Улыбка лошади
Инна плелась на очередное собеседование без всякого энтузиазма.
Полгода назад фирма, где она трудилась пятнадцать лет «приказала долго жить». Получив неплохие выплаты за вынужденное увольнение, Инна сделала ремонт в кухне и даже съездила с внучкой в Анапу. А теперь вновь надо было приниматься за дело- искать работу, потому как до пенсии еще несколько лет, да и пенсия- какие это деньги.
« Я привыкла жить не отказывая себе,- думала она, шагая по бульвару,- пусть даже мы с мамой вдвоем, но кушать мы привыкли хоть немного- зато все что захотим, а цены растут, лекарства маме и мне порою, ремонт то там, то сям, на даче забор хороший ставить надо обязательно...внучкам подарки, мелочи всякие...деньги летят, что и говорить...маме, вон, за семьдесят, и то иной раз переводы текстов делает, делает- любит, чтобы у нее денежка своя лежала...».
Сын Инны давно жил отдельно, невестка не работала- двумя девочками занималась сама. Внучки были для Инны праздником, а не обременительной пусть и приятной заботой.
« Это невестке моей можно не работать. Хорошего я сына воспитала, ответственного,- гоняла мысли Инна.- А мне не на кого всю жизнь надеяться? Только на себя...нет, конечно, сын мне недавно микроволновку подарил, надо будет- поможет, понятно, но я сама еще вполне...и вообще ждать от кого-то помощи, да выглядывать не привыкла. Тем более, что специалист я хороший... А толку? Уже 4 месяца хожу на эти собеседования. Как увидят что мне 52- «мы вам позвоним» и часто даже не перезванивают... А что? Если женщине 52- ее на свалку что ли? Вот интересно- каким быть надо идеальным для работодателей? Чтоб молодая, но с опытом хорошим, чтоб без детей и проблем. Точно, скоро только роботов везде посадят... людей без нюансов не бывает. Конечно, и у меня претензия- определенная зарплата, добираться чтоб удобно, фирма чтоб солидная...».
В приемной посмотрела на себя в зеркало, поправила воротник блузки, взбодрилась.
« Надо же, как похудела за год- костюм висит, как на вешалке. Пожалуй, пора его сменить... С другой стороны- я так редко его ношу... прическа...вполне...ногти в порядке...да ладно...я же не на конкурс моделей пришла».
В кабинете за столом сидела брюнетка лет 37, ухоженная и модно одетая- этакая современная бизнес- леди. Подняла глаза от бумаг, оглядела цепким оценивающим взглядом.
- Присаживайтесь...
Инна села на стул. Начала отвечать с энтузиазмом на задаваемые вопросы. Вопросы были обычные- про опыт, про образование. Затем «леди» начала вдруг спрашивать ее о семье, о детях. Инна отвечала основательно и честно, скрывать ей было нечего.
Когда «дама» спросила на какие цели она, в основном, тратит свои деньги, Инна удивилась: «Какое ей дело?»
Но к разным «выкрутасам» работодателей она уже привыкла. Рассказала коротко.
- Вы претендуете на хорошую высокооплачиваемую должность. А скажите, куда вы потратите, к примеру, первую зарплату, которую мы Вам выплатим?
Этот вопрос удивил Инну еще больше, но было по всему видно, что «леди» ее кандидатура устраивает, потому не стала лукавить и ответила честно:
- Я всё трачу на благо своей семьи. Хотелось бы дачу привести в порядок...
По лицу работодательницы, устроившей ей форменный допрос пробежала тень, Инна отчетливо поняла вдруг, что должность она не получит.
« Что я не так сказала? Интересно, что ей вообще от меня надо?»
- Ваше резюме впечатляет,- сказала «леди» вполне доброжелательно
.- Вы- безусловно хороший специалист, но боюсь нашей фирме Вы не подходите.
Инна посмотрела на нее непонимающим взглядом. Раз терять уже было нечего, она спросила нервно:
- Я почти час сидела тут, как на допросе, вы всю мою жизнь вывернули наизнанку- если я Вам по возрасту не подхожу- сказали бы сразу.
- Ну, почему? Меня Ваш возраст совсем не смущает. Опыт нельзя приобрести за пару лет.
- Тогда не могли бы Вы мне сказать честно, что именно вас не устраивает?
Леди помолчала немного, словно взвешивая- стоит ей продолжать этот разговор, а затем сказала- тщательно подбирая слова:
- Видите ли...помимо рабочих навыков каждой фирме хочется видеть не просто сотрудника- но человека, который выглядит достойным образом.
Инне показалось, что она ослышалась:
- Выглядит достойным образом...не понимаю...что в моем облике есть недостойного?
«Леди» молчала.
- Раз начали, говорите честно!- потребовала Инна.- Я хочу это услышать...
- Видите ли, я не зря спросила у Вас- на что Вы собираетесь потратить свою первую зарплату. Если бы Вы сказали, что собираетесь потратить ее на приведение себя в порядок- должность была бы ваша.
- А что со мной не так?- Инна опешила.
- Ну, если быть честной до конца. Вы сами требуете ответа! Я вижу, что костюм Ваш вам велик и куплен давно, он Вас не красит, уходовая косметика вам чужда, ну и зубы, полагаю, Вам пора привести в порядок.
Инна так изумилась, что не знала, что сказать. У нее было чувство, что ее ударили по лицу.
Она поднялась со стула, ее трясло от обиды и злости:
- Я, возможно, не уделяю много внимания своей внешности- нет у меня на это большого желания. Но Вы- кто Вы такая? Самодовольная невоспитанная богатая ... сучка с белоснежной улыбкой!- только это грубое слово нашлось у воспитанной Инны в лексиконе.- Раз вам нужны не специалисты, а модели- так и указывайте! Кто Вам право дал людей унижать? Я ОЧЕНЬ рада, что не подхожу вашей фирме, с таким руководством я и сама не хочу работать.
«Леди» молчала и смотрела на нее с несколько презрительной улыбкой.
Чувствуя, что она может еще наговорить бог весть чего- Инна почти бегом выскочила из кабинета, потом в коридор и на улицу.
Щеки горели, на глаза накатывали слезы...
« Дрянь, дрянь какая ! Я ей всю душу вывернула почти, а она мне указывает...зубы, костюм».
Добралась до дома, обессиленно села на стул в коридоре.
- Ну, что Инночка? Как сходила...
- Да никак...,- Инна безнадежно махнула рукой.
- Что же ты так расстроилась? Найдешь ты работу, не сомневаюсь, чай пошли пить!
- Сейчас, мама, переоденусь и приду...
Она пошла в свою комнату, сняла костюм, повертела в руках, скомкала и бросила на пол. Душила обида.
Не желая огорчить маму и рассказывать , как ее обидели и унизили, она одела халат- оглядела и его критически:
« И халату этому уже стол лет в обед. «Леди» им и полы бы мыть не стала».
От этой мысли ей стало даже немного смешно- представила, как разнаряженная брюнетка эта со свежим маникюром моет полы ее халатом. Немыслимое зрелище!
« Боже мой, как с возрастом все больше и больше приходится женщинам прикладывать усилий, чтобы прилично выглядеть. То зубы, то волосы, морщины, целлюлит, руки обвиснут... и главное, сколько не вкладывай-а старость все равно свое возьмет. И мужчины станут обращать внимание на молодых- которые утром встали, просто лицо умыли, причесались, юбочку, футболочку, да хоть мешок из-под картошки на хорошую фигуру...красотка готова».
.
Вспомнился бывший муж. Тряхнула головой, чтобы отогнать это воспоминание.
« Нет, не буду я обобщать- женщины разные бывают, мужчины тоже. Вон, папа, у меня какой был. Нарядная мама или нет, с зубами или с протезами- он до старости всё ею восхищался. Просто мне не повезло...».
После ужина они с мамой уткнулись в телевизор, тяжелый день завершился.
Следующим утром Инне вновь надо было идти на собеседование, но встречу она перенесла, потому как глубоко задумалась, прокрутившись полночи без сна.
После завтрака она открыла шкаф- выложила на кровать вещи, пересмотрела критически. Вещей было немного- офисные блузки, две блузки нарядные, несколько юбок, пар брюк, свитера, домашняя одежда.
« Мда...что у меня самое приличное из этого? Представляю, что подумала бы эта невоспитанная дамочка о моем гардеробе. У нее, наверняка, гардеробная с мою комнату тряпками забита».
Вчерашнее унижение и обида никак не шли из головы.
«Вот так живешь, живешь, а потом женщина, которая тебе в дочери годится, замечания делает... хотя...она, конечно, дрянь самодовольная, но ведь она в чем-то права. Костюм большой, зубы не идеальные... Почему-то люди часто думают, что никто не видит их щербатого рта. А все видят, просто вслух не говорят, а она сказала, потому что плохо воспитана и ей плевать...Зачем я ей про дачу и прочие расходы, и что все в семью?...Дура честная! Надо какие-то более размытые ответы давать... а потом...я совсем забыла, что «встречают по одежке», а по уму только провожают».
В зеркало шкафа долго разглядывала свои зубы, улыбалась так и этак, глядя на себя сторонним взглядом.
« Пломбы стоят везде, в принципе, за зубами я слежу. Вот только тут...удалила зуб дальний, хотела ведь коронку или имплант вставить, да все то одно, то другое...цены еще такие...казалось, что когда я широко не улыбаюсь, то дырку и незаметно...и отбелить не мешает...».
Прикинула мысленно свои финансы, набрала номер клиники по соседству, записалась на прием.
« Надо делать. Се ля ви. Своих не хватит...придется на кредитку залезть. Знаю ведь себя- пока не сделаю, так и буду об этом думать, а на собеседованиях едва рот открывать и не улыбаться ни в коем случае».
- Ты же сегодня на собеседование вроде собиралась,- сказала мать, появившись в дверях. Она увидела вещи на кровати.- В шкафу прибраться решила?
- Собеседование перенесли. Решила прибраться, да подумать в чем идти- неудобно в костюме - такой большой стал...
- Можешь по себе костюм в ателье подогнать,- сказала мать.- Вещь добротная. Жаль, сейчас вижу плохо, я бы сама его ушила...
- Мама, вот ты в этом вся- ушить, подшить...ничего не выбрасываешь, в твой шкаф палец не засунешь, забит вещами старыми, даже папины три костюма не хочешь отдать на благотворительность...
- Да как же я отдам?- изумилась мать.- Я иной раз открою шкаф, достану костюм, вспомню, куда он со мной в этом костюме ходил, прижму к себе, вроде как его обнимаю...
У Инны защипало глаза, захотелось плакать. Папы не стало семь лет назад, она тоже по нему очень скучала.
- Это ладно, прости, мамочка!
- А правда, я ничего выбрасывать не люблю,- сказала мать, вздохнув.- Барахла сроду не покупала, пусть вещь дороже куплю, да такую, чтоб сносу не было...старое, конечно, да ведь как рука поднимется вещь выбросить если она хорошая...
- Мама, а твой вечный костюм, в котором ты лекции читала? Он ведь уже поношенный весьма, но и с ним ты расстаться не хочешь...
- Вот помру- выбросите всё!- мать с обидой в голосе.- А пока живая, пусть висит, кому мешает?
- Да, конечно, мамочка, пусть,- согласилась Инна, зная что все эти разговоры бесполезны.- Просто я, как ты- вещи неплохие покупала, за модой не гонялась, вообще им много внимания не уделяла- другое важней, а теперь думаю...может, зря? Да и это важно сейчас! Многие женщины, даже в возрасте которые -уделяют внимание гардеробу...
- Каждому свое,- заметила мать философски и внимательно посмотрела на дочь. – Ты часом не влюбилась?
- Что?
- Ну а как? Как влюбится женщина- так ей принарядиться охота. Я, помню, когда с папой твоим встречалась, бегала одно время к нему на свидания в чулочках капроновых, пока он мне сам выговор не сделал...ой, дурная была...но, сама знаешь, не увлекалась я никогда вещами, у меня интересы другие.
- Нет, мама, не влюбилась,- усмехнулась Инна.- В кого? Да и в мои-то годы...Я на потенциальных работодателей должна произвести впечатление.
- Да ну?- сказала мать удивленно.- Я думала, что их резюме твое должно впечатлять. Они же работника ищут, чего им твои наряды?
- На это, мама, тоже обращают внимание, оказывается. Хочу еще зубами заняться, а то подзапустила.
- Ну, делай, как знаешь...какие сейчас порядки мне неведомо.
- Вот такие, мам,- вздохнула Инна.- Мы кто для начальства? Рабочие лошади! А лошадь как выбирают? Как цыгане- по зубам...
- А знаешь, доченька, рано ты на себе крест поставила...ну какие-то твои годы! Это мне поздно, да и была у меня любовь...а тебе и влюбиться не грех в человека хорошего...ладно, пойду что-нибудь на обед соображу...прибирайся.
Мама ушла, Инна начала вяло складывать вещи обратно в шкаф.
Работу она нашла на следующей неделе самым неожиданным образом. Сын, вдруг, проявил инициативу- у его знакомого фирме срочно требовался специалист. Инна подозревала, что это мама явно рассказала внуку о ее бесплодных поисках. Впрочем, какая разница!
Она одела простую белую блузку с самой новой в ее гардеробе юбкой и даже разорилась на укладку волос в парикмахерской, но молодой мужчина на нее смотрел мало. Ознакомившись с резюме, сказал просто : « Вы не против у нас поработать? Вот только зарплату могу предложить чуть ниже на первых порах».
Озвученная цифра показалась Инне очень разумной. Она обрадованно кивнула.
Домой летела, как на крыльях.
«Теперь и в кредитку не надо будет залазить. Сделаю себе белоснежную улыбку и буду всем улыбаться. .. А как не показывать свои зубы, если ты в них такую уйму денег вложил? Надо посмотреть, что теперь женщины моего возраста носят. Я все-таки у знакомого сына моего работать буду- как-то обязывает... Хочется, чтоб сын мной гордился, да и внучки тоже. Конечно, они меня всякую любят, но идешь куда с ними- они такие нарядные- не будешь же рядом чуней какой выглядеть...смешно, но «ледя» невоспитанная меня изрядно взбодрила, заставила задуматься. Правильно пишут- «каждый человек в нашей жизни- нам не друг и не враг, но Учитель..».
Будущая жизнь казалась уже не такой мрачной и безрадостной, как виделось недавно. Бодро стучала каблуками по асфальту.
«И вообще... надо как-то встряхнуться! Не старуха же еще. Вон, как на юге ко мне мужчина лысый подкатывал...Смешно было, хотя...он мне просто не понравился, был бы какой другой... мне ведь только 52...всё же еще может быть...»
Свидетельство о публикации №225121501247