О концепте Святая Русь на Руси

О концепте "Святая Русь" на Руси

Попробую высказать некоторые свои соображения по теме "Святой Руси", исходя из домонгольского материала. При том, что тема близка к моим интересам по властно-религиозным концепциям.

В статье автор не высказывает мысль, что выражение "Святая Русь" вряд ли могло возникнуть в XI - XIII вв. по той причине, что само по себе оно является вульгаризацией, опрощением комплекса религиозных представлений русских о своей стране, самих себе и своей вере. В нашей религиозной мысли (она же изначально сопряжена с историописанием) русские позиционировались как новый народ христиан, Киев - второй Иерусалим*. Летописи еще добавляют, что на Русь приходил апостол Андрей, предрекая на берегу Днепра появление Киева: "Видите ли горы эти? Так на этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей»" (ПВЛ, космогонический пролог). Поэтому говорить о Святой Руси, когда имелась Святая земля - в глазах первых русских религиозных деятелей эта мысль виделась кощунственной. Во всяком случае, исходя из имеющегося письменного материала, трудно сказать, что так сразу могла возникнуть идея святости, поскольку требовалось время на осмысление болгарской литературы (церковной, через которую в основном и шла тонким ручейком рецепция понимания христианской веры и греко-римского наследия), осмысление самих себя. Следовало русским обосновать принятие веры в контексте известной вселенной, других религий, географии - кто они, от кого приняли веру, кем стали в сравнении с другими народами и т.д. И только потом уже могла возникнуть более зрелая мысль о какой-то своей религиозной исключительности.

Например, в "Хождении игумена Даниила" сказано: "еже писахъ о свят;мъ град; Иерусалим;, и о земли той блаз;й, и о пути еже к святымъ м;стом".

Русь не могла быть святой, уже имелась Святая земля - та, где был Христос и где он был распят. Она таковой и оставалась, пускай и осквернена всякими безбожниками.

В послании Климента, митрополита русского (сер. XII в.) имеется такое высказывание о святости в отношении людей: "А разве я когда-нибудь похулил или укорил Григория? Я даже считаю его не только праведным, но и преподобным, и, хоть и дерзко сказать, святым" (перевод Н.В. Понырко. БЛДР. Т. 4).

То есть святость в отношении людей имеет ранговое значение, просто так оно не раздавалось кому нипопадя.

В "Повести об убиении Андрея Боголюбского" говорится: "...[Андрей] уподобился царю Соломону, когда, храм Господу Богу и церковь преславную Рождества святой Богородицы посреди Боголюбова в камне создав, разукрасил ее больше всех церквей: подобна она той Святая Святых, которую царь Соломон премудрый создал". И там же: "Ты ж, страстотерпец, проси всемогущего Бога за потомство свое, и за родичей, и за Русскую землю — миру мир даровать".

В русских письменных источниках неизменно присутствует прием уподобления русских князей библейским персонажам. Авторы всячески показывают Русь восприемницей христовой веры от Константина. А то и вовсе в текстах присутствуют прямые аллюзии уподобления Киева Иерусалиму. Русь особая верующая страна. Просто выражение "Святая Русь", пускай и в вульгаризованной форме, с подачи разных авторов, выразило в своей короткой формуле сложность различных религиозных воззрений, бытовавших в нашей стране. После чего и вошло в широкий обиход...Тем более, когда пал Константинополь в 1453 г. не могла не возникнуть идея, что русские оказались последними защитниками истинной - православной - веры, которых окружают язычники, мусульмане, католики. Данное обстоятельство еще больше возвеличивало русских в собственных глазах.

И еще скажу, после монгольского нашествия понятие святости начинает девальвироваться - множество русских князей, предков Александра Невского, как и он сам, обозначаются святыми, немыслимое в домонгольский период дело ("Легенда о граде Китеже", окончательно оформившаяся где-то в XVIII в.; "Житие Александра Невского", "Об убиении в Орде Михаила Черниговского" и т.д.). Но это, возможно, проистекает от сложнейшей ситуации, в которой оказалась Русь, попав под власть татаро-монгол. Стране нужны были новые герои. Вот и началось резкое увеличение количества святых. Само понятие святости, похоже, размывается, превращаясь в символ защиты веры.
___________________
*Или, как говорится в Слове митрополита Илариона в мысленном обращении к Владимиру Крестителю: "Тот [Константин - мое прим.] покорил Богу царство в еллинской и римской стране, ты же — на Руси: ибо Христос уже как и у них, так и у нас зовется царем. Тот с матерью своею Еленой веру утвердил, крест принеся из Иерусалима и по всему миру своему распространив <его>, — ты же с бабкою твоею Ольгой веру утвердил, крест принеся из нового Иерусалима, града Константинова, и водрузив <его> по всей земле твоей".
Здесь недалеко и до идеи Москва - третий Рим. Поскольку в "Слове" Киев - третий Иерусалим, ниша занята, оставался Рим. Почему, именно Рим - вопрос интересный


Рецензии