Рассказ-28-Консервация и маслята

Рассказ - 28 - "КОНСЕРВАЦИЯ И МАСЛЯТА".

  В Крыму живёт мой старый друг и рок музыкант, легендарный Гусляр Михаил Мамин.
Недавно я рассказал ему про консервацию техники и оружия в Армии.
И зачем я ему всё это рассказал?!?
Теперь он настаивает, что бы я рассказал о этой консервации и всем Вам.
Михаил был в Армии лейтенантом, а я сержантом.
Приказ старшего по званию надо выполнять. Так, что потерпите и послушайте. Может, кому-то это будет в новинку. А, кто-то и сам не раз пережил такие консервации в Армии.
А я, как только вспомню о консервации, - так меня сразу дрожь пробирает!
   Что бы был порядок в танковых войсках, при возвращении с каждых тактических учений, после полевых занятий, нашим танкистам приходилось много и кропотливо поработать, что бы привести свою технику в надлежащий ей вид. Ну и конечно, после такой работы часть этой грязи и мазута оставалась на обмундировании танкистов, и они были больше похожи на трубочистов. Но ничего не поделаешь. Надо! Потом отстираем!
  Сразу в чистый бокс танки не загоняли и у ворот тщательно очищали машины от снега и грязи, что бы не насорить в помещении.
Затем всеми экипажами чистили и смазывали длинными шомполами свои закопчёные от стрельбы пушки. И только потом те танки, которые всегда стояли во втором ряду осторожно загоняли на свои места задним ходом.
  Сзади, между ведущим колесом и пятым катком разъединяли правую гусеницу. И осторожно, при помощи только одной уцелевшей левой гусеницы, танк проезжал немного вперёд. Это делалось, что бы расстелить  слетевшую гусянку по всей длинне на чистом бетонном полу бокса.
В одной гусенице 80 траков. Каждый трак (звено) весит более 16ти килограммов! Выходит, что вес только одной такой гусеницы около 1.320 кг!
  Затем отсоединяли от гусянки кусок из семи траков и скручивали его кольцом в виде бочки. Ставили эту бочку вертикально и теперь она служила для танкистов наковальней.  Вот на ней мы и выколачивали тяжёлой кувалдой замёрзшую грязь из всех траков танка.
Я тогда заметил, что после таких мощных ударов кувалдой, на траках не оставалось даже царапин. Вот такая крепкая броня была на танках!
Практически, вся замёрзшая и засохшая земля отлетала из всех пазов траков. Другими способами эту грязь никак удалить не удавалось.
Чистые траки  цепляли крючками и опускали в корыто с битумом.
В этом растворе гудрона с бензином они окрашивались в чёрный цвет и выглядели, как новые. Их аккуратно составляли на ровном бетонном полу, соединяли "пальцами" в одну цепь и потом осторожно заезжали на неё, что бы всем экипажем установить на место и натянуть, как положено.
Резиновые бандажи на всех катках покрывались  самодельной мастикой, сделанной из сажи от сожжонной резины. И это придавало им красивый и новый вид, а так же защищало резину от воздействия атмосферы и перепадов температуры. Ведь в боксе зимой холодно.
Затем вся эта работа проводилась и с левой гусеницей.
Механики-водители специальным устройством закачивали в подшипники катков свежую смазку. В общем, работы хватало всем в экипажах.
  И вот, когда ходовая часть была идеально чистой и подкрашенной, экипажи начинали чистку и обслуживание машины изнутри и снаружи.
Механикам-водителям приходилось несколько дней провисеть в трансмиссии вверх ногами и вниз головами, что бы тщательно прочистить грязь и подтёки смазки под всеми узлами. А там распологались двигатель, гитара, коробка передач, планетарные механизмы поворотов, масляный бак, вентилятор и бортовые передачи. Ветоши не жалели. Ведь все эти агрегаты должны выглядеть, как новые.
Хотелось бы закрасить всю эту грязь краской. Но подкрашивать не разрешалось до приёмки всей чистоты командирами взводов и "зампотехом" батальона.
А проверяли они так. На проволоку привязывали чистую белую тряпочку. И при помощи этой проволоки прошаривали этой тряпочкой под всеми агрегатами в трансмиссии. И если белая тряпочка там замарается, тогда приказывали экипажу продолжать чистку.
И сколько потом было радости у танкистов, когда, наконец, эта тряпочка вынималась совсем чистой! И офицеры разрешали кое-что подкрасить.
Это был знак того, что скоро закончатся все эти мучения.
Наводчики и заряжающие чистили и смазывали пулемёты. А их в нашем танке Т-54Б было три.
Два пулемёта СГМТ калибром 7,62 мм. Один из них спаренный с пушкой у наводчика, и такой же курсовой у водителя. Был и один крупнокалиберный зенитный ДШК, он стоял на башне. Его калибр был 12,7 мм. Им можно было сбивать низколетящие цели, типа вертолётов.
Наконец, когда в танках была идеальная чистота, начиналась ревизия всех боекомплектов в танках.
Ну, все 34 снаряда были всегда на виду и подсчитать их не трудно. А вот в опломбированных четырёх тяжелых ящиках  лежали в смазке новый автомат АК-47 и три пистолета Макарова. Пять тысяч патронов запаенные в "цинках", как консервы в масле. Наверное, их за это и прозвали "маслятами" на криминальном жаргоне.
В третьем ящике лежали 60 гранат Ф-1. Они были тоже все упакованы в смазке. Отдельно от гранат, в другом ящике были упакованы для гранат взрыватели.
 И всё это было необходимо для длительных боёв на случай войны.
После проверки все эти ящики закрывали и снова опломбировали.
А на случай внезапного боя, всегда были готовы пулемётные ленты в металлических коробках уже готовые к бою по тревоге. Две коробки с лентами по 500 патронов были у механиков-водителей для их курсовых пулемётов и несколько коробок с лентами по 250 патронов в боевом отделении у заряжающего. Так, что задержки при тревоге не должно быть. И экипажи могли вступить в бой сразу, при выезде из своего бокса не теряя времени.
  В самом конце этой работы консервировали и дизельный двигатель.
Это делал сам зампотех батальона капитан Фадеев.
Танкисты только помогали ему подкатывать в своим танкам эту "адскую" машину на колёсах и заливали в её бак свежее масло МТ-16-П.
(Масло Танковое-16я-Присадка. Или Мы Танкисты-16го-Получка).
Насос у этого агрегата создавал давление масла в шланге 250 атмосфер!
И потому, капитан сам подсоединял разъёмы шланга высокого давления с топливной аппаратурой дизеля. Под высоким давлением масло проникало  через форсунки во все двенадцать цилиндров мотора и смазывало весь кривошипношатунный механизм. И танки могли стоять на хранении многие годы.
  Вся эта работа по консервации танков продолжалась около двух недель.
Но, в любой момент могла прозвучать боевая тревога и нашим танкистам приходилось опять выезжать в поле, не взирая на грязь и снег.
В любую погоду и в любое время дня и ночи.
  При запуске законсервированного дизеля из его выхлопной трубы распылённой аэрозолью вылетало с пару вёдер танкового масла.
Выхлопная труба у наших танков установлена горизонтально на левом борту.
А слева от всех танков стояли рядами такие же машины наших товарищей.
И, что бы не залить маслом машину соседа, приходилось кому-то из экипажа прикрывать выхлопную трубу листом шифера.
Иногда и такие прикрывающие сами попадали под эту струю масла. И я им не завидывал. Ведь всё это делалось ночами в темноте и на ощупь.
Представьте какими они были после такого масляного душа. И помыться негде, и некогда, и надо выполнять боевую задачу.
За время службы в Советской Армии было очень много таких трудностей.
Но если бы Бог мне дал, я бы и ещё послужил!
*** Примечание: МТ16П - "Мы Танкисты 16го Получка" - это танкисты так сами расшифровали марку танкового масла.
Кстати, получку танкистам всегда выдавали строго 16го числа!


Рецензии