Как ты там, Благоверный князь? Совместное эссе с К

  Ксения Лаврентьева (Ганнибал),    
                май 2017
                « Я – троюродный деверь живой королевы»
                (  сказ о Ростиславе Николаевиче Сергееве)

            Теперь уже трудно поверить в то, что знакомство с Ростиславом Николаевичем Сергеевым исчисляется 45 годами:  28-ю при его жизни и после его смерти – 17-ю годами памяти.
            Он ворвался в жизнь нашей семьи как ураган. Безо всякой прелюдии. И мы поняли – так и должно быть. Я - десятиклассница и мама с отчимом.    
            Ростислав Николаевич сразу стал другом семьи, почти родственником. Конечно, не обошлось без архивных документов. Он знал принадлежность нашего рода к истории. 
            …    Стоял жаркий июнь 1972 года. Ростислав Николаевич держал в руке благоухающий букет чайных роз. Был он выше среднего роста, широкоплеч, с армейской выправкой. Серо-голубые глаза скрыты  под толстыми стёклами очков, плотно сжатые губы, модные тогда бакенбарды…
Он садился за стол, накрытый свежей скатертью, и сразу начинал своё повествование, раскладывая на столе схемы, вырезки из газет, брошюры, говорил быстро, отрывисто.
Трудно  было сразу понять смысл его рассказов, да я и мало интересовалась, но одно было понятно чётко, что он имеет кровное родство с великим русским князем Константином Константиновичем Романовым (поэтом К.Р.)
В те годы имя К.Р. замалчивалось.
            Наш друг в то время жил поначалу в Гатчине, затем с 1975 года по день смерти - в Красном Селе, имел троих сыновей. Имя младшему сыну – Рюрик.      

            В 90-е годы судьба свела меня с группой монархистов, в числе которых был и Р.Н.Сергеев. Вот тогда - то у меня появился неподдельно живой интерес к родословной не только своей, но и родословной К.Р. и Ростислава Николаевича. Стали возникать интересные беседы и вопросы.
            В результате мне открылось: Великий князь Константин Николаевич, сын Николая I, морской министр, глава большой семьи, был увлечён балериной императорских театров Кузнецовой Анной Васильевной. От этой связи в 1870 году в Стрельне родился ребёнок, которого тщательно скрывали от Романовых и общества. Он явился кровным братом К.Р. по отцу.
Мальчика нарекли Петром и отдали в приют, а в 7-летнем возрасте его усыновил заведующий экипажным отделением Императорских театров Пётр Михайлович Шенк.
             С раннего возраста у ребёнка проявились уникальные способности к музыке. Маленький Пётр хорошо играл на рояле, имея абсолютный слух, сочинял музыку, умел дирижировать и давал собственные концерты, на которых регулярно присутствовал  Вел. кн. Константин Николаевич, а иногда и вместе с сыном Константином (К.Р.).
             Когда Петру Шенку (мл.) исполнилось 17 лет, его названный отец умер. Юноша поступил в дирекцию императорских театров и стал впоследствии композитором, дирижёром и музыкальным критиком.
В 27 год Пётр женился на обрусевшей француженке Маргарите Марии-Цецилии Альфонсовне Гоппе. От этого брака родились три дочери: Валентина (в будущем мать Ростислава Николаевича),  Елена и Нина.  Судьбы всех женщин сложились трагически. В 30-е годы они подверглись репрессиям.   
             В 1938 году Валентину Петровну Шенк (в замужестве Сергееву)  сослали в лагерь по ложному доносу, и маленький Ростислав был отлучён от матери на целых 8 лет. Дедушка Пётр Петрович Шенк умер в возрасте 45 лет  в 1915 году и был похоронен вблизи собственной дачи в пос. Смолячково (могила сохранилась).   
            Меня поразила история, поведанная Ростиславом Николаевичем, подкреплённая письмами его племянников, газетными вырезками и фотографиями. Но документов, подтверждающих его родство с Романовыми, не сохранилось, о чём с горечью он напишет потом в стихотворении:
               
                Я - троюродный деверь живой королевы,
                Документов об этом сберечь не смогли.
                Кто сберёг - того к стенке давно уже…
                Где вы? – Все по братским могилам родимой земли…
 
         В начале 90-х годов Ростислав Николаевич всё чаще стал лелеять мечту:
побывать на могиле своего родственника (К.Р.). И, вот, после длительного ремонта, Великокняжеская усыпальница была открыта, и Ростислав Николаевич опустился на колено перед плитой с букетом алых роз…
С тех пор его стала посещать идея создания Общества почитателей и ревнителей памяти К.Р. Он часто говорил, как бы предвещая свой скорый уход: «Я должен дожить до этого момента!» И дожил! Да ёще и меня привлёк в члены Константиновского Общества, образованного Э.С, Юсуповым в 1997 году, познакомил с Н.В.Березиной, Л.А.Бадусовой, и другими почитателями К.Р. Воплотилась в жизнь мечта не только Р.Н.Сергеева, но и многих петербуржцев и жителей других городов! 
         Ростислав Николаевич с той поры стал регулярно посещать заседания общества, но болезнь в 2000 году прервала его радостные порывы узнать как можно больше о жизнедеятельности К.Р. и его рода. Выбираться из Красного Села в Санкт-Петербург становилось всё труднее: отказывали ноги, болела спина, но пропускать заседания не хотелось.
         И накануне 2000 года Ростислав Николаевич в последний раз посетил заседание, вышел на улицу и упал. Нам с Лидией Алексеевной Бадусовой  пришлось довести его до трамвая под руки. Еле переставляя ноги, но обладая в последнее время особенно выраженными чертами « романовской» внешности: высокий светлый лоб, благородный профиль с седой 
« николаевской» бородкой, зачёсанные назад волнистые серебристые волосы, он вызывал в людях восхищение и несомненное сходство с Великим князем. Писал он по-прежнему мне письма, подписываясь « Аз есмь Принц крови Ростислав», но в Петербурге более не появлялся. В феврале 2000 года я навестила его в Красном Селе в последний раз, а 30 августа его не стало.
         
         В те августовские дни люди нашей страны с тревогой ожидали сводки с подводной лодки « Курск», переживая трагедию моряков, и Ростислав Николаевич сказал, что уходит вместе с ними. Похоронен вместе со своей любимой матушкой  Валентиной Петровной Шенк в Старо - Панове. Теперь их уже не разлучит никто.
Долго не верилось в его уход, всё казалось, что он встанет и скажет: « Я пошутил». 
На другой день после захоронения (3 сентября) я написала стихотворение
« Элегия»:
                Смерть твоя развела мосты,
                за рекою остался ты.
                Не пройти за тобой, дружок,
                на соседний, на бережок.

                В той реке студёна вода,
                а течёт она в никуда,
                на её островах покой,
                но зачем он тебе, такой?
               
                От болезней и суеты
                навсегда удалился ты.
                Без тебя упадут снега,
                Без тебя закружит пурга,
                по весне над плитой твоей
                страж любви, запоёт соловей,
                но ты будешь уже далеко,
                но ты будешь уже высоко.

                Обернёшься, не торопясь…
                - Как ты там, Благоверный Князь,
                сладко ль спится в тени аллей,
                « датский» принц голубых кровей?

          … Через 12 лет в нескольких метрах от могилы матери и сына в одночасье вознеслась церковь святых мучеников Адриана и Наталии. И на душе стало спокойнее.
Историческая справка
       Пётр Шенк родился в Стрельне 23 февраля 1870 года и был крещён при рождении в православную веру. Он был записан в метрических книгах как "Петров, Пётр Петрович". Такие имена давались младенцам, не имевшим законных родителей.
Существует версия, что матерью младенца была балерина Императорского Мариинского театра Анна Васильевна Кузнецова. Мальчик был помещён в приют, но вскоре усыновлён директором экипажного заведения Императорских театров г-ном Шенком.
Семья
             Приёмный отец П.М. Шенк (1829– 1888) на  протяжении двадцати лет заведовал экипажным отделением Императорских театров, имел репутацию доброго и отзывчивого человека. Современникам он был широко известен как автор водевилей, которые с большим успехом шли на сцене Императорского Александринского театра (в их числе «Две гончие по одному следу», «Маскарад вдвоём», «Бальбуль, или Всё невпопад» и многие другие). Супруга П.М. Шенка—Екатерина Ивановна (урожденная Рейнеке) (1824–1878)—известная в то время актриса Императорского Александринского театра. Согласно документам, в сентябре 1876 года семья уже взяла из сиротского дома девочку Екатерину (1867 г.р.) «находящуюся на воспитании дочь крестьянской девицы Анны Алексеевой». В  октябре того  же года, как отмечалось, семья усыновила мальчика Петра Петрова. П. М. Шенк на  протяжении некоторого времени стремился получить «удостоверение дворянского достоинства». Согласно формулярному листу его сына П.П. Шенка, он добился желаемого, так как композитор в  графе «происхождение» имел отметку «из дворян».
        Валентина Петровна Шенк (в замужестве Сергеева), получила высшее образование и  работала преподавателем английского языка в Ленинградском Индустриальном институте. В  1938  году она была арестована, в  марте 1957- реабилитирована. О судьбе двух других дочерей ничего неизвестно, остаётся только догадываться, какие испытания выпали и на их долю.
Годы учебы
Первые уроки музыки П. Шенк получил у своей приёмной матери. Мальчик был музыкально одарён, и по совету Теодора Лешетицкого (1830-1915), пианиста-виртуоза, педагога, он в семилетнем возрасте стал заниматься в консерватории, которую окончил в 1887 году по классу фортепиано у профессора Эдуарда Гольдштейна. Параллельно с обучением в консерватории, Пётр Шенк поступил на реальное отделение Петришуле в 1879 году, которое окончил в 1887 году, получив престижное общее образование.
По совету Антона Рубинштейна П. Шенк продолжил обучение в консерватории у профессора Николая Соловьева (1846-1916) и окончил курс теории музыки в 1891 году.
Творчество композитора
В 1890 году П. Шенк блестяще дебютировал на общедоступном концерте как композитор; тогда было исполнено его «Andante» для оркестра.
С 1891 года П. Шенк выступал в концертах как дирижёр и пианист, исполняя как свои, так и произведения других авторов.
В 1892 году Пётр Шенк написал балет «Синяя борода» в трёх действиях, семи картинах. Балет был поставлен в 1896 году Мариусом Петипа в Мариинском театре и с успехом принят публикой. Главную партию Венеры исполняла Матильда Кшесинская; в балете участвовали прославленные в то время Кирилл Кяшт и Ольга Покровская.
В 1901 году П. Шенк возглавил репертуарный отдел Императорских театров и заведовал центральной библиотекой.
       В своих многочисленных произведениях П. Шенк выступал как последователь композиторов русской школы. Его сочинения, по мнению большинства критиков, не отличающиеся самобытностью, обнаруживали незаурядное техническое мастерство.
       На рубеже веков творчество П.П. Шенка было популярно в музыкальных кругах России. Современники отмечали, что всем сочинениям композитора «свойственны песенная мягкость и нежность интонаций и красивый мелодический стиль [...], особая идейная философичность отличают его музыку от музыки других». Авторы статей о  композиторе единодушно подчеркивали, что таланту Шенка присущи поэтичность, чувство ритма, красочность звука. В журнале «Нива» за 1913 год композитор охарактеризован как «настоящий трубадур - менестрель, увлекающийся и увлекающий своих слушателей красивыми и образными легендами и зовущий их к восприятию вечно волнующих человечество мыслей и образов любви, смерти, вечной жизни». «Как композитор, П. Шенк – представитель лирического направления в музыке.
Он никогда не пишет музыку ради музыки, и всегда старается одухотворить её глубиною мысли и образностью содержания. Он – художник-мыслитель, и оттого всё его творчество носит отпечаток благородной возвышенности».
      П. Шенк также сотрудничал в качестве музыкального критика в столичных журналах: «Музыкально-театральный современник», «Театр и искусство», «Звезда» и других. По инициативе Петра Петровича Шенка было основано «Общество русских композиторов», которое он возглавлял до самой своей смерти в 1915 году. П. Шенк скончался в возрасте 45 лет в поселке Каук-Ярви (совр. Каменка) на Карельском перешейке и был похоронен на местном (Бобочинском) кладбище.
Произведения
Императорский Мариинский театр
; 1893 "Сила любви" - опера;
; 1896 «Синяя борода» - балет;
; 1899 "Саланга" - балет;
; 1899 «Актея» - опера;
; 1902 «Последнее свидание» - опера;
; 1913 «Чудо роз» («Дочь иных веков») - опера;
; 1914 «Победа» - опера.
Оперетты
; 1896 — «Горячая кровь» (Театр Неметти, Петербург);
; 1902 — «Сон Илоны» (Театр коммерческого клуба, Харьков).
Спектакли
; "Ифигения-жертва" (Михайловский театр);
; "Эринии" (Михайловский театр);
Кроме этого, им были написаны: 4 симфонии, сюита, симфонические фантазии, поэмы, сонаты для фортепиано, 11 хоров, кантаты и более 30 романсов. Большинство романсов написано на слова «К.Р.» - Великого князя Константина Константиновича Романова.
Литература
; "Театральная энциклопедия" в 6 т. Гл. ред. П.А. Марков. — М.: Советская энциклопедия.
; Held, Hermann"Verzeichnis der Sch;ler und Sch;lerinnen der Schulen zu St.Petri 1862 – 1912", St.Petersburg: 1913;
; "Забытые имена Петришуле: композитор Петр Петрович Шенк", реферат, шк. №222, Павел Батоцыренов;
; Журнал «Нива», 1913 год;
; Семейный архив Сергеевой Клавдии Николаевны;
; Семейный архив Григорьева Эрнеста Федоровича;
; Семейный архив Сергеева Рюрика Ростиславовича;
; РНБ, Нотный отдел;
; Музыкальная филармоническая библиотека;
; Музей музыкального и театрального искусства, Санкт-Петербург.
; Янина ГУРОВА Петр Петрович Шенк Малоизвестные страницы биографии
Подготовила Березина Наталия Владимировна

         


Рецензии