Мессик Х. Боссы преступного мира

Мессик Х. Боссы преступного мира. М., 1985.

Без изучения криминала невозможно понять американскую, да и в целом, западную, демократию. Не живя в Америке и не вращаясь в соответствующей обстановке, трудно понять американскую политику, большой бизнес. Я пытаюсь уловить самое основное. В фильме "Крестный отец - 2" есть забавный момент, как сенаторы, люди одной мафиозной семьи, допрашивают главаря другой мафиозной семьи. И вроде как осуществляется правосудие. Правда, в большинстве таких случаев, мало кто бывает осужден. В США все показательно-демонстративно, как и само государство, демонстративно-показушное. Нужно показать, что в Америке есть свобода слова - делается вид, как демократия защищается в стране, но при этом цензура и запреты остаются. И все делают вид, что права и конституционные свободы соблюдены. Все довольны. И демократия со свободой слова в Америке, действительно, существуют, но для избранных. Выбирают на голосованиях избранных, говорить и печататься относительно свободно могут опять же, избранные. Рядовому надлежит делать то, что от него требуется, но, чтоб он думал, что это он совершает выбор. Такова "демократия" (привет, Talmon. The Origins of Totalitarian Democracy, 1952!). Кстати, Хэнк Мессик, автор книг про американскую мафию, утверждает, что итальянцы не контролируют весь криминал СШ. Этот миф о всемогуществе итальянской мафии возник на основе рассказов ФБР, романов и фильмов "Крестный отец". Во всяком случае, в книге "Боссы преступного мира" (в оригинале: "Of Grass and Snow: The Secret Criminal Elite", 1979, то есть "Травка и снежок: секреты криминальной элиты"), Хэнк Мессик показывает независимость наркомафии от "Коза Ностры". Материалы, судя по всему, автору поставляет Управление по борьбе с наркотиками (УПН), отсюда пренебрежительное отношение к ФБР в тексте и, соответственно, открытая симпатия к УПН.

Причину увеличения масштабов торговли наркотиками в США Мессик видит в том, что во Флориду и Майями переселились кубинцы, изгнанные Кастро с "Острова Свободы", которые вместе с диктатором Батистой занимались организацией азартных игр, перевозкой наркотиков из Латинской Америки и переводом денег в европейские (прежде всего швейцарские) банки. Долгое время этим кубинцам американцы сочувствовали за их антикоммунистические убеждения. Но потом терпение кончилось, когда пришло осознание, что кубинцы-эмигранты уже организовали целую преступную картель, наладив поставки запрещенных веществ с Юга в их страну.

Автор уделяет большое внимание Флориде и прилегающим водам. Поэтому как бы высвечивается небольшой кусок Америки, связи мафии с политиками, ФБР и прочими государственными службами, созданными для борьбы с организованной преступностью. Более или менее целостное представление о наркоторговле в Америке вряд ли можно составить, исходя из текста одной книги. Но в качестве истории оргпреступности на юге США - годное чтение правда, оно фрагментарно по содержанию и скучновато.

В книге И.А. Геевского "Мафия. Цру. Уотергейт: Очерки об организованной преступности и политических нравах в США". М., 1980 тоже говорится о кубинцах-эмигрантах. Да и много уже писалось о массовости латинос во Флориде, не желающих инкорпорироваться в англоязычное американское общество... якобы они даже пишут плакаты с требованиям англосаксам убираться прочь из Флориды. Нормальная Омерика.

Умнее всех оказался директор ФБР (с 1924 по 1972 г.) Гувер Он отрицал существование мафии до последнего, постоянно рекламировал свою организацию, а чужие победы приписывал своему бюро (Аль Капоне посадили за неуплату налогов, а не за его преступления в обычной жизни), сажал мелких преступников, крупных прикрывал. И показатели всегда были отличные. Масштаб борьбы впечатлял. Главное не менеджмент, а пиар. Брендинг и самопиар - самое лучшее, наверное, что умеют делать американцы.


Рецензии