Толкование Фрейда
Зигмунд (Шломо-Сигизмунд) Фрейд оставил глубокий след в мировой культуре и политике. И хотя бум психоанализа, когда каждый врач-психиатр хотел стать психоаналитиком, позади, он вызывает большой эвристический и, особенно, философско-идеологический интерес. Психоанализ как метод исследования человека и культуры возрождается, переплетаясь с философско-антропологическим, экзистенциалистским, структуралистским исследованиями бытия человека в мире. Безусловно фрейдизм лежит в основе либеральной сексуальной революции и реформы в педагогике. Психоаналитическое учение Фрейда с самого начала стремилось к созданию особой психоаналитической идеологии, хотя психоаналитики стараются, чтобы психоанализ воспринимался как истинная наука, основанная на фактах клинического наблюдения, а сам Фрейд как героическая личность. Директор Нью-Йоркскоро центра психоаналитических исследований утверждает, что "психоанализ заменяет собой все предшествующие направления в философии". Тем не менее Витгенштейн, Сартр и Фромм выступали с критикой философии психоанализа. В современной России фрейдизм продолжает считаться политически и идеологически вредной доктриной в традициях кампании тов. Сталина по борьбе с "троцкистской контрабандой" в науке.
ЧАСТЬ 1. ФИЛОСОФИЯ ПСИХОАНАЛИЗА.
Среди философов, размышления которых о человеке сформировали психоаналитическое учение как философское, называют прежде всего Шопенгауэра и Ницше. Сам же Фрейд заявлял, что не был знаком с трудами философов в период формирования основных психоаналитических концепций. Хотя, например, признавал, что его учение о вытеснении совпадает с объяснением Шопенгауэром безумия как следствия противодействия индивидуума какому-либо мучительному явлению действительности. Обсуждая проблему сексуальности Фрейд подчёркивает, что Шопенгауэр показал насколько мысли и действия людей предопределяются сексуальными стремлениями. На Шопенгауэра Фрейд ссылается при обосновании концепции "инстинкта смерти". На Ницше Фрейд ссылается когда обсуждает роль отца в первобытном обществе: "отец был сверхчеловеком, которого Ницше ожидал в будущем". Вводя термин "Оно", Фрейд отмечает, что Ницше часто пользовался им для описания "безличного природно-необходимого в нашем существе". На самом деле знакомство Фрейда с идеями этих философов произошло во время учёбы в Венском университете, когда он входил в студенческую организацию, где обсуждались идеи Шопенгауэра и Ницше. Там же он прослушал пять(!) курсов лекций по философии известного философа Брентано. Он читал в оригинале Сократа, Аристотеля, Платона и других древних философов. В поиске идей для психоаналитического учения Фрейд знакомится с трудом психолога Липпса "Основные проблемы жизни души", в котором выделяет место: "фактами психической жизни являются не процессы, составляющие содержание сознания, а бессознательные процессы".
Нежелание признавать философские истоки психоанализа было вызвано желанием представить его наукой, опирающейся на эмпирические данные медицинской практики, а не философской спекуляцией.
2. Проблема бессознательного.
Уже древнеиндийская филосо;ия признавала существование "неразумной души". Гита разделяла разум на знающий, страстный и "тёмный". В Ведах говорится о "Пране", бессознательной жизненной энергии. Фрейд читал Бхагавад-гита, а на одном заседании психоаналитического кружка доложил о проблеме любви в японской культуре.
Некоторые представления о бессознательном Фрейд почерпнул из идей Платона. Для обоснования своих психоаналитических постулатов Фрейд ссылался на Эмпедокла, Аристотеля и аппелироаал к Гераклита.
В Новое время Декарт провозгласил тождество сознательного и психического. Но в трактате "Страсти души" Декарт пишет о борьбе между "низшей","чувствующей" и "высшей", "разумной" частями души, в которой разум является предопределяющим, сдерживающим бессознательные страсти. На концепциях Декарта Фрейд оттачивал аргументацию положения о бессознательном психическом и необходимости восстановления в памяти цепи патогенных воспоминаний для перевода бессознательного в сознательное.
Спиноза , напротив, считал, что "люди скорее следуют руководству слепого желания, чем разума", что влечения есть "сущность человека". Английский философ Юм даже утверждал, что "разум есть и должен быть лишь рабом аффектов". Поэтому для управления человеком эффективнее воздействовать "на его наклонности, чем на разум". И хотя Фрейд не упоминает этого философа, его психоаналитическое учение утверждает предопределяющую роль бессознательных желаний в жизни человека.
Согласно взглядам Лейбница, трудно объяснить возникновение сознательных представлений без существования "незаметных восприятий" и "бессознательных страданий". Аргументация о необходимости признании бессознательного у Лейбница и Фрейда во многом идентична: процесс познания непрерывен и необходимо включает бессознательное. С идеями Лейбница Фрейд мог ознакомиться в книге Канта "Антропология с прагматической точки зрения". В рассуждениях о природе человеческого познания Кант допускает, что "мы можем иметь представления, хотя непосредственно не сознаём его". Он называет их "смутными" и подчёркивает, что их сфера обширнее "ясных", доступных сознанию представлений. Фрейд рассуждает аналогично: "психоанализ предупреждает нас, чтобы мы не отождествляли восприятие сознания с бессознательным психическим процессом".
В философии Фихте Фрейда привлекли идеи, утверждающие бессознательное в качестве первоосновы человеческого бытия, из которого происходит сознание и что желание человека представляет собой "обнаружение содержащегося в Я стремления". Причём переход от бессознательного к сознанию сопровождается ограничением свободы человека различными запретами во имя сохранения жизни и поддержания порядка.
Обсуждая проблему соотношения свободы и необходимости Фрейд выдвинул постулат о строгой детерминации любой человеческой деятельности рядом бессознательных комплексов. Понятие "бессознательной закономерности", впервые появившееся у Шеллинга, стало важнейшим концептом психоанализа (*и либеральной идеологии). *Либерализм производит ревизию моральных запретов и видит в них тормоз прогресса и процветания. "Долой стыд!", "Свободу смены пола!" - лозунги либеральной революции, требование касты живущих на ренту прожигателей жизни...
У Гегеля всё созидается посредством развёртывания "бессознательного духа", в результате чего все эмпирические проявления жизни человека и человечества воспроизводят последовательность развития форм (*бессознательного) понятия. Гегель говорит, что государства, народы и индивиды суть "бессознательные орудия и органы" в руках абсолютного духа. История человека есть процесс восхождения бессознательного к сознательному и самосознанию как высшей форме познания духом самого себя. "Бессознательный дух" у Гегеля - понятие, через противоречие в себе задающее принцип развития и "вспоминающее" в процессе развёртывания о перипетиях развития себя как абсолютного духа.
Фрейд практически не упоминает Гегеля. Для психоанализа объектом изучения является не бессознательный дух, а бессознательное психическое с его (*недиалектическими) механизмами вытеснения и сублимации.
Размышления о природе бессознательного продолжили философы-иррационалисты. Шопенгауэр предложил в качестве начала всего сущего бессознательную "мировую волю": "воля, сама по себе и в своём изначальном виде, бессознательна и слепа", "...составляет в человеке реальное и сущность, а интеллект - только производное".
Ницше рассматривал бессознательную волю как влечения или страсти, стремящиеся вырваться наружу. Он считает, что "бессознательное есть необходимое условие всякого совершенства" и вводит понятие "воля к власти", трактуя её как бессознательный инстинкт. *Да, человек большую часть жизни находится в плену инстинктов: продолжения рода, воли к власти, свободы как условия реализации воли к власти над миром и собой... Идеи этих философов лежат в основе фрейдовских представлений о бессознательном, с тем отличием, что для Фрейда оно не онтологическая первопричина, а нечто психическое, связанное с человеком.
Фрейда также привлекли идеи французского философа Лебона о бессознательном как "душе расы", сновидениях, где скрыто бессознательное в символических формах, о толпе, блуждающей "на границе бессознательного" и исчезновении личности в толпе, превращающейся в автомат, лишённый воли и разума. Он соглашается с Лебоном, что бессознательное содержит глубочайшие отличительные черты расовой души, а "массовая душа" тождественна душе первобытного человека. *Пресловутая "русская душа" не загадочна, а бессознательна и первобытна. Сохраним её!
В своих работах Фрейд часто ссылается на немецкого естествоиспытателя Фехнера и психолога Вундта. У первого он заимствует гипотезу о наличии не осознаваемых, "допороговых" физиологических раздражений, а у Вундта - понятие ои"бессознательных внутренних состояниях рассудка", способных исчезать из "поля зрения" сознания.
Но главный источник психоаналитических идей Фрейд нашёл в работах немецкого психолога Липпса. В частности он цитирует Липпса: "Факторами психической жизни являются не процессы, составляющие содержание сознания, а бессознательные процессы. Психология должна быть теорией этих процессов".
Некоторые идеи Фрейда формировались под воздействием русских источников. В работе "Достоевский и отцеубийство" Фрейд дал психоаналитическую интерпретацию творчества и жизни Достоевского, а заодно и "русской души". У физиолога Сеченова через русского психоаналитика Шпильрейн он заимствовал идею о наличии "инстинкта смерти" и далее рассматривал человеческую цивилизацию как арену борьбы между Эросом и Танатосом.
Таковы основные философские источники психоанализа.
3. Естественнонаучная предыстория психоанализа.
К времени создания психоанализа представления о бессознательном имели широкое хождение среди медиков и физиологов. Удивляет, что Фрейда принято рассматривать как первооткрывателя бессознательного. Венский врач Брейер применил метод лечения, заключавшийся в восстановлении в памяти больного путём гипноза цепи патологических воспоминаний для устранения истерических симптомов, когда Фрейд был ещё студентом. Французский психиатр Жане называл свой метод лечения нервнобольных именно "психоанализом". Соображения о "подавлении" страстей и "уснувших эффектах" были уже у Бэкона, а представление о "вытеснении" даже успело попасть в учебник по эмпирической психологии для гимназий, по которому учился Фрейд.
Психоанализ связывает конфликты в психике с остатками переживаний и предлагает с целью устранения болезненных симптомов возобновить в памяти эти переживания. Задача психоанализа по Фрейду состоит в "уничтожении амнезией". Нечто подобное встречается у Платона: "душа способна вспомнить то, что прежде ей было известно".
Фрейд уделяет много внимания толкованию сновидений. "Толковать - значит найти скрытый смысл" - пишет он. Толкование снов интересовало ещё Платона: "многое обнаруживается в сновидениях". Согласно Канту "Во сне мы переносимся в прошлое". В процессе толкования сновидений Фрейд пришёл к убеждению, что символика сновидений является важной частью учения о бессознательном, хотя приоритет он отводил философу Шернеру: "психоанализ только основательно видоизменил открытие Шернера".
Согласно одному из теоретических положений психоанализа первостепенную роль "как причина нервных и душевных заболеваний" играют сексуальные влечения. Фрейд пишет: "Скажу больше, сексуальные влечения принимают активное участие в создании высших культурных, художественных и социальных(!) ценностей человеческого духа". Однако уже в древнеиндийской и древнегреческой философии на данный фактор обращалось внимание. В Бахавадгитемговорится о "каме" или желании, основное стремление которого - "половая любовь". В Мире" Платона обсуждается значение Эрота в "стремлении человеческой души к прекрасному". Согласно Шопенгауэру, человек - "это воплощённый половой инстинкт". И наконец, на переломе 19-20веков были опубликованы обстоятельные работы по половому вопросу, включая детскую сексуальность. Например, шеститомник(!) Эллиса "Исследования по психологии пола".
Постулат "Эдипова комплекса", согласно которому мальчик испытывает влечение к матери и видит в отце соперника, создал психоанализу ореол скандального учения. Представление о нём взято из трагедии Софокла "Царь Эдип", которую Фрейд переводил с древнегреческого на выпускном экзамене в гимназии. Но и Платон пишет, что дикое начало в человеке "не остановится даже перед попыткой сойтись с собственной матерью". Фрейд попытался этим комплексом объяснить происхождение религии, нравственности, искусства и социальных институтов(!).
Общеизвестны фрейдовские представления о психике как состоящей из Оно (бессознательное), Я (сознание) и Сверх-Я (совесть). Понятие об "Оно", отношением между бессознательным и сознанием, где Оно сравнивается с лошадью, а Я с всадником, содержалось в ряде философских работ задолго до Фрейда. Уже у Пифагора душа подразделялась на ум, рассудок и страсть. Согласно Платону душа включает в себя разум, вожделения и "безрассудно-яростное" начало. Ницше различал в человеке волю, дух и Я. Фрейд не скрывал, что заимствовал идею Оно у Ницше, который часто пользовался этим термином. Аналогичная картина и с понятием Сверх-Я, которое уже к пифагорейцев выступает как желательное начало человеческой души. В философии Шеллинга "идеальное Я" противостоит "реальному" как "совершенная совесть".
Фрейд рассматривал сексуальные влечения человека как проявления "инстинкта самосохранения", "инстинкта жизни"(Эроса), основываясь на идеях Дарвина из работы "Происхождение человека и половой отбор". Позднее он противопоставил ему выражающий "деструктивные влечения" "инстинкт смерти" (Танатос). Представления Фрейда о борьбе между Эросом и Танатосом лишь модификация идеи Эмпедокла о борьбе Любви и Вражды, чего Фрейд не скрывал.
У Фрейда важное место занимает понятие "психическая энергия", аналог понятия энергии физической. Носителя психической энергии, представляющего собой сексуальные влечения человека, Фрейд назвал "либидо". На этом основывался клинический метод "свободных ассоциаций", когда пациенту предлагалось сообщать всё, что ему спонтанно пришло в голову. Именно благодаря этому методу психоанализ получил статус самостоятельного существования. Позднее Фрейд признался, что в 14 лет получил в подарок томик сочинений немецкого писателя Бёрке, который рекомендовал начинающим писателям записывать всё, что приходит в голову.
Таким образом, все основные понятия психоанализа были выдвинуты в философии задолго до Фрейда. Фрейд был знаком с философскими произведениями со студенческих лет и, обладая феноменальной памятью, помнил прочитанное долгие годы. Влияние Фрейда в другом: его учение изменило ценностные ориентации западной цивилизации, сменило парадигму мышления.
4. От метафизики к метапсихологии.
Фрейд выступал против рассмотрения психоанализа в качестве философской системы. Но излагая в лекциях идеи о бессознательном, он замечал слушателям: "вам не хватает философских знаний". Принципиальные противники бессознательного имелись в основном среди медиков, а философы оспаривали не бессознательное как таковое, а его существование в самом сознании. С самого начала психоанализ имел целью создание психоаналитической философии ради понимания закономерностей жизни индивидуума и человечества в целом. *Следующий шаг - ради устройства жизни "по понятиям" психоанализа. Как там: "Мы наш, мы новый мир построим...".
Согласно Фейербаху воля немыслима без того, что "воле сопротивляется". Стремлениям сопротивляются переживания человеком ранее пережитого. Психоанализ ставит целью восстановить в памяти пациента всю цепь воспоминаний, сделав доступными для изживания. Но на практике клинический материал служит для подкрепления психоаналитических гипотез, замыкая "психоаналитический круг". Фрейд скрывает философию за непрерывной аппеляцией к клиническому опыту. Но в итоге Фрейд создал целостное учение о человеке и его мире, по широте не уступающее самым известным философским системам прошлого. *Как источник и составную часть неолиберальной идеологии "диктатуры сексуальной свободы"...
Философия Фрейда выражает собственное понимание феноменологии духа, происхождения религии и искусства, формирования нравственных и социальных установок и истории развития человеческой цивилизации вообще. Фрейд нашёл путь к философии в переходе от медицины к психологии, а от неё к метапсихологии. *Как Маркс в своё время перешёл к "метаэкономике"...
Фрейд пишет: "Я предлагаю назвать метапсихологическим такое описание психического процесса, при котором он описывается в динамическом, топическом(?) и экономическом отношениях". Другой важный аспект метапсихологии - она рассматривает человека как включённого в морально-этические императивы и социокультурные связи, формирующие стереотипы поведения.
Организационное оформление психоанализа началось с кружка, который собирался у Фрейда дома, переросло в Венское психоаналитическое общество и завершилось выходом на международную арену. На заседаниях кружка помимо медицинских тем обсуждались проблемы философского, этического и эстетического характера, творчество писателей и поэтов. Психоаналитическое движение, как объединение единомышленников, напоминает древние философские школы. В результате Фрейду удалось добиться широкого распространения психоаналитических идей в среде интеллигенции. *И правящей либеральной элиты...
Часть 2. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
1. Онтология человеческого бытия.
Психоаналитическая философия противостоит рационализму, выходящему эмпирическое существование индивида из абсолютной идеи (мирового духа), с одной стороны, и мистическому иррационализму, растворяющему человека в слепой воле, стоящей вне и за человеческим бытием - с другой. Фрейд непремлет ни объектино-идеалистическое ни субъективно-идеалистическое толкование мира. Он признаёт как материальность мира, существующего объективно, так и существование внутреннего мира субъекта. Для Фрейда материальный мир не является продуктом индивидуально-личностной бессознательной деятельности, исходящей из Я. При этом бессознательное не отвергается, а переосмысливается. Материальный мир выводится не из комбинаторной деятельности воли и бессознательных начал, а раскрывается перед человеком в процессе научного познания.
Фрейд выступает против метафизики бессознательного: не метафизика, а философия науки - цель Фрейда. Для психоаналитической философии объект исследования - "малый мир" человека: "в жизни малое не менее заслуживает внимания, чем великое". Для Фрейда изучение психики должно основываться на научных методах подобно объективной реальности. Движущими силами человеческого развития психоанализ считает внутренние влечения человека: "влечения, исходящие изнутри организма, а не внешние раздражения являются двигателем прогресса". Во внимание принимается только психологическое значение внешнего мира: задача психоаналитического исследования заключается в том, чтобы "включить психологическое значение реального мира в состав психоаналитического исследования". Объектом исследования психоанализа является та сфера психического, которая наиболее значима для человеческого развития. Онтологическая проблематика переносится в человеческую психику, где реальностью признаётся психическое, имеющее собственную природу и закономерности развития не имеющие аналогий в мире физических явлений.
Для психоаналитического понимания бытия человека в мире важно раскрыть механизмы проекции внутренних восприятий вовне. Фрейд принял гипотезу существования бессознательного пласта человеческой психики, как истинной реальности, в которой протекает особая жизнь, реально значимая и отличающаяся от таковой в сфере сознания. Онтологизация бессознательного у Фрейда в отличие от философии Шопенгауэра относится только к сфере психического. При этом Фрейд не столько рассматривает взаимоотношения между сознанием и бессознательным, сколько стремится выявить процессы, которые протекают по ту сторону сознания. Традиционное отождествление психического с сознанием является для Фрейда недоказанным и нецелесообразным: "оно нарушает психическую непрерывность, порождает психофизический параллелизм и переоценивает роль сознания". Фрейд считает ошибочным отождествление восприятия сознанием сигналов органов чувств (его, по мнению Канта, субъективность и нетождественность с воспринимаемым) с бессознательным психическими процессами , являющимися объектами этого сознания. В развитие кантовских идей психоаналитическая философия признаёт бессознательное психическое реально существующим, восприятие сознанием которого требует специальных технических процедур и навыков истолкования. Фрейд исходит из того, что всякий душевный процесс изначально существует в бессознательном, причём переход его в сознание необязателен.
Структура человеческой психики понимается как состоящая из трёх слоёв: Оно, Я и Сверх-Я. В бессознательном Оно скрываются безотчётные влечения. Сознательное Я - посредник между Оно и внешним миром. Сверх-Я - инстанция олицетворяющая собой императивы долженствования и запреты морального, культурного и семейного происхождения. Как образно выражается Фрейд, Я является слугой Оно, старающиеся заслужить расположение своего господина. Сверх-Я может властвовать над Я в роли совести или бессознательного чувства вины. В итоге Я оказывается в тисках требований Оно и Сверх-Я: "Я является несчастным существом, которое служит трём господам: внешнему миру, вожделения Оно и строгому Сверх-Я". Фрейд наносит третий сокрушительный удар по магии величия человеческого Я вслед за "космологическим" Коперника и "биологическим" Дарвина.
Следствием этого "психологического" удара стало то, что в западной культуре начало преобладать иррациональное воззрение на человека как объект необузданных сексуальных влечений, сметающих все нравственные устои ради триумфа этики вседозволенности. *В этом залог грядущей победы морально запрограммированных киборгов подобно победе аскетичного христианства над аморальной античностью...
Между тем Фрейд выступал против неограниченной половой свободы, обращая внимание на идею о возможности вытеснения сексуальных желаний. Предупреждение осталось незамеченным.
Для разрешения конфликтов душевной жизни Фрейд в качестве защитных механизмов вводит в психоанализ представление о "принципе удовольствия" и "принципе реальности". Принцип удовольствия - программа автоматического направления бессознательных влечений в русло получения максимального удовольствия. Принцип реальности - внешний корректив психических процессов, обусловленный необходимостью считаться с окружением. Однако, считает Фрейд, "защита имеется только против внешних раздражений, а не против требований внутренних влечений".
Поскольку объектом психоаналитической философии является психологическая реальность, то в ней Фрейд и стремится найти как причины возникновения внутренних конфликтов, те и способы снятия стрессов. Дело в том, что бессознательные влечения сопротивляются внешним ограничениям, создавая почву для конфликтов. Вытеснение желаний в бессознательное своего рода цензурой оборачивается уходом от действительности, погружением в мир иллюзий и фантазий. Уход от действительности завершается "бегством в болезнь": "невроз заменяет в наше время монастырь". И хотя человек может прибегнуть к "бегству в болезнь", ибо "предрасположенность к неврозу составляет преимущество человека перед животным"(!), только психоанализ предлагает помощь в переводе бессознательного в сознание, используя раскрытые законы функционирования бессознательного.
Одно из основных свойств бессознательных процессов атом, что "для них критерий реальности не имеет никакого значения". Фантазии и иллюзии воспринимаются человеком в качестве психической реальности. Поэтому, считает Фрейд, " не стоит делать различия между фантазией и действительностью". *Фантазии составляют большой пласт психической реальности. Более того, именно в фантазиях индивид обретает утраченную из-за необходимости считаться с ограничениями свободу. "Требуйте невозможного!", призывал Маркузе сорбоннских студентов...
Фрейд сравнивает фантазии с устройством заповедников для сохранения природы: "в фантазиях человеку удаётся попеременно быть наслаждающимся животным и разумным существом". Эта "заповедная пуща" является источником сновидений и невротических симптомов в которых невротик удовлетворяет вытесненные в бессознательное желания. Это не значит, что в бессознательном царит произвол. Фихте считал, что бессознательное свободно, а сознание ограничено извне. Шеллинг, наоборот - что свобода соотносится с сознанием, а всё природно-детерминированное с бессознательным. Фрейд соглашается с Фихте в том, что "бессознательное руководствуется только принципом удовольствия", но и с Шеллингом - что психические процессы не есть что-то случайное, недетерминированное: "в области психического нет ничего произвольного". В этом Фрейд следует воззрениям Спинозы, что желания человека "не могут быть названы свободными, они необходимо порождаются детерминирующими причинами".
Это плохо согласуется с клиническим методом "свободных ассоциаций", исходящем из возможности свободного проявления психических процессов. Но в действительности "свободные ассоциации" детерминированы ситуацией, которая возникает в ходе психоаналитического лечения. Фрейд признавал, что "свободно возникающие представления детерминированы и подчинены определённому ходу мыслей". Аналогично чувство убеждённости имеет право на существование в "свободной воле". Не всё в поведении человека поддаётся разумному объяснению, но в человеческой деятельности всегда имеется бессознательная мотивировка(!).
Объект психоаналитической философии смещается с материальной на психическую реальность, раскрытие природы которой, особенно бессознательного психического, становится важнейшей исследовательской задачей.
2. Феноменология бессознательного.
Фрейд рассматривает бессознательное психическое как нечто реальное, обладающее конкретным содержанием. Он исходит из того, что любое проявление бессознательного наделено смыслом. Для его уяснения Фрейд разлагает бессознательное на отдельные составляющие, рассматривает его как "функцию двух систем": скрытого, латентного бессознательного (в терминологии Фрейда "вытесненное"), которое может стать осознанным при определённых условиях и силы, препятствующей проникновению бессознательного в сознание, устранение "сопротивления" которой возможно с помощью психоаналитических процедур. Иными словами "есть двоякое бессознательное: скрытое,мно способное стать сознательным и вытесненное, которое само по себе не может стать сознательным". Первый вид бессознательного Фред называет "предсозгательным", а второй - "вытесненным бессознательным". Отсюда идея Фрейда о человеческой психике, состоящей из бессознательного, предсознательного и сознания.
Фрейд замечает: "Всё, что "вытеснено", становится "бессознательным", но не о всяком "бессознательном" можно сказать, что оно "вытесненное". Поэтому несмотря на ценность понимания роли вытесненных бессознательных актов, экстраполяция функционирования одной подсистемы на всё подсознательное психическое не может быть признано правомерным. Можно считать, что от предшествовавших философских трактовок бессознательного психоаналитическая философия отличается динамическим и пространственным пониманием бессознательных психических процессов. *Можно смело считать, что психоанализ с точки зрения современной экспериментальной психотроники - это психологическая "алхимия", имеющая лишь культурологический и идеологический интерес...
Человеческая психика рассматривается Фрейдом из трёх самостоятельно функционирующих подсистем: Оно, Я и Сверх-Я. Двусмысленность понимания психоанализом человеческой психики вызвана признанием того, что в самом Я имеется нечто бессознательное. Чтобы отличить его от предсознательного и вытесненного бессознательного, Фрейд называет его "третьим бессознательным", подчёркивая способность его сильно воздействовать на человека. *Юнг назвал его "установкой", связывающей сознание с бессознательным по типу внешнего авторитета. Генетический примат бессознательного над сознанием Фрейд неправомерно распространил на функциональные отношения между ними и вообще на природу функционирования психики человека.
В психоаналитической теории познания восприятие реальности человеком важнее самой реальности, следуя в этом кантовской теории познания. Как известно, для Канта восприятие мира нетождественно не поддающемуся познанию воспринимаемому. Он различал вещи "в себе" и "для себя". В психоаналитической теории познания это положение Канта переносится вглубь человеческой психики. Вопрос об отношении между Бытием и сознанием в психоанализе заменяется проблемой взаимосвязи между сознанием и бессознательным: "бессознательное мы можем узнать только путём превращения его в "сознательное". Это превращение возможно путём словесного обрамления бессознательного, то есть переводом его в предсознательное. Если бессознательное - возможность словесного оформления предметных представлений, то предсознательное - остающийся непознанным сознанием продукт вытеснения предметных представлений. Этот перевод вытесненного бессознательного в пред-сознательное можно осуществить посредством специальных психоаналитических приёмов. Отсюда важная роль языка и лингвистических конструкций в раскрытии содержания бессознательного. Для Фрейда любое слово, в конечном счёте есть "остаток воспоминания услышанного слова". Психоаналитическая теория познания основывается на признании наличия в человеке знания, о котором он не подозревает, пока не будет восстановлена цепь воспоминаний о реальных событиях, имевших место в его жизни или в истории человеческого рода. *Не в истории, а в антропогенезе. История - культурный миф и в индивидуальном бессознательном не откладывается...
По Фрейду "сознательным может стать только то, что некогда уже было сознательным восприятием". Познание бессознательного становится, таким образом, восстановлением в памяти ранее имевшегося знания, вытесненного в предсознательное неумением человека распознать за символическим языком бессознательного (*снов, юмора и оговорок) внутренние желания, ставшие чуждыми человеку как культурному, нравственному и социальному существу. Тут по сути дела воспроизведение идеи Платона об "анамнесисе". Что в душе человека заложено смутное знание (*Слово) в виде априорных идей мировой души, которое можно припомнить, сделав объектом своего сознания.
Главной задачей психоаналитического лечения поэтому было устранение амнезией, ибо у невротиков "прервана связь, которая призвана воскрешать воспоминания"; "невроз является следствием незнания" (*неумения восстановить в памяти событий прошлого по следам воспоминаний). У "нормального" человека конфликтные ситуации находят своё разрешение на уровне символических представлений, возникающих в творчестве. У невротика вследствие нарушения логической связи между прошлым и настоящим, незнание вызывает страдания, так как смысл происходящего ему непонятен. Задача психоанализа - подвести невротика к пониманию подлинных причин его страдания. Таков практический вывод психоаналитической философии.
У Фрейда в дом в сновидениях или галлюцинациях - символ человека, цифра "три" - мужских гениталий и т.п. Причём все символы в фрейдовском сборнике имеют сексуальный подтекст. *В советской России имели антикоммунистической подтекст... Поэтому расшифровка языка бессознательного сводится к поиску сексуальных корней мотивации. Поиск смысла в психоаналитиков всегда завершается указанием на глубинные сексуальные влечения (*точно как у "испорченных" подростков!).
"Психоанализ не может объяснить ничего настоящего, не сведя его к прошлому" (Фрейд). Этим прошлым является раннее детство человека или первобытное состояние человечества: "работа сновидений возвращает нас к доисторическом у времени поскольку индивид в детстве вкратце повторяет развитие человеческого рода. Постулат психоанализа: источником бессознательного является нечто инфантильное. Всё сводится к "Эдипову комплексу" (у девочки к "комплексу Электры" - влечения к отцу и враждебности к матери), возникшему на ранних ступенях цивилизации и остающемся в структуре человеческой психики; "Эдипов комплекс" структурирует всё человеческое поведение в системе отец-мать-ребёнок.
Эротические влечения рассматриваются психоанализом в качестве исходного постулата, а не обнаруживается в процессе познания. *Логический круг замкнулся! Заслуга Фрейда заключается в том, что он разрушил традиционные взгляды на поведение человека, когда чувственность не принималась в расчёт. Но до него Фейербах выступил с философией, в которой человек является прежде всего чувственным существом и что тайна познания "сосредоточена в чувственности", а деятельности - в любви, включая её сексуальные проявления: "только страсть есть признак бытия". Единственно, в философии Фрейда чувственность не только антитеза абсолютизации разума, но и движущая сила человеческой деятельности. *"Основоположники" (Маркс-Энгельс) заключали демонические влечения не в кувшин эротики, а в рамки материальных обстоятельств и "дурных" условий жизни при которых происходит удовлетворение влечений.
"Влечения и их превращения - конечный пункт, доступный психоаналитическому познанию. Далее оно уступает место биологии".
Фрейд уточняет смысл, который вкладывается в понятие "бессознательное влечение": "противопоставление сознательного и бессознательного неприменимо к влечению. Влечение может быть только представлением, отражающем в сознании это влечение. Под выражениями "бессознательное влечение" или "вытесненное влечение" мы можем понимать только такое влечение, которое отражено в психике бессознательным представлением". *То есть "бессознательного влечения", о котором так много говорит психоаналитическая философия, нет, а есть одно только бессознательное представление (о бессознательных влечениях)... В дальнейшем Фрейд заменяет термин "бессознательное представление" термином "вытеснение" для описания психических процессов,и направленных на защиту Я от требований со стороны влечений.
Ставка Фрейда на изучение сновидений для выяснения смысла бессознательных проявлений оказалась проблематичной, а клиническая установка "Знание смысла симптомов ведёт к освобождению от них" неработоспособной из-за того, что знание психоаналитиком бессознательных влечений пациента не тождественно знанию о них больного: "больной обретает знание не вместо своего бессознательного, а наряду с ним. Только устранение вытеснения может помочь заменить его бессознательное". Кроме того, у пациентов наблюдается стремление приукрасить истинное положение вещей, приспособить содержание своих сновидений к теориям лечащих врачей. *Приговор практике психоанализа выносит сам Фрейд: "психоанализ имеет своё оправдание как незаменимое средство научного исследования"... Но на деле Фрейд научному объяснению предпочитает описание и толкование бессознательной деятельности человека: "психические механизмы объяснять не приходится; их можно только описать". Психоаналитическая теория познания ограничилась рассмотрением "вытесненного" бессознательного, а изучение влечений замкнулось на постулате об их эротической природе.
3. Морально-этические императивы.
Фрейд постоянно обращается к проблемам нравственности. Расшифровка символического языка бессознательного привело его к признанию скрытого "дурного" начала, которое проявляется в природной сексуальности. В сновидениях, где цензура сознания ослаблена, обнаруживаются аморальные желания человека в символической форме. По замечанию Платона, добродетель рому человеку лишь снится то, что дурной человек совершает в жизни. Бессознательное представляется Фрейду резервуаром, где "содержится всё зло человеческой души: "склонность к агрессии является самой существенной инстинктивной диспозицией в человеке". Моральные требования сдерживают агрессивные склонности и вытесняют их из сознания: "враждебные импульсы против ближних подвержены тому же вытеснению, что и наши сексуальные стремления". Именно Адидас между бессознательным влечениями и моральными ограничениями приводит к психическими срывам, совершению преступлений или "бегству в болезнь". *Дать выход агрессии требует Фрейд ради "оздоровления" общества...
"Множество культурных людей для удовлетворения жадности и сексуальных влечений не упускают случая обмана и клеветы, если только это пройдёт безнаказанно", "Я легко идёт навстречу капризу полового влечения, даже противоречащего нравственным требованиям". Однако Фрейд не отрицает наличие и "доброго" начала в человеке: "мы подчёркиваем всё злое в человеке только потому, что другие это отрицают". Дело в том, что соскальзывание к низшему, животному началу одновременно сопровождается созданием высших, духовных ценностей. Низменное в бессознательном является компенсацией неудовлетворённых желаний в реальной жизни. В мечтаниях человек отдаётся власти "дурного" начала, тогда как в жизни он вынужден вести себя благопристойно. Фрейд находит источник "злобных" желаний в прошлом, ибо они "представляют собой только инфантилизмы, возврат к началу этического развития".
Пятаясь объяснить происхождение нравственности, Фрейд усматривает параллели между психическими расстройствами и первоначально нравственности, между навязчивыми запретами невротика и табу в первобытном обществе. Он указывает на амбивалентность установки в психике человека, выражающуюся в привязанности и одновременно ненависти к объекту любви или поклонения. *Бьёт - значит любит... В психике человека сосуществуют стремления к наслаждению, вытесненные в бессознательное, и внешние запреты, воспринимаемым как демонические силы или, напротив, что-то святое.(!) По Фрейду "по психологической природе своей табу является "категорическим императивом Канта".
Первые нравственные установки сформировались в человеческом стаде, когда сыновья объединились и восстали против власти своего отца и, в конечном счёте, убили его. Совершив своё деяние, сыновья оказались во власти амбивалентную чувств: удовлетворив ненависть убийством, они стали испытывать родственные чувства, в результате чего возникло чувство вины. Чувствуя себя виновными, они решили навечно запечатлеть образ отца в тотема. А чтобы не допускать убийств на почве соперничества между братьями за право обладать женщинами, был установлен инцестуозных запрет. Нравственность, по Фрейду, покоится на раскаянии после соучасти в убийстве: "в всего человечества сознание своей вины - первоисточник религии и нравственности, возникло в начале исторической жизни человечества из комплекса Эдипа".
*Получается, что аффективная деятельность сыновей загадочным образом переросла в нравственное отношение к своим поступкам. Но из кровно-родственных привязанностей не вытекают моральные императивы, тут простая борьба за существование. Но Фрейд нащупал двойную детерминацию человеческого поведения: естественные влечения и морально-нравственные ограничения...
В процессе развития цивилизации заповеди с их ограничением свободного самовыражения естественных влечений образовали особую психическую инстанцию Сверх-Я, выступающую в качестве совести - морального цензора поведения: "совесть приобретена человечеством в связи с комплексом Эдипа". Кант под "категорическим императивом" понимал "закон нравственности", благодаря которому поступок человека становитсх влесений.хя объективно необходимым сам по себе, без соотнесения его с какой-либо целью. Фрейд полагал, что подобным "императивом" уже в первобытном обществе становится табу. Для психоанализа императив проставляется в виде внутренней совести, имеющей своей целью вытеснение и подавление природных сексуальных влечений. В процессе развития цивилизации заповеди и запреты образовали внутрипсихическую инстанцию из Сверх-Я, выступающую в виде совести, моральной цензуры: "внешнее принуждение мало-помалу сделалось внутренним".
*Психоаналитически трактуемые человек превращается в изначально греховное существо, раздираемое психическими противоречиями, мечущиеся между желаниями и запретами. Датский философ Киркегор в это же время также рассматривал бессознательное этическое как имеющее двойственную природу: "вследствие бессознательности этического его помощь принижает человека, открывая ему ничтожество жизни". Аналогично Фрейду Киркегор усматривал в человеке тройственность: "тело", "дух" и "душу", но нравственные основания выводил из чувства вины и страха как обычных для человека состояний, относящихся к реальности и потому преодолимым принятием ответственности за свои деяния. Для Просмотра чувство вины мучительно, но "нормально", для Фрейда - признак душевного заболевания.
Фрейд осуждал двойную сексуальную мораль общества, когда женщина в борьбе между естественными сексуальными потребностями и императивом семейного долга ищет убежища в неврозе. По Фрейду сексуальное поведение индивида является прототипом его поведения в жизни. В подавлении культурой сексуальных влечений Фрейд видел причину роста невротических заболеваний.
В клинической практике Фрейд столкнулся с фобиями невротиков, выражающихся в боязни животных. Амбивалентность проявляемых при этом чувств, когда человек одновременно боится и подражает животному, Фрейд объяснил бессознательным замещением в психике установок "Эдипова комплекса", когда мальчик хочет быть таким же сильным как отец и в то же время занято его место в отношениях с матерью. Разрешение внутрипсихического конфликта происходит путём сдвига отношения с отца на какое-то животное - лошадь или собаку, по отношению к которым можно открыть проявлять свои чувства(!). Так Фрейд, считая что "ядром совести является социальный страх", раскрывает психический механизм наступления стрессового состояния.
Уже в древности Сенека полагал, что если предвидение предвосхищает будущие муки, то "память возвращает нас к пережитым мукам страха". Локк считал, что страх есть "неудовольствие души от будущего зла". Киркегор вообще поставил проблематику страха в центр своей философии, рассматривая страх в виде возможной действительной свободы(!). Для Фрейда состояния страха - исходный пункт психоаналитического понимания человеческой психики, бытия человека в мире: "проблема с раза представляет собой загадку, разрешение которой должно пробить свет на всю душевную жизнь человека". е страха следует искать Следуя Киркегору, Фрейд различает страх, испуг и боязнь: "Боязнь означает состояние ожидания опасности; страх предполагает объект, которого боятся, а испуг подчёркивает момент неожиданности". Причину психических расстройств на почве страха следует искать в осадках травматических переживаний, связанных с "комплексом Эдипа". Человек испытывает страх перед Сверх-Я, перед судом своей совести, когда зависимость от Сверх-Я оборачивается "социальным страхом". Фрейд допускал, что страх образуется из либидозной энергии бессознательных влечений при вытеснении "первоначального" страха, который психоаналитики связывали то с "травмой рождения", то со "страхом смерти". У Фрейда феномен страха базируется на семейных отношениях и сексуальной морали. Так "страх смерти" понимается как "страх кастрации", связанный с "эдиповым комплексом". В конце концов Фрейд пришёл к заключению, что чувство страха "не поддаётся нашему пониманию, он лежит в пограничной области физиологии".
4. Социокультурные основы человеческого бытия.
Трактовка Фрейдом культуры двойственна. С одной стороны это такое приобретение человечества, которое подавляет человеческую природу, обуславливает конфликты, перерастающие в психические заболевания: "каждый человек на деле является противником культуры". С другой стороны, благодаря сублимации, то есть замене сексуальной цели более ценной культурной или социальной целью, бессознательные сексуальные влечения "становятся источником величайших культурных достижений", Из замкнутого круга взаимообусловленности культуры и вытеснения Фред выходит остроумно: "культура покоится на результатах "вытеснений" прежними поколениями и каждому новому поколению приходится обретать культуру собственным вытеснением".
Фрейд выдвинул идею двойственной природы человека, о нахождении противоположных стремлений в самом бессознательном. Таковыми являются эротические и деструктивные влечения, склонность к любви и ненависти: "жестокость и половое влечение связаны самым тесным образом". Такова человеческая природа, задающая двойственную суть культуры: одновременным подавлением бессознательных влечений человека (Эроса и Танатоса) и развёртыванием его творческих потенций.
Фрейд опирается не на биологические основания человеческого бытия, а на раскрытие психических процессов, механизмов защиты Я от требований " культурной сексуальной морали". *Фрейдизм = панпсихизм, как у Маркса - панэкономизм...
По выражению Фрейда: "мы обязаны природе смертью". Стремление к смерти есть стремление к восстановлению изначальной целостности, а стремление к самосохранению предназначено "обеспечить организму собственный путь к смерти". Противоположность стремления человека к самосохранению и разрушению обуславливает двойственность его бытия в мире: "Индивид ведёт двойное существование - как самоцель и как звено в цепи, которой он служит помимо воли". Культура делает агрессию частью внутреннего мира человека что с неизбежностью ведёт к неврозу. А поскольку культура достояние масс, то к "коллективным неврозам". *Вроде фашизма-национализма...
Фрейд проводит параллель между индивидуально-личностным развитием человека и становлением культуры и человеческой цивилизации в целом. Фрейд делал иметь в качестве пациента "весь род людской".(!) Фрейд считает, что можно говорить о существовании "невротической культуры" с коллективными "социальными" неврозами, что "патологию" культуры надо изучать. *И лечить интернет-гипнозом!
По Фрейду люди от природы ленивы и обладают страстями, против которых бессильны любые убеждения: "известный процент человечества навсегда антисоциален". Материальные блага и их (*равное) распределение несущественны для "здорового" развития культуры, более важное значение имеют психические факторы: "Сначала казалось, что самым существенным достижением культуры является победа над природой для приобретения жизненных благ, а все опасности, грозящие культуре, устранимы "справедливым" распределением благ между людьми, то в современном обществе центр тяжести с материальных интересов перешёл на психику".
Свидетельство о публикации №225121500240