Кимжа. Здесь жизнь настоящая
В 2015 году я побывала здесь и встретилась с директором Культурно-музейного центра Евдокией Репицкой. Уроженка Кимжи, фактически, она выполняла роль главы администрации.
Всю жизнь Евдокия мечтала работать в культуре. Мечта ее осуществилась в 2001 году. Много интересного о судьбе деревни, о местных жителях и их нравах рассказала мне эта женщина. «Я хочу, чтобы здесь жизнь продолжалась. Мы сами должны навести порядок».
Деревня без церкви – как без души. Стоит в Кимже старинная церковь Одигитрии – памятник архитектуры федерального значения. Она парит над землей. «Когда я однажды поднялась на колокольню, стало захватывать дух. В 90-е стало все угасать, сутками не было электричества, не стало маслозавода, фермы. Тогда, на колокольне, я решила, что надо начинать все здесь восстанавливать», - сказала Евдокия. Реставрация церкви велась этапами. Начали в 2001 г., 2007 г. приехала комиссия, признала храм аварийным и приостановила ремонтные работы. Позже проводили реставрацию другим методом – переборкой. Церковь разобрали до основания и начали постепенно поднимать вверх. К 2014 году работы вела плотницкая бригада, бригадир - Николай Петряшов. Материалы для реставрации церкви поступали к ноябрю. Ее к тому времени уже почти десять лет реставрировали, за это время древесина успевала портиться. Работы начинали к заморозкам, когда поступали средства из госбюджета, и так из года в год. На то время необходимо было около 30 миллионов рублей, а поступала одна треть от этой суммы. Потом приехала сюда представитель Минкульта и сообщила, что если в этом году церковь не достроят, объект будет снят с финансирования.
Евдокия Репицкая – человек самодостаточный и энергичный. Чтобы выбить средства на восстановление храма и деревни в целом, она встречалась с бывшим тогда сенатором от Архангельской области В. Рушайло, ездила на коллегию в Минкультуры РФ, встречалась с тогдашним министром культуры А. Авдеевым, рассказывала о проблемах поселения. Министр, видимо, проникся, держал нам контроле решение вопросов, звонил сам по телефону не раз на домашний номер Евдокии.
Приезжала сюда и заслуженная артистка РФ Алла Сумарокова – уроженка Кимжи, помогала восстанавливать деревню, связываясь с руководителями министерств и даже государства.
Порядок застройки Кимжи - прибрежно-видовой – между двумя реками Кимжа и Мезень. Деревня делится на две части (по течению реки). Даже комната в доме называется «нижняя», если она смотрит вниз по течению реки. Когда выводили коров на выпас, смотрели, идут ли они «в нижний» или «в верхний» концы. Здесь нет названий улиц, а ходят местные «по площадям», «по горкам» (вдоль реки) и «по задам». Деревня была зажиточная. Все хранили в сундуках. Когда девку замуж выдавали, сарафан ей шили свадебный. Иконы из дома не уходят и сарафаны из дома не уходят: связь времен должна продолжаться, так считают коренные жители.
Из учреждений на 2015 год здесь функционировали учреждение культуры, медпункт, два магазина, электростанция и на дому работал почтальон. Был пекарь: выпекал хлеб в русской печи – 72 буханки одновременно. Раньше хлеба не хватало, печь приходилось три раза в день. Возчик хлеба через день привозил хлеб.
Объединили ДК и Политов дом и открыли в Кимже народный музей – Кимжинский культурно-музейный центр. Он был признан лучшим учреждением культуры Архангельской области в 2014 году. Художница Елена Петрова разработала логотип музея.
В нем ни одной вещи не куплено, только повозка за пять тысяч рублей. Есть здесь экспозиция: «Мир мезенской женщины» - представлены шубейка из меха белки и зайца, платье-полушубок – «каратёна», штофная юбка и кисейные рукава, (так говорят поморы).
Политов дом- родовое гнездо семьи Политовых, «потому что здесь бабка Политовна жила». Хозяином дома Политовых был Дмитрий Ильич. Он последним вернулся в деревню с фронта. Дом этот с лепниной интересной планировкой, где стены без углов.
Из дома Паюсовых шесть человек ушли на фронт, только один вернулся. Сельчане поставили крест на месте дома Анны Гавриловны Паюсовой, ослепшей от горя, в память о ее погибших на фронте сыновьях.
Еще один крест не православный, он был поставлен в память об эстонцах. Считается, что они заметили во время войны вражеский самолет, и по их наводке его сбили. Накануне войны в деревне жили около 500 человек, 210 из них ушли на фронт, около 100 жителей – погибли.
Если в 1990 году здесь жили около 200 человек, то к 2015-му в деревне было зарегистрировано 136 жителей. Жили фактически сто человек в возрасте от 60 до 80 лет. Родная сестра Евдокии вернулась в родную деревню из Северодвинска.
Из домов самый старый - 1848 года – украшен декоративными причелинами и оленьими рогами на лошадиной голове. Здесь жила богатая семья Вончиных. Потом они были разорены.
Есть здесь Музей крестов «Амбар». В Кимжах снимали фильм «Михайло Ломоносов». Объединение «Кимжинская Паужна» восстанавливает старинные глинобитные печи.
В Кимже есть свое «сокровище» - самая северная в мире мельница, но не работала она уже 50 лет. В старину в деревне были построены и работали десять мельниц. Из них остались две. Приезжали как-то голландцы и пришли к выводу, что одну из них можно восстановить. В 2015 году она была в собранном виде. Все детали сделаны были по старинной технологии – рублены топором. Вторую мельницу планировали преобразовать в музей. Доски на крыльях ее от лодки. Их деревне отдал геолог Павел Крупцов, (он готовил их для своей лодки, но не пожалел). Проходит в Кимже и мельничный фестиваль. Участники демонстрируют весь процесс помолки муки.
«Без детей и без скота – это не деревня», – говорят местные жители.- Чем ценна Кимжа? – Тем, что здесь жизнь настоящая».
Есть в Кимже три сакральных места. Раньше семья хоронила своих родных в конце своих земляных наделов. Жила в деревне уже в наше время баба Дуня и завещала, чтобы ее именно так и похоронили. Так и сделали в 1955 году. В 1938 году репрессии дошли и досюда. За веру была расстреляна жительница Кимжи Анна Александровна Крупцова.
Кладбище возникло здесь лишь в 1961 г.
В Кимже есть школа ремесел. Ее возглавляет учитель начальных классов и экскурсовод Митькина Ольга Петровна. Она сама – мастерица, умеет ткать на старинном станке, знает древнерусскую символику, характеристики тканей. К примеру, лен зимой согревает, летом охлаждает. Она рассказала, что в древности в кружева обязательно вплетали обережную символику. Самый распространенный знак оберега символ плодородия – изображение в виде женщины.
В школе ремесел представлено много экспонатов древней русской одежды, к примеру, повойник – шапочка женская, поверх которой завязывали алый плат (кусты), семишовная кофта из двуликой ткани – тафты.
В школе открыт Музей жито. Начали в Кижме возрождать выращивание жито (ячменя), да птицы поклевали все. Лет 25 назад здесь ячмень еще выращивали. Поэтому в музее представлены экспонаты, подаренные местными жителями: за печью «в солныше» стоят жернова, помело из сосновых веток, которым разгребали угли в печи. Пекли здесь караваи (житники) – хлеб округлой формы, подорожины – хлебцы в дорогу. Если дети уезжали в другую деревню, им давали эти подорожины как обереги. Делали в деревне брагу – вкусную и забористую.
В музее ткачества детей обучают этому ремеслу с 3-го класса. За неделю можно соткать восемь метров полотна. Станок для ткачества нашли на чердаке, восстановили и начали на нем работать.
Здесь экспонируются старинные игрушки поморов. К примеру. Игрушка-столбушка. Раньше на сенокосах из сена «скручивали» детям такие куклы.
Думаю, с 2015 года многое в деревне Кимжа изменилось. Хочется надеяться, что к лучшему. Как писал известный писатель Владимир Личутин «Мир деревенский управляем законами местными[…] управляем лесом, рекой, пожнями, наволоками […]. Раньше крестьянин считал: лес божий, значит, он наш. Власть не может управлять лесом. Бог дал нам лес, дал зверя в лесу, дал дичь, и мы должны всем этим распоряжаться».
Свидетельство о публикации №225121501133