Неизведанная Глотовка. Вешкаймский район

Неизведанная Глотовка.
Село Архангельское Глотовка тож при речке Шарловка располагалось в 107 верстах до Симбирска и в 17 до уездного города Карсун.   Первое упоминание о Вешкаймской Глотовке мы находим в писцовой книге 1685-1686 года, когда описываются границы земли отведенной деревне Верхней Мордовской Туварме. В описании с севера она граничит с землями симбирских помещиков  Василия Зимнинского (Зимненки), Петра Зайцова (Глотовка), Ивана Романова (Шарлово) сами населенные пункты в книге не описываются.  Архангельская церковь села Глотовки построена в самом конце 17 века. Это время массового освоения и заселения земель в данной местности.
Версия о происхождении названия села связана с владельцем окружающих земель московским лесопромышленником Глотовым. Существуют банковские документы конца 19 века, где приводятся описания земельных участков «Глотовский» и «Глотовский лесной» довольно точно определяющий местонахождение села Глотовка Вешкаймского района и станции Глотовка Инзенского района. Первый находится в двух верстах от села Зимненки (старое название село Зимнинское) и состоял исключительно из пашни, а второй в 9 верстах от первого  и состоял из сосновых и лиственных лесов и сенокосов.
Второе упоминание о селе Глотовка встречается в Первой ревизской сказке. Работая по истории деревни Поника  я обнаружил следующую запись « а оная деревня поселена на Ключе Понике разстояние до села Архангелскаго Глотавка тож в дву верстах». Их этого следует что Глотовка в качестве села Архангеловского в 1721 году уже существовала.  По первой ревизской сказке землей в Глотовке владели Тихон Данилович Неклюдов и  Петр Зайцов.
В 1780 году императрица Екатерина II издала указ о создании Симбирского наместничества. В его составе был образован Карсунский уезд, в состав которого, согласно «Ведомости Симбирского наместничества», вошло «Село Глотовка, при речке Шарловке», в котором проживали «75 душ помещиковых крестьян и 5 однодворцев». В документе также сказано, что от Симбирска Глотовка находилась в 107 верстах (1 верста = 1,0668 км), от Карсуна — в 17. В это время из дворян в селе Глотовка проживал «отставной секунд-майор Кирила Петрович сын Зайцов».
Упоминания Глотовки встречаются  во всех ревизских сказках девятнадцатого века. В Госархиве сохранились ревизские сказки жителей деревни Глотовка за 1816,1834 и 1850 годов
По ревизской сказке  1816 года  мы видим что за последние тридцать лет в селе Архангельском Глотовка тож происходит смена собственников . Землей и крестьянами владеют коллежский советник Николай Пушников 38 крестьян, помещице из дворян, коллежской советнице Афимье Семеновна Пушниковой  принадлежат 39  крестьян, помещице из дворян  губернской секретарше Екатерине Ивановне Птенцовой 35 душ . «Ревизская сказка 1816 года июля 3 дня Симбирской губернии Карсунского уезда села Архангельского Глотовка тож, что ныне деревня помещика коллежского советника Николая 0сипа сын Пушникова о состоящих мужеска и женска пола дворовых людях и крестьянах». Документ дает понять, что храм, который, как мы выяснили, имелся в Глотовке в 1721 году,  был освящен в честь Архангела Михаила, как правило первое название села было по названию церкви. Упоминание о дворовых людях говорит о поместном дворе Пушниковых.  То есть Глотовка после векового владения  симбирскими помещиками Зайцевыми и Неклюдовыми была поделена на участки, принадлежавшие разным владельцам.
 Ревизские сказки за 1834 год рассказывают что Глотовка уже утратила статус села и является сельцом (вероятно еще сохранился землевладельческий двор) а само сельцо Глотовка была поделено между двумя владельцами губернской секретаршей Екатериной Ивановной Птенцовой 63 крестьянина ( 32 души мужского пола и 31 — женского) и получившим наследство от отца  коллежским секретарем Семеном Николаевичем Пушниковым  90 душ крестьян, а также дворовых людей 2человека (47 — муж., 43 — жен.; дворовых: 1 — муж., 1 — жен.). Наличие дворовых людей подтверждает существование землевладельческого двора.
К 1850 году большей частью деревни Глотовка будет владеть Анна Ивановна Булдакова.
В  переписи за 1850 год Глотовка упоминается как деревня «госпожи действительной статской советницы Анны Ивановны Булдаковой бывшей Родионовой», в которой проживали: «мужского пола — 45 душ, женского — 40. Всего в сей ревизской сказке все души к двадцать первому числу августа 1850 года в наличности бывшие показаны и приписных нет. В том по доверенности действительной статской советницы Анны Ивановны Булдаковой дворовый человек Орлов руку приложил».
Анна Ивановна Булдакова, урожденная Коробкова, в первом браке Родионова (1814 – 1854) – фрейлина Высочайшего двора, вдова гвардейского штаб-ротмистра П. И. Родионова(1803-1841). Жена симбирского губернатора, действительного статского советника Николая Михайловича Булдакова. Дети от первого брака: Дмитрий, Владимир, Александр, Анна в замужестве Языкова (1842 – 1879); Дети, внуки и правнуки  Анны Ивановны будут владеть землей в деревне Глотовка вплоть до установления советской власти на Вешкаймской земле.
Дмитрий Петрович Родионов (1831(2) – 1888) – агроном-практик, писатель.
Женат на Нине Александровне, урожд. Анненковой (1835 – 1919).
Их сын  Георгий (Юрий) (1857 – 1903) передаст в наследство земли Глотовки своим детям Михаилу, Дмитрию, и Вере. В 1906-1908 году Симбирское отделение крестьянского поземельного банка скупит в собственность довольно большое количество земли принадлежавшей Родионовым и их прямым потомкам Языковым, Аненковым, Бекетовым, а начиная с 1909 года банк начнет осуществлять Столыпинскую земельную реформу на Вешкаймской земле продавая землю на условиях пятидесятилетней аренды местным крестьянам. Фонд 126 Опись 1 том 1и2(1886-1909). Из купчей
Мыузнаем что банк выкупил у землевладельцев Родионовых Михаила, Дмитрия, и Веры  1068 десятин 2099 сажен земли на сумму 96076 рублей.
 
 По данным ревизии от 2 октября того же года, крестьяне деревни Глотовка (мужского пола — 12, женского — 15) трудились на земле, принадлежавшей отставному поручику Павлу Михайловичу и прапорщику Николаю Михайловичу Починским.
 К 1859 году Глотовка потеряет статус сельца и упоминается уже как деревня. Это мы можем увидеть из списка населенных мест Карсунского уезда Симбирской губернии, где она числится, как деревня владельческая , расположенная на левом берегу речки Шарлавы  и проживало в ней  145 крестьян из которых 71 — мужского пола, 74 — женского, в 20 дворах - население явно уменьшилось с 1780 г.
 М. Н. Булдаков, Н. Н. Булдаков, A. П. Родионова тогда в Ермоловке и Глотовке держали на издольщине 136 тягол крепостных, причём каждая мужская душа пользовалась 3,96 дес. удобий.
В клировой ведомости за 1864 год в разделе о прихожанах упомянутой Троицкой церкви села Зимненки имеется запись: «В деревни Глотовки действительной советницы Анны Ивановны Булдаковой, которая тут не живет, ее старорусских крестьян: число душ мужского пола — 39, женского — 40».
В метрических книгах Троицкой церкви села Зимненки Карсунского уезда от 1865 года деревня  Глотовка упоминается как приход этого храма.
 В Государственном архиве Ульяновской области сохранились метрические книги Троицкой церкви села Зимненки  Карсунского уезда. Из нее мы видим, что в тот год в деревне Глотовка родилось четырнадцать детей, состоялось шесть свадеб, причем браки заключались как среди односельчан, так и с жителями сел Зимненки, Ермоловка и сельца Шарлово. В 1865 году священник Григорий Васильев отпел шестерых глотовцев.
 По клировым ведомостям  за 1870 год указано, что в деревне Глотовка проживает всего 300 жителей из них: временнообязанных крестьян 84( 42 мужчины, 42 женщины) из собственников 216 (112 мужчин, 98 женщин; два мещанина мужского пола и четыре мещанки).
Безусловно необходимо пояснение статусу временнооязанных крестьян.
 Временнообязанные крестьяне — бывшие крепостные крестьяне, получившие личную свободу после отмены крепостного права в 1861 году, но до подписания выкупного договора продолжавшие выполнять прежние повинности — платить денежный оброк и отрабатывать барщину — за пользование помещичьей землёй.
Во время временнообязанного состояния крестьяне обязаны были за пользование землёй платить оброк и трудиться на барщине. Размер оброка за полный надел составлял 8–12 рублей в год. Барщину обязаны были отбывать все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и все женщины в возрасте от 17 до 50 лет. За полный надел крестьянину полагалось отработать на барщине не менее 40 мужских и 30 женских дней.
С 1883 года все временнообязанные крестьяне стали переводится  на выкуп, такое  состояние крестьян сохранялось вплоть до 1912–1913 годов.
После отмены  крепостного права в Глотовке  сложились три общины. Самой крупной общиной были бывшие крепостные Бекетова - 241 человек. Это прямое указание на владение глотовскими землями и крестьянами минимум тремя помещиками (Бекетов, Зайцевы и Ведерниковы), с которыми бывшие крепостные заключили выкупную сделку. Родионовы выделят наделы своим крепостным на своей земле в селе Вешкайма. Отмена крепостного права приведет к большому дроблению земельных участков  и к 1874 г. в Глотовке будет 16 владений, которые принадлежащих М. Н. Булдакову, А. М. Кобылиной, В. Д. Колюпанову, А. И. Ведерникову, А. П. Языковой, Е. И. Морозовой, Д. П. Родионову, В. Д. Сабынину и др
Много  временно обязанных крестьян деревни Глотовка   господа Родионовы переселят   в село Вешкайма выделив им там выкупные земельные участки . Так в село Вешкайма переедут Вельдяевы, Васины, Ефимовы, Крыловы, Купцовы, Кузьмины, Кисляковы, Тарасовы.
Симбирский исследователь и составитель книги «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года» Н. Баженов упоминает Глотовку в своем труде, благодаря чему мы знаем, что в деревне в это время было 32 двора и проживали 290 жителей: 147 мужчин и 143 женщины, русские. К 1913 году, по данным Симбирского губернского статистического комитета, население Глотовки составляло 300 человек: 155 мужчин и 145 женщин.
 По данным клировой ведомости за 1915 год, в деревне Глотовка насчитывался 71 двор: 205 человек мужского населения, 190 — женского.
 Село Глотовка на карте Карсунского уезда Симбирской губернии 1800 года
 
Помимо этого, Глотовка отмечена на геометрической карте Симбирской губернии 1815 года.
В 1911 г. в Глотовке проживало 315 человек, Грамотных в деревне было 47 человек, из них всего три женщины. В деревне было три крестьянских общины, самой крупной являлась бывших господ Бекетовых 241 человек. Наделы в трёх обществах были примерно равны (от 3,46 до 4,2 дес. пашни) и не обеспечивали нормального ведения хозяйства. Три семьи не имели земли вообще. 26 хозяйств не имели лошадей, 18 - коров, 17 - ни лошадей, ни коров. На всю Глотовку было два плуга, другого усовершенствованного инвентаря не имелось. Почвы - чернозём и серый суглинок, местами с камнем. В таких условиях промыслами занимались представители 43 семей. В Глотовке было 14 сельхозрабочих, шестеро грузчиков на железной дороге, шестеро плотников, пятеро каменщиков, четверо пастухов, трое сапожников, двое рабочих, изготовлявших кирпичи, по одному - пчеловодов и из прислуги, рабочий-ремонтник. В сфере торговли в деревне был занят один человек, но из приезжих. На 1921 г. в Глотовке была довольно представительная школа I ступени: три учителя, 80 учеников (25 из них - девочки). В советское время Глотовка вошла в Зимнёнский сельсовет (оставалась в нём до 1953 г.) Вешкаймской волости. В 1924 г. в деревне числилось 372 человека, но школа I ступени уже была в Зимнёнках. В последующие годы началось сокращение населения: в 1926 г. здесь проживало 323 человека. Население было сплошь русским. Социальная инфраструктура в селе отсутствовала. После упразднения Ульяновской губернии в 1928 г. этот населённый пункт оказался в составе Карсунского района, с 1935 г. - в Вешкаймском.
Первый опыт создания коллективных хозяйств 1930 года был неудачным . Вновь образованный колхоз «Гигант», охватывавший все земли от Погорелова до Шарлова, оказался практически неуправляемым и прекратит свое существование в течении года. Первым председателем был двадцатипятитысячник Козловский из Московских рабочих.
 На 1935 г. в глотовский колхоз имени Тельмана входило 25 дворов и 45 трудоспособных колхозников. Колхоз «Юный Октябренок» прекратил свое существование объединившись  в 1935году с колхозом им Тельмана. В конце года они получили на трудодни 455 ц зерновых и бобовых в среднем больше 10 ц на человека. Обслуживала колхоз Вешкаймская МТС.  До конца 1943 г. колхоз возглавлял B. К. Смекаленков, в апреле 1944 г. председателем был выбран фронтовик, комиссованный по ранению - И. Н. Дементьев, до того работавший рядовым колхозником, а затем - бригадиром полеводов. В 1946 г. он был освобождён от должности председателя колхоза, его сменил Кондрашёв, а того в 1948 г. С. А. Тарасов.
Вот некоторые имена глотовских тружеников военных лет: В. И. Кисляков (бригадир трактористов), трактористки В. Белова, К. Мишина, М. Кузина, помогавший им колхозник A. Горбунов, бывший на 1944 г. 14 лет от роду, конюхи Л. Котлова и Е. Дементьева. Колхоз получил в 1944 г. переходящее Красное знамя за выполнение плана хлебозаготовки на 103 %, был отмечен за это с занесением на доску почёта. В 1945 г. колхоз снова был отмечен на районной доске почёта за проведённый весенний сев. Комсомольско-молодёжная транспортная бригада (бригадир - Фарафонтова) за успехи в хлебосдаче в 1944 г. была награждена грамотой обкома ВЛКСМ. Известно, что в 1943 г. крестьяне собрали подарки для РККА: кур, 34 кг мяса, 50 кг муки. В то же время в 1943-1944 гг. колхоз критиковали за плохое состояние помещений для скота. Глотовцы испытали на себе тяжесть «закона о колосках». 2 августа 1944 г. суд приговорил К. О. Кузьмину и В. Х. Нестерову к двум годам заключения за кражу 10 кг колосьев. Во время укрупнения сельхозпредприятий в 1950 г. колхоз имени Тельмана включили в колхоз имени Кагановича (Зимнёнки). Руководили объединённым колхозом А. К. Горшенин (1950-1951 гг.), И. А. Сыров (1952-1954 гг.), А. М. Кибенко (1955- 1956 гг.), с 1957 г. - Ф. В. Алякин. В тот год колхоз был переименован в колхоз «Заря». В 1953 г. Глотовка вошла в Ермоловский сельсовет. Колхоз «Заря» в 1959 г. на волне нового укрупнения объединился с ермоловским колхозом им. Калинина. В столь крупном сельхозпредприятии роль глотовского производственного участка всё более снижалась. Известно, что на начало 1960-х гг. действовал Глотовский комбинат при ст. Шарлово «Стандарт-дом». Решением исполкома райсовета депутатов трудящихся № 433/18 от 2 ноября 1960 г. ему было предписано передать колхозам свои сельхозземли. Экономическое угасание Глотовки при вело к депопуляции деревни: сё жители перебирались в более перспективные поселения.
 В середине шестидесятых годов от бывшего села  Архангельское Глотовка тож при речке Шарловка практически ничего не останется.
 В списках населённых пунктов Вешкаймского района на 1 июля 1974 г. деревня Глотовка уже не значилась.


Рецензии