Прощай, наш старый пруд! Привет, новое озеро
.... Написать эти строки меня подвигли разговоры моих старых друзей и одноклассников, горячо обсуждавших неординарное событие в жизни горожан. Ведь на их глазах и в памяти, начиная с 50-х годов прошлого века, происходили последние трансформации водоёма, которое старожилы всегда называли просто - «первое озеро». Собственно, так и было!
Когда в 1890 году, на пустыре, неожиданно для селян, забила новая скважина, давшая невероятный по тем временам самовытекающий столб воды в абсолютно засушливой степной части полуострова Крым – это было яркое событие! Можно только представить, как радовалась местная ребятня сотням кубов прохладной влаги, ежедневно появлявшейся вдруг из-под земли. До этого местные водовозки набирали бочки из источников у пруда Чокрак и при въезде в соседнюю деревню Михайловка.
Быстро разраставшееся болотце стало в радость мальчишкам, плескавшихся в нём, а вот взрослым было не до баловства - необходимо срочно направить воду в правильное русло. Тогда и возникла первая канава вдоль нынешней поперечной аллеи парка, перпендикулярной к центральной, сбрасывающая избытки воды в буферное озеро между дамбой, ведущей на ближайшее село, и другой - отгораживающей лечебные грязи и рапу. Это было естественно, так как в него тогда вытекали все стоки из имеющихся лечебниц.
... Старые руководители курорта и строители являлись в душе несомненными романтиками, понимали толк в парковой архитектуре! Озеро закладывалось как водоём, очертаниями похожий на Чёрное море. Даже Крым, в его северной части, был «вычертан» стенами из ракушки подробно, с Керченским полуостровом. Кирками, лопатами, тачками и носилками, с большими трудностями далёкие предки рыли плотную суходольную землю, никогда не знавшую труда земледельца, вытаскивая с двухметровой глубины будущего водоёма почти три тысячи кубометров грунта на соседнюю возвышенность.
Вездесущая в Крыму глина составляла её целиком и назвалась она у селян «красной горкой» не из-за красоты, а просто от цвета склонов, которые начала осваивать местная ребятня не только в снежные дни, но и во время ливней – катаясь по скользким бокам, а потом обмываясь в ручье. Беседка на самом её верху появилась гораздо позже, когда вокруг озера стали подрастать деревца нового большого парка, а по аллеям начала прогуливаться праздная курортная публика. Им хотелось подняться выше и взглянуть от туда на окружающую местность, преображающуюся с каждым годом из-за появившейся воды, и дальние большие, красивые здания здравниц.
... Где те старые мальчишки и девчонки, видевшие начало всех начал парка и его красот? Канули в лихие годины нашей истории, не оставив воспоминаний о ярких страницах своего детства ...
В любом случае, сделано было всё на славу! Вторая канавка вытекала уже из озера по руслу, сохранившемуся до сих пор, а зелёная территория, благодаря усилиям садовников, разрасталась, вопреки трудностям в стране от социальных потрясений и войн, принимая в свои тенистые просторы многочисленных страждущих от болезней и ран.
***
... Только затронули тему озера с 75 – 80-летними старожилами города, родившимися здесь, так сразу заблестели их глаза от живых воспоминаний, стали улыбчивыми, вмиг помолодевшими лица, как перебивая друг друга начали делиться давними событиями. У каждого они были свои, но в целом отражали реальные дела далёких времён.
... Каждую весну, при нашем детском участии происходили таинства природы: завершились сумасшедшие трели многочисленных лягушек и прямо под берегом, на ступеньках, мы ловили в ладошку неповоротливых мелких головастиков. Те неимоверно быстро росли: появлялись задние ножки, потом передние, исчезали толстые хвостики и уже юркие, мелкие прыгающие создания становились похожими на своих родителей.
Можно было долго сидеть на невысоком ограждении водоёма, в тени огромных, раскидистых плакучих ив, до самой глади развесивших свои тоненькие ветви, и наблюдать, как среди них прячутся от яркого солнца карасёвая мелочь, склёвывая с листочков дерева и со стен бассейна разные водоросли и многочисленную водную живность. Мы, для своих домашних питомцев в аквариумах, тоже ловили сачками в озере дафний, циклопов, личинок насекомых. Попадались и шустрые гамбузии, специально запущенные в озеро против распространения комаров.
Вот так, из разных мелочей, от времени проведённом у озера и на природе, беготне по просторам парка, у моря и по окружающим холмам, зарождалась любовь к своей милой малой родине, которая непременно, с годами, перерастала в гордость к нашей Великой стране
... Ветераны вспоминали, как во все годы ребятне, для порядка и чтобы не мешали курортникам отдыхать, запрещали купаться, но как устоять от манящей прохладной водички, особенно в жаркие летние дни! Разыгрывался целый спектакль! Один пацан или девчонка – группы часто были смешанные, дворовые - (конечно умеющие плавать) «падали нечаянно» в воду и начинали кричать «Тону! Помогите!», а со всех берегов прыгали «спасатели», быстро молотя руками, устремляясь на «помощь»! ... Наплескавшись и вытащив на сушу мальца, с хохотом убегали в заросли сирени, жасмина, барбариса и прочих многочисленных кустов рядом (позднее их вырубили - в порядке создания безопасного пространства), где выкручивали мокрую одежду и, с удовольствием освежившись, продолжали гулять дальше.
... За 70 лет своего существования, в парке сформировался и доказал свою жизнеспособность прекрасный, стабильно саморегулируемый водоём с красивыми подводными растениями, рыбами, лягушками и прочей многочисленной биотой. Из трубы в восточной части лилась небольшая струя воды от ближайшей скважины и столько же вытекало по канавке во второй пруд. Эта переливная система подпитывала водоносные слои на всей территории вокруг, что давала возможность многочисленным, разнообразным деревьям, кустарникам существовать и развиваться практически без полива.
В конце пятидесятых годов, недалеко от берега, установили статую крепкой молодой женщины с байдарочным веслом – «шедевр» парковой скульптуры тех лет, непонятно зачем у нас появившийся! Ведь лодок здесь никогда не было. Потом появились небольшие деревянные домики на воде и красавцы лебеди, с которыми так любили фотографироваться все, особенно дети, которыми мы все тогда были. А по городу озерцо стали называть Лебяжьим.
... К середине шестидесятых годов прошлого века, вокруг водоёмов существовал свой маленький микроклимат и мирок, где всегда можно было найти тенистую скамеечку, приятную прохладу, вдыхать непередаваемый запах пресной воды, настоенный на водорослях, слушать журчание ручья, смотреть на плавающие стайки мелких рыбёх, ворующих хлебные крохи из кормушек для лебедей...
Уже повзрослевшие послевоенные дети назначали место свиданий «у первого озера», бродили вдоль его берегов, сидели в тени на многочисленных лавочках, и до самой старости запомнили любимые места, где формировались их первые глубокие чувства, произошли робкие, чистые «обнимашки-целовашки»!
... Вот только зиму никто не отменял и в одну из очень холодных - появился крепкий лёд, глубокий снег, который быстро освоила ребятня, катаясь на коньках, а с близлежащей Красной горки – на санях и на чём придётся, до самой кромки озера. Шуму – гаму, веселья и неразберихи кругом было вдосталь, и баловства - тоже: досталось от вандалов хаткам (птиц поздней осенью забирали в теплицы) и «спортсменке с веслом». Не умеем мы быть благодарными за всё хорошее! Руководство курорта это учло и решило «навести свой порядок», облагородить водоём в их понимании.
Когда, в ходе последующего большого строительства, сливали воду, оказалось, что здесь живут не только маленькие караси, но и настоящие монстры, которые быстро перекочевали из донного ила в мешки предприимчивых дядей. С годами берега озера одели в бетон, появился островок с хижинами для лебедей, а ажурные контуры «полуострова Крым» превратились просто в небольшой выступ.
Дальше – больше! Богатейшие профсоюзы страны не жалели для своих здравниц ничего! В середине пруда заложили трубы оригинального фонтана, который включали по выходным и праздникам (электричество надо беречь!). Невдалеке от ступеней спуска к воде в западной части берега построили ещё один островок, на котором уютно расположилась красивая, одетая в металл, скульптура женщины с младенцем. Она была очень мила и символична направлению лечения бездетности нашими знаменитыми на весь мир сакскими грязями, только печально, что не долго служила фоном, на котором делались такие памятные снимки.
... Опять холодная зима, крепкий лёд, вандализм местных и залётных хулиганов и, как итог: нержавеющие головки-распылители с фонтанов были скручены, у статуи попытались «изъять ребёнка», начали срывать бронзовую облицовку... Понятно, что после этого произведение, которое могло украшать парк многие годы – демонтировали! Очень жаль! Со временем убрали остатки фонтана, трубы которого разорвало в мороз, чтобы на них случайно кто-то не поранился.
Озеро, хоть и сильно «переболело биологически» после всех предыдущих передряг, но постепенно восстанавливалось. Вновь появились рыбы, другая подводная живность, многочисленные растения, но тут очередной удар судьбы... Кто-то из «очень грамотных» специалистов (может наоборот?) решил, что если дно покрыть бетонными плитами, то исчезнут водоросли, тина, специфические запахи полустоячей воды, будет проще чистить дно от упавшей листвы, веток и прочее, прочее. Это последнее варварское вторжение, а потом последующие изменения в стране начала 90-х годов, привело водоём к тому печальному концу, запустению и безобразию, которое мы все наблюдали последние десятилетия!
Объединение курорта перестало существовать, начался раздрай между санаториями, курортников стало намного меньше, а вода, электричество, услуги подорожали неимоверно! Водопровод перекрыли, как следствие - первыми начали чахнуть, засыхать прибрежные ивы, а затем деревья по периметру пустой канавки. Парк вымирал вместе с отсутствием воды в прудах ...
***
... Ветераны, местные старожилы в своих воспоминаниях об этом решили промолчать – неприятно говорить о тяжёлом времени, которое, к счастью, прошло! Ура!
Давайте – о хорошем! О новом этапе в истории развития парка и первого озера, которое, похоже, теперь будет называться нами Бронтиком, из-за переехавшего на его остров милого, реставрированного, старинного - начиная с 1932 года! - символа города Саки. Бронтозавр мужественно сражается с хищными цератозаврами, символизирующими, несущими с собой Боль и Страдания, но нашему герою только бы добраться до спасительной рапы и ила лечебного озера ... тогда он спасён!!!
Будем надеяться, что опытные архитекторы, инженеры, химики учли, как сделать стены нового, круто изменившего свою конфигурацию бетонного бассейна не зарастающими водорослями. Надеемся, что вода всегда будет чистой, не зеленеющей даже в жаркие летние месяцы, и ещё - специалисты знают, как в будущем регулярно вычищать поверхность водоёма и дно от налетевших туда с ветром листвы, веток, нечаянно упавших банок и прочего мусора.
... Теперь уже новое поколение жителей города с удовольствием будут рассказывать своим детям и любопытным приезжим о том, как много десятков тонн арматуры, сотен кубометров высококлассного бетона, тысяч метров различных труб, кабелей уложено вокруг, и сколько миллионов бюджетных рублей освоено в ходе строительства. И всё это для того, чтобы теперь радовать нас приятными урбанистическими формами очертаний берегов, оригинальным мостиком, островками, фонтанчиками, цивилизованной, яркой подсветкой в воде и на прилегающей территории.
Сюда, несомненно, придет сакская молодёжь, спасаясь от одиночества гаджетов. Будут наслаждаться окружающей вокруг красотой, сидеть в обнимку, целоваться (а почему бы и нет! Как и наши ветераны в юности!) на милых лавочках. С годами - гулять с детишками по очаровательной, замечательной набережной озера, ставшего уже ИХ ИСТОРИЕЙ, по тенистым аллеям возрождаемого парка и подниматься по длинной лестнице на обновлённую, заветную Красную горку!
В добрый путь!!!
Свидетельство о публикации №225121501344