Кошкина мать

— Сыночек, я тебе тут котлеток принесла, — дородная женщина с розовыми щеками и коротко стриженными фиолетовыми волосами ставит укутанную в кухонное полотенце кастрюлю на стол. Открывает холодильник: — О божечки, одна трава и кошачий корм! — бубнит она себе под нос. — Ты, сынок, будто с женщиной;кошкой живёшь!— Что, мам? — откуда;то издалека слышится мужской голос.— Да с этой я говорю, которая в кино американском в обтягивающем трико по крышам прыгает. Прям как твоя, тоже вечно где;то прыгает, — видит фотографию в рамке: на ней её сын и красивая миниатюрная девушка в свадебном платье. Переворачивает фото изображением вниз со словами: — У;у, мегера… улыбается ещё!На кухню входит высокий крепкий мужчина, не блещущий красотой.— Мам, ну не начинай, — говорит он, ставя фотографию на место. Целует маму, достаёт тарелку, берёт вилку: — Что там, котлетки? Твои фирменные? Спасибо, мамочка!Выкладывает себе пару котлет на тарелку и начинает активно жевать, причмокивая.— Кушай, кушай, сыночка, а то совсем уж щёчки ввалились, — гладит сына по спине и приговаривает мамаша.С набитым ртом Аркадий продолжает, по;видимому, прерванный монолог:— Ну и вот, у Серёги на рефрижераторе движок стуканул, и встал он на трассе, и вся курица потекла, все пятнадцать тонн на свалку. Представляешь, мам… мама?..— Ох, святые угодники, это ещё что за штуковина?! — восклицает мать откуда;то из глубины квартиры.Аркадий срывается с места, оставив недоеденные котлеты. Идёт на голос матери и видит, как она разглядывает странную полутораметровую конструкцию в спальне сына.— Что это, Аркаша? Зачем это у вас тут, в спальне;то, стоит? — чуть ли не задыхаясь, лепечет явно перепуганная Элеонора.— А, это… Беговое колесо для Геры, — отвечает сын.— Для кого? — не понимает мать.— Для Агатиной новой кошки. Чтобы она мышцы развивала и не скучно ей было.— Господи, имя;то какое;то бесовское… Так ты ещё и время тратил, чтобы эту штуковину смастерить?— Нет, мама, Агата купила её на деньги с продажи шубы, — опуская глаза, произносит Аркадий.— Какой шубы?! Той, ради которой ты год на двух работах ишачил?! — вскипает мать.— Ну, она ещё ретрит какой;то важный с этих денег оплатила…— Едрит твою мать… ретрит она оплатила!В этот момент на кухне что;то упало, и через секунду полосатый хвост шмыгнул в комнату Агаты.— Стащила, небось, что;то, гадина полосатая! — мать пытается войти в комнату Агаты.Сын резким движением захлопывает дверь прямо перед её лицом.— Не надо. Агата не любит, когда посторонние энергии в её комнату проникают, она там медитирует.— И спит там же, пока ты на это колесо чёртово пялишься и уснуть не можешь в холодной постели, при живой;то жене! Ладно, вызывай такси матери, сериал мой скоро начнётся, а в вашей богадельне даже телевизора нет.Только закрывается дверь за матерью, Аркадий устремляется на кухню, берёт мусорный пакет, вываливает в него мамины котлеты, смотрит на кастрюлю в своей руке и тоже бросает её в пакет:— Мамочка, куплю тебе новую…Завязывает пакет, тщательно моет тарелку и вилку, нюхает, перемывает ещё раз, тщательно вытирает их бумажным полотенцем. Крутится с ним в руках, достаёт ещё один мусорный пакет, бросает в него полотенце и, подумав секунду, — и губку, которой мыл посуду; туда же летит тряпка, которой он старательно вытирал стол.Прежде чем выйти, открывает все окна и включает вытяжку над плитой. Выходит во двор и выбрасывает всё в мусорный контейнер.Вернувшись домой, принюхивается: вроде не пахнет уже ничем посторонним. Подходит к комнате Агаты, думает, не войти ли, чтобы взять благовония, но не решается.Почти в полночь задремавший с телефоном в руках Аркадий просыпается от того, что кошка, резко выпустив когти, спрыгивает с его груди и бежит к входной двери. На пороге появляется, подсвеченный светом из подъезда, худощавый, но не лишённый изящества силуэт Агаты.— Девочка моя сладкая, услышала мамочку… Да, я вернулась, вернулась к тебе, моё счастье нежное. Какая же ты у меня красоточка, как же мамочка скучала…Аркадий выходит из спальни, видит Агату, сидящую на полу, не снявшую верхнюю одежду, не разувшуюся, целующую кошку. Включает свет, тем самым прерывая ритуал воссоединения. Обе одинаково щурятся от внезапного света, глядя в его сторону.— О, привет. Я вернулась, как видишь. А ты что не спишь, тебе завтра, что ли, не на работу? — абсолютно без интереса спрашивает Агата своего мужа.— Да нет, завтра я работаю, — проговаривает Аркадий и уходит в спальню. Оборачивается и говорит: — С приездом. Свет в коридоре выключить не забудь.Укутываясь с головой в одеяло, Аркадий слышит из коридора:— Мамочка тебе подарочек привезла, принцесса моя. Вот, держи, — брякают колокольчики. — Сейчас мамочка помоется, пойдёшь в душ со мной, потом спать ляжем. Мамочка устала с дороги. Как же я соскучилась, сладкая моя девочка, по тебе…Аркадий слышит шум воды и не прекращающиеся ласковые речи Агаты сквозь музыку мантр и поющих чаш, которые поют из телефона Агаты.Следующее, что слышит Аркадий, уже успевший вновь задремать, — это жуткий вопль. Сначала ему кажется, что это дурной сон, потом он решает, что это звуки с улицы, потом окончательно понимает по резко включившемуся свету, что это здесь, в его реальности, случилась какая;то катастрофа.— Убери эту дрянь! Выброси немедленно вместе с гамаком! — на пороге стоит Агата в пижаме и приказывает.— Что случилось? — сквозь сон бормочет Аркадий, прикрывая глаза от слепящего света.— Она снова была здесь и приносила трупы в мой дом! Сколько можно ей говорить! Мерзкая, абсолютно приземлённая женщина! — истерит Агата.Аркадий встаёт и бредёт за женой в её святая святых.— Мама не входила в твою комнату, только Гера, — уставшим голосом произносит Аркадий.Агата брезгливо берётся за краешек гамака, в котором обычно спит:— Ты ещё смеешь наговаривать на это чистое создание, чтобы оправдать эту мерзкую глупую женщину?!Гера трётся о ноги Агаты, мурлыча.— Мамочка не верит ему, моя сладкая, не переживай, — меняет тон Агата. — Посмотри, посмотри, что здесь делает этот кусок мертвечины. Она совсем ополоумела, эта странная женщина. За что ко мне такое отношение, что это за вандализм?!Садится на пол, обнимает кошку и, раскачиваясь, напевает странные звуки.— Я сейчас всё выброшу. А спать ты где будешь? — с призрачной, чуть дышащей надеждой в голосе спрашивает Аркадий.— Я не буду спать, я буду очищать пространство всю ночь. А завтра куплю себе новый гамак. Оставь мне денег и доброй ночи…Наступило позднее утро. Агата проснулась на полу, прикрытая пледом, — от настойчивого мяукания Геры прямо ей в лицо.— Что случилось, девочка моя?Кошка потопталась у двери, показывая хозяйке, чтобы та шла за ней, и привела ту к своему лотку.— А, лоточек тебе почистить, милая моя чистюля…Агата взяла лоток в руки, и вдруг её поза и лицо изменились: она превратилась в воина с мечом и щитом. Уверенным шагом направилась в спальню Аркадия, войдя, увидела незаправленную кровать и высыпала содержимое лотка прямо в постель.— Теперь мы квиты, дорогой!— Вот так вам! Вот так, многоуважаемая Элеонора Станиславовна, заслуженный работник текстильной промышленности! — прыгала, как ребёнок, Агата вокруг кровати, корча рожи и показывая язык воображаемой свекрови.Потом вдруг руки её опустились, она села на пол и горько, по;настоящему заплакала.Гера подошла к ней и улеглась прямо на босые ноги, щурясь в сторону кровати и нервно помахивая хвостом.— Знаешь, Гера, ведь я тебе ещё не рассказывала про Кайлас… Когда мне исполнилось шестнадцать, мой папа принёс мне её из леса, чёрным, ещё слепым котёнком. И сказал: «Если ты, доченька, сможешь её выходить, она вырастет твоим талисманом. Она защитит тебя от всех бед и невзгод, удача всегда будет на твоей стороне, если ты сможешь заменить маму этому котёночку. Люди поступили подло: отнесли в лес мешок с только родившимися котятами, я не знаю, сколько они там пробыли, но она единственная из всех подавала признаки жизни. Она особенная, как Кайлас. Знаешь, с вершин возвращаются только те, кому есть что любить в этой жизни… запомни это, доченька».Но прошёл месяц — и папа не вернулся с очередного восхождения. Наверное, Агата не была для него тем смыслом любить жизнь…С Кайлас мы прожили шестнадцать лет, мы вместе закончили институт, вышли замуж, она всегда была со мной. А потом она умерла… и появилась эта кровать. С Аркашей ведь вроде бы было всё неплохо, но потом появилась эта кровать…Прошла неделя, как Кайлас ушла, и вот Аркадий звонит и говорит: «Открывай скорее дверь, у меня для тебя сюрприз».Я открываю дверь, а за ней сияющий от счастья Аркадий:— Привет, дорогая! — и отступает в сторону, а за ним два грузчика держат огромную коробку с безобразно безвкусным красным бантом.— Что это?! — дрожащим голосом спрашиваю я.— Это наша новая кровать. Кошки больше нет, и можно не бояться, что новую мебель кто;то испортит, — сказал он…«Мужа у меня больше нет», — единственное, что я смогла тогда произнести.Я тогда промолчала пять недель и три дня, а потом, моё солнышко, ты появилась в моей жизни.Подхватывает кошку, поднимает над головой, кружится вместе с ней и, напевая, уходит с кошкой заниматься утренними делами.— Сегодня буду не очень поздно, и мы с тобой, лапочка моя, будем спать в новом гамаке, — прощается Агата с Герой, целуя её в нос.Аркадий не выспался: злой, выжатый, с ощущением, будто попал в квест без выхода. Он уставился в экран рабочего компьютера абсолютно невидящим взглядом. В этот момент прямо перед ним на столе появляется тарелка с беляшами и чашка ароматного кофе.— Аркадий, я не знаю, сколько вы кладёте сахара, поэтому положила, как себе, две, — слышит он возле уха.
— Светлана?
— Да. Я уже минут сорок наблюдаю, как вы спите с открытыми глазами, и решила вас немного взбодрить.— Спасибо…
— Что «спасибо»? Сначала попробуйте. Это домашние, сама пекла. Или боитесь, что отравлю или приворожу? — Светлана смеётся и пододвигает тарелку ближе.Она милая, с отменным чувством юмора и пронзительными зелёными глазами, которые будто всегда улыбаются — даже когда их хозяйка плачет. Однажды Аркадий видел, как Светлана тихо рыдала на скамейке возле офиса и неумело пыталась прикрутить сигарету. Тогда он не решился подойти, только смотрел из;за угла, как нашкодивший пацан.— Ну, кушайте, а то остынут, — подгоняет Светлана.Аркадий поднимает на неё глаза и вдруг выпаливает:
— А вы не знаете, что сейчас идёт в кино?
— Знаю, — весело отвечает она.
— А можете что;нибудь посоветовать?
— Смотря с кем вы планируете пойти, — уже чуть смущённо произносит Светлана.
— Хотел бы с вами, но не уверен, свободны ли вы сегодня после работы.
— До понедельника я абсолютно свободна, — по привычке пытается пошутить она.
— То есть… да, я с удовольствием. Встречаемся в пять на скамейке у выхода?
— Нет, я зайду за вами в отдел, — ставит точку Аркадий.Он торопит часы как может: переделывает не только срочные, но и все залежавшиеся дела. Даже подумывает заказать цветы, но не решается. «Не всё сразу, усмиряй прыть, жеребец», — бурчит он себе под нос. Это же не свидание, а «просто дружеская встреча».Когда наступает час икс, они выходят из офиса вместе — и мир для них обоих будто меняется. Легко и весело выбирать фильм, вкус попкорна, места в зале. Аркадий смотрит, как блики экрана отражаются в распахнутых глазах Светланы, и уже почти решается взять её за руку…В кармане яростно вибрирует телефон — звонок от Агаты. Аркадий решительно жмёт «сброс», но теперь уже не уверен, что хорошая идея — тянуться к Светлане. Следующий звонок, и он, запнувшись внутри, просто не берёт трубку.Приходит сообщение: «Это они сами меня подрезали, я заблокировала двери, мне страшно, почему ты не берёшь трубку?!»Аркадий как будто проваливается в густое желе: ни звуков, ни красок, ни воздуха, ни чувств. Вечность требуется, чтобы подняться с кресла. Мир включается снова. Он наклоняется к Светлане:
— Доедешь сама?.. — сухо спрашивает и, не дожидаясь ответа, выбегает из зала, на ходу набирая номер Агаты.— Ты постоянно преувеличиваешь, — мягко, но твёрдо говорит он, держа прижавшуюся к нему Агату буквально под мышкой.
— Просто я очень испугалась, — бормочет она ему в бок.
— Они же просто хотели понять, всё ли с тобой в порядке. Сами признали, что были неправы, — поясняет он, как ребёнку.
— Если бы ты не приехал, они бы не признали! Это они тебя испугались. Без тебя они бы меня украли, убили и выбросили в канаву где;нибудь. И остались бы вы с Герой совсем без меня…Двери лифта открываются. Аркадий берёт Агату на руки — розовый «котёнок» в искусственной шубке. Заносит в квартиру, несёт в спальню. Вдруг она соскальзывает с его рук:
— Дальше я сама, спасибо, — и, как есть, в верхней одежде, проходит в свою комнату, запирается на ключ и включает громкое мычание — то ли мантру, то ли песню, кто разберёт.Аркадий настолько утомлён этим бесконечным эмоциональным карнавалом — не вторые сутки, а уже десятый год подряд, — что у него нет сил даже раздеться. Прямо в одежде и обуви он падает на кровать.Его будит ощущение песка под спиной и мерзкий знакомый запах. Аркадий подскакивает, включает свет и видит всё, что натворила Агата. Молча сворачивает постель в огромный узел, волоком тащит его к двери.— Я ушёл! — кричит он в коридоре. Тишина.
— Возможно, навсегда! — снова тишина.
— Да пошла ты, кошкина мать! — хлопок дверью такой силы, что в комнате Агаты с полки падает статуэтка Будды.Через пять минут из-за двери появляется Агата. Осматривается — Аркадия нигде нет. В спальне — голый матрас, ни подушки, ни одеяла, пустота во всех смыслах.— Гера, он что, ушёл?
— Мяу, — отвечает кошка.
— И я что;то проголодалась… — вздыхает Агата.Агата просыпается уже в новом гамаке — его она повесила сама, благо крючки остались. Будит её шипение Геры, переходящее в рык. Кошка шипит на дверь, и вдруг дверь отвечает: «гав;гав» и начинает поскуливать.— Гера, отойди от двери, — Агата берёт кошку на руки и усаживает в гамак. Открывает дверь — и тут же упирается в беговое колесо. А рядом — собака: огромная, радостная, прыгающая, пытающаяся прорваться в комнату.— Что здесь происходит?! — совсем не возвышенно орёт Агата.
— Перестановка, — невозмутимо бросает Аркадий, проходя мимо с огромным пакетом собачьего корма.
— А почему ты не на работе?
— Потому что я в отпуске. Впервые за семь лет, дорогая моя супруга, — подмигивает он.— А это что за животное и что оно здесь делает?!
— Попрошу без оскорблений, соседушка. Это Бой, рабочий охотничий курцхаар. Его хозяин уезжает в Нью;Йорк, а Бой теперь будет жить здесь. И через два дня мы с ним едем на охоту, пока бывший хозяин ещё не уехал. Ещё вопросы есть?— А как же мы с Герой? Как собака с кошкой в одном доме? — почти плачет Агата.
— Бой жил с двумя котами, одна кошка ему точно не помешает, — сухо отвечает Аркадий, распаковывая вещи.
— Но от собаки грязь… — начинает она.Взгляд Аркадия обрывает фразу.
— Собаки, в отличие от кошек и их хозяек, в постель не гадят. Разговор окончен. Пойдём, Бой, покажу твою лежанку.Агата разбита. Понимает только одно: ей нужно побыть одной. На скорую руку собирает цветной рюкзак, берёт переноску, сажает в неё Геру и молча выходит из квартиры.В студии тихо, пахнет благовониями. Агата выпускает Геру:
— Точка сборки, Гера. Нам нужно вернуться к точке сборки, к своей истине.Включает мантры, заваривает травяной чай, натягивает шерстяные носки, садится в центре зала и на сайте студии пишет объявление об отмене занятий на ближайшие три дня.Дома полный переворот. Пёс доел остатки кошачьего корма, выпил всю воду, вдохновлён новым жилищем и вниманием нового человека. В комнату, где жила кошка, его по;прежнему не пускают. Колесо стоит посреди коридора: Бой уже пытался его пометить, но получил по морде и передумал.На следующее утро, ещё до рассвета, они с Аркадием отправляются в путь: знакомый для пса и совершенно новый для человека.Агата просыпается в студии от холода — одна. Геры нет. Где;то слышится скребущие звуки. Она выходит в зал и видит: кошка роет землю в кадке с большим «денежным деревом».— Что ты делаешь, Гера? Я же поставила тебе лоток!Кошка молнией уносится и выпрыгивает в открытое окно — вот почему в студии так холодно. Агата в панике: Гера никогда не была на улице без переноски.Агата выбегает следом прямо в носках.
— Гера! Девочка моя, вернись, я больше не злюсь, прости меня! — бежит по дворам, заглядывает под машины, в подъезды, спрашивает прохожих про красивую домашнюю кошку, очень воспитанную и очень испуганную.Совсем выбившись из сил, решает вернуться в студию. Дверь приоткрыта. Внутри слышен детский голос:— Вот, тигруля, я нашла для тебя домик. Видишь, тут всё для кошек: и лоток, и миски, и игрушки, колокольчики звенят. Я буду тебя здесь навещать.Агата входит и видит девочку в смешной розовой шапке набекрень, а на руках у неё — Гера.Агата падает на колени:
— Это моя кошка. Где ты её нашла?
— Я гуляла одна. Мои родители опять ругались, и я пошла, как всегда, бродить, чтобы они помирились. Они всегда ссорятся из;за меня, а когда меня нет, мирятся. Я качалась на качелях, и тигруля сама ко мне пришла. Мне нельзя приводить кошек домой, папа говорит, что от них один бардак и никакого толка. Тогда я пошла искать для неё домик, а дверь была открыта…Агата обнимает девочку вместе с кошкой и плачет — давно, по;настоящему. В этих слезах годы аккуратно запаянной боли и тщательно упакованного «духовного роста».— Давай попьём чаю. У меня есть финики, будешь?
— А конфет у вас нет? Я люблю шоколадные с желейной начинкой, — просто отвечает девочка.
— Сейчас нет. Но в следующий раз обязательно куплю такие. Ты ведь будешь приходить навещать нашу кошку? Её зовут Гера, — утирая слёзы, говорит Агата.
— А меня зовут Надя. Надежда. Очень приятно, — девочка опускает кошку, вытирает остатки слёз с лица Агаты. — А вас как зовут?
— Я Агата.
— Какое у вас красивое имя. Ну ладно, давайте свои финики.Агата смотрит, как Надя пьёт чай и лопает финики, и вдруг ясно понимает: это могла бы быть её дочь. Внутри поднимается новое, тёплое чувство — обнять эту крошку, открыть ей тайны мира, защитить от бед и невзгод.
Хочется быть матерью не для кошки, а для настоящей девочки.— Ну ладно, Агата, мне нужно идти. Спасибо за чай, финики — это, конечно, здорово, но всё же конфеты лучше…
— С желейной начинкой, — дополняет Агата.
— Ага! — подмигивает Надя. — Пока, Гера, пока, Агата, скоро увидимся, — говорит Надя, натягивая так же набекрень свою розовую шапку.Агате хочется поправить шапку, поцеловать эту девочку и попросить её быть аккуратнее, но она лишь молчит, поднимает трущуюся у ног кошку на руки и произносит:
— До скорой встречи, Надежда!Агата ещё какое;то время стоит в тишине и будто бы слышит звонкий детский голос в окружающей пустоте. Она чует какой;то неуловимый аромат будущего, тёплый ветерок из новой открывшейся двери.— Пойдём домой, Гера, — шепчет в шерсть кошке женщина.Придя домой, Агата встречает что;то новое. Здесь всё иначе, здесь всё непривычно: колесо посередине коридора и записка от Аркадия: «Больше не будет как прежде. Я купил вторую подушку и семейный комплект постельного. Выбор за тобой». На полке — комплект постельного белья с одной стороны и склеенная статуэтка Будды с другой, а между ними их фото, сделанное в первый день знакомства.Агата берёт фото, нежно прикасается к нему пальцами и шепчет:
— Я надеялась, что ты никогда не уйдёшь в леса и горы. Я надеялась, что ты не он.Заходит в комнату, берёт фоторамку: в ней фото Агаты с Кайлас на руках. Достаёт его, целует и убирает в большую старинную книгу, а на место него вставляет фото её и Аркадия. Ещё раз проводит пальцами по изображению и проходит в спальню, ставит фото на полку, поворачивается к кровати и произносит:— Я готова попробовать, — и уходит в душ.Агата долго стоит под водой молча: ни музыки, ни привычного общения с Герой — просто тишина и вода. Выйдя из ванной, Агата берёт комплект белья, расстилает общую постель, смотрит на неё со стороны, как на алтарь.— Конфеты всё же лучше, чем финики, — говорит она, аккуратно садится на постель, потом падает на спину, раскидывает руки и ноги, как звезда, вдыхает свежесть, тепло и уют нормальной постели и закрывает глаза.Аркадий входит в квартиру, его взгляд сразу падает на полку, где он оставлял послание для Агаты. Увидев одиноко стоявшего Будду, его сердце забилось так, будто не билось все эти десять лет.— Мы правильно всё делаем, парень, спасибо тебе, — треплет пса за ухом.На цыпочках входит в квартиру, будто боится развеять ауру волшебства. «Неужели всё было так просто? — думает Аркадий. — Нужно было просто поменять правила, не боясь, что играть по новым правилам с тобой не станут».Заглядывает в комнату и видит сразу всё: и фотографию, и постель, и, конечно же, Агату — такую нежную, такую светлую и хрупкую. Это счастье — счастье просто видеть её такой: не колючей, понятной и волшебной одновременно.Он смотрит на себя, видит свою грубость и неумытость, тихонько выходит из комнаты, закрывает дверь. Снимает пропахшую лесом, потом и костром одежду, смотрит на оленью ногу в окровавленном мешке и видит, насколько она неуместна в этом мире чистоты и надежды. Животные крутятся возле добычи, над ними властвует природа.Он решается, берёт мешок и выходит с ним на улицу. В багажнике машины отрезает два куска мяса — один поменьше, другой побольше, остальное оставляет в машине.Возвратившись домой, он видит, как Агата сидит на кухне: Гера у неё на коленях, пёс в ногах, она заспанная и очень милая, с огромной кружкой чая.— Я вернулась, — говорит она.
— И я вернулся. Но я пахну лесом, а ты — чистотой, — отвечает Аркадий.
— У каждого своя природа, и нечестно идти против неё. Ты охотник, животные — хищники, а я… — повисает пауза, Агата опускает глаза. — А я больше не кошкина мать.Встаёт и берёт пакет из рук Аркадия, глядя ему в глаза, достаёт из него мясо, раздаёт животным. Встаёт с окровавленными руками, смотрит на них какое;то время, затем поднимает глаза, полные очищающих слёз, и задаёт вопрос:— Из комнаты с гамаком получится детская?


Рецензии