя, 4 апреля 1866 года, жертвой первого покушения стал уже сам император Александр II. Около четырех часов дня император, завершив прогулку в Летнем саду Санкт-Петербурга, направился к выходу у Невы, чтобы сесть в экипаж. У ворот собралась толпа прохожих. И в эту минуту дворянин Саратовской губернии Дмитрий Каракозов, ранее исключённый из Казанского и Московского университетов за участие в студенческих беспорядках, выстрелил в императора. Стоявший рядом картузных дел мастер Осип Иванович Комиссаров, уроженец села Молвитино Костромской губернии, в последний момент сумел отвести руку террориста вверх, и тем самым спас императору жизнь.
To be continued.


Рецензии