Мёртвая рука Ангкора
Анри Александр Муо — французский натуралист, исследователь и путешественник, родился 15 мая 1826 года в Монбельяре, Франция.
Был преподавателем греческого и французского языка в Российской Империи — в Санкт-Петербурге, в том числе работал с русскими военными кадетами до начала Крымской войны. А с её началом (1853–1856) - он вернулся на родину, как многие иностранцы в России того времени, и вскоре отправился в путешествие по Европе, после чего направился в Индокитай.
Анри Муо не был первым европейцем, который видел ангкорские храмы, именно его описания, дневники и наброски привлекли внимание Европы к величественному комплексу, глубоко заросшему джунглями, и помогли "поставить Ангкор на карту" западного мира.
Но (вследствие этого) Анри Муо долго не прожил — умер от "малярийной лихорадки" в четвёртой экспедиции, в октябре-ноябре 1861 года в джунглях Лаоса в возрасте 35 лет.
Его останки были похоронены у реки Нам Кан недалеко от Луанг-пхрабанга, а записи и рисунки, которые он собрал, были позже опубликованы лишь после его смерти - его семьёй в Европе. Слава его - посмертна, он её не пожал...
Проанализируем символизм "королевского анкаса" (палка карнака) и его "проклятие" в "Книге джунглей" Киплинга, его соответствие с Ангкор-Ватом (взяв который вместе с завоеванием Камбоджи, французы в итоге через сто лет потеряли всю колониальную империю и стали второстепенной региональной державой) и - египетским анкхом, Карнаком (комплексом храмов в Древнем Египте), разграблением Египта британцами и аналогичный крах их империи.
Здесь действительно сходятся миф, символ власти, сакральная архитектура и историческая «обратка». Разберём по слоям, чтобы было видно, что именно перекликается.
Что это за символ - «Королевский анкас» у Киплинга?
Анкас — это специальный инструмент дрессировщика и погонщика, короткое копьё-багор с крюком на конце, используемый для управления слоном, как в Индии, так и в других странах. Слово происходит из санскрита, а сам инструмент часто изображается с индуистским богом Ганешей.
Похожий посох-крюк фараона в Древнем Египте - один из главных символов царской власти, короткий жезл с крюком на конце, который символизирует роль фараона как пастуха своего народа, защищающего и ведущего его. Его часто изображали вместе с другим символом — цепом, представлявшим собой мухобойку, вместе они символизировали власть над Верхним и Нижним Египтом.
Старый британский масон знал, о чём писал. В «Книге джунглей» «королевский анкас» — это не просто палка или скипетр. Он принадлежит законной власти, охранником которой является гигантская белая слепая кобра. Тут уместно вспомнить "урей" на голове фараона и кобру, распустившую капюшон над Буддой (известная буддийская история и соответствующая статуэтка).
Акнас связан с долгом, а не с личной выгодой, "неся проклятие" для того, кто берёт его без права или ради эго - он не «злой», а безлично справедливый.
Освежим в памяти эту историю из «Второй книги джунглей». Маугли залез в древний храм - узнаваем Ангкор-Ват либо его подобие - и, найдя драгоценный анкас с огромным рубином - не оставил его у себя потому, что понял его смертельную для непосвящённого природу. В этом его понимании мудрый Каа сыграл решающую роль — не запретом, а разъяснением.
Маугли сначала таки взял анкас — он был для него просто красивым и удобным предметом, «палкой», не более того. Маугли не испытывал к нему жадности, сакрального трепета или желания власти — это принципиально.
Мудрый удав Каа не «отговорил» Маугли в бытовом смысле, но сделал гораздо больше: он объяснил природу вещей и людей, указав, что предметы власти и богатства у людей всегда несут кровь и разрушение и предупредил, что человек, соприкоснувшийся с такими вещами, становится их носителем — даже против своей воли.
Ключевая мысль Каа была следующей: «Это вещь людей. Где она — там смерть. Не потому что она злая, а потому что люди таковы».
Решающим для Маугли стало не слово Каа, а - как обычно - собственный опыт.
Когда он увидел, что люди убивают друг друга из-за анкаса, даже случайные носильщики, воры и охотники гибнут, предмет сам по себе вызывает цепную реакцию насилия - он сделал вывод, характерный именно для Маугли: «Эта вещь не для мира джунглей и не для меня».
И он сознательно выбросил анкас, разорвав цепочку.
Маугли — существо между мирами, но он не отказывается от человеческого лишь из-за «запрета», а распознавая "резонанс предмета". Анкас — это символ власти, легитимности, сакрального господства (прямая параллель с анкхом, регалиями, «жезлом»). Это вещь, работающая только в человеческой парадигме жадности и страха. Маугли же живёт в иной системе ценностей.
Каа предупредил - и анкас проявил свою природу. Маугли осознанно отказался, потому что понял, что иногда самое чистое действие — не взять и не сохранить, а отпустить.
Это один из самых «взрослых» и философских эпизодов у Киплинга.
Автор "Книги джунглей", как человек колониальной эпохи, показывает, что власть, вырванная из контекста сакрального закона, оборачивается разрушением носителя.
Анкас — не оружие, а мерка соответствия.
Анкас и египетский анкх — не совпадение.
Слово ankas у Киплинга неслучайно фонетически близко к ankh. Египетский анкх - это символ жизни, даруемой богами, который изображался в руках фараона или божества и означал право управлять жизненными потоками (Маат).
Он не был личной собственностью — это функция, а не вещь. Если анкх держит не тот кому положено — жизнь превращается в распад.
Это полностью совпадает с «проклятием анкаса» у Киплинга: власть без соответствия ведёт к самоуничтожению.
Древнеегипетский Карнак был не храмом, а "машиной легитимности". Это не просто храмовый комплекс, а архитектурная модель космического порядка.
Это было место, где фараон периодически подтверждал своё право быть носителем Маат системой «перепроверки» власти через ритуал.
Карнак не «давал» власть — он поддерживал резонанс между человеком и космосом. Если резонанс утрачен — фараон теряет «жизнь анкха», даже если формально остаётся у власти.
Ангкор-Ват — это та же идея, но в индуистско-буддийском коде. Это модель горы Меру (ось мира), храм-государство, сакральная машина, удерживающая равновесие между царём, богами, землёй, водами.
Кхмерский царь, конечно, был дэвараджей — «царём-богом», но - только пока он служил Дхарме и только пока он поддерживал поток, а не присваивал его.
Захват Ангкора без вхождения в его сакральную функцию означало взять анкас без права. История французского завоевания Индокитая и Ангкора является классической схемой «взять анкас без посвящения».
Франция «открыла» Ангкор для мира, вывезла артефакты, превратила храм в объект науки и туризма - но не стала носителем его смысла.
С точки зрения символики - они взяли форму, но не приняли обязательство.
Этот сюжет и предсказал мудрый Киплинг, зная божественный алгоритм: человек берёт символ власти, не меняя сознание - и символ начинает работать против него.
Через 100 лет Франция теряет Индокитай, а затем почти всю свою колониальную империю - оставаясь вроде бы культурной державой, но потеряв роль центра силы. А на наших глазах карма работает далее: ещё через полвека Франция уже не страна культурных белых европейцев. По улицам Парижа, пахнущих не "Шанелью", а наркотиками и мочой, бегают полчища крыс и чёрно-желтых мигрантов. "Наполеоник" Макрон собирается воевать с Россией и теряет лишь за один осенний день 2025 несколько десятков профессиональных военных "засланцев" в Одессу - в результате молниеносного и точного, как удар крюка золотого анкаса в темечко взбесившегося слона, прилёта "Искандера".
"Вжик, вжик...уноси готовенького. Вжик, вжик - кто на новенького?" (к.ф. "Достояние республики")
"Самая жирная цель - это французский петушок", вытирая платочком рот и отложив вилку, плотоядно улыбнулся Андрей Белоусов, министр обороны Российской Федерации.
Это не «мистическое наказание», а разрыв между масштабом претензий и внутренним соответствием.
Да - «проклятие анкаса» — не магия, а именно закон несоответствия. Во всех трёх системах — Египет, Кхмеры, Киплинг — проклятие работает одинаково: это следствие нарушения баланса, присвоения функции без принятия долга и использование сакрального инструмента как трофея.
Это не кара, а обратная волна.
Власть — это не предмет и не право, а состояние соответствия. Когда символ вырывают из живой традиции — он становится не источником силы, а зеркалом распада. Именно поэтому истории про «проклятые реликвии» так устойчивы: они говорят не о магии, а о границе, за которую нельзя выходить без внутреннего преобразования.
--------------------------------------------------------
Можно продолжить и углубить анализ, рассмотрев следующие параллели:
Ковчег Завета - тибетские терма - анкас - анкх - Ангкор.
Линия выстраивается почти идеально. Это один и тот же архетип, выраженный разными культурами.
Ковчег Завета: святость как несущая функция, а не объект.
В библейской традиции Ковчег Завета — это не «священный ящик», а контейнер Закона (ЛуахОт — Скрижали), место Присутствия (ШхинА), узел между Небом и Землёй. И - Ковчег не принадлежал народу — это народ должен был соответствовать ему.
Ключевым моментом здесь являются истории о гибели людей, прикоснувшихся к Ковчегу без должной чистоты (Уза, 2 Цар. 6:6–7), которые показывают: святость — не милосердна и не жестока, она - безлична.
Это тот же принцип, что и у «проклятого анкаса».
Ковчег как «машина Маат, Закона, Дхармы».
Если говорить символически, Ковчег это фокусированное поле Закона: он усиливает порядок — если человек "в резонансе", и ускоряет распад — если нет. Он не наказывает - проявляет реальность.
Так же самое, как Карнак проявлял Маат, Ангкор — Дхарму, Анкас — законную власть.
Тибетские терма - сокровища, которые «убивают» неподготовленного.
"ТермА" — это скрытые учения и объекты, оставленные Падмасамбхавой в земле, воде, скалах, в сознании.
Главное условие: терма (как и сиддхи) «открываются» только тому, кто созрел кармически. Если есть несоответствие, то терма не «работает» или приводит к психическому срыву. Или - искажается и становится опасной.
Это не наказание, а опять же, несоразмерность вместимости.
Ковчег - нельзя трогать без посвящения, содержит Закон, убивает Узу, не принадлежит никому.
Терма - нельзя извлекать без знаков, не принадлежит эго, «ломает» неподготовленного, содержит прямое знание.
И там, и там сакральное — не объект, а процесс.
Почему колониальные державы «сломались»?
Когда Ковчег превращают в трофей, Ангкор — в музей, терма — в «эзотерический контент», происходит одно и то же: форма отделяется от ответственности. Система теряет устойчивость.
И таким образом, можно свести всё в одну линию:
Анкх / Анкас — жизнь и власть
Карнак / Ангкор — архитектура космического порядка
Ковчег Завета — узел Закона
Терма — скрытое знание
Все они требуют трансформации носителя. Без неё сакральное становится разрушительным не потому, что «зло», а потому что - честно.
И – на закуску, если кто не знает: в Ангкор-Вате тоже стоит саркофаг и ящик с носилками (ковчег?), а в гробнице Тут-анкх-амона был найден аналогичный ящик - с фигурами по краям. Ни дать ни взять - херувимы Ларца Завета.
"...Посередине помещения возвышался покрытый золотом ларец. Его окружали изваяния четырех богинь-охранительниц. Их лица были настолько исполнены сострадания и скорби, что «уже одно созерцание их казалось чуть ли не кощунством».
Исследование этой величайшей в истории археологии находки растянулась на несколько лет. Зимой 1926—1927 гг. был вскрыт обитый золотом саркофаг. В нем находился второй, во втором — третий…
«Сдерживая волнение, приступил я к вскрытию третьего ящика, — писал Картер. — Я, наверное, никогда не забуду этот напряженнейший момент нашей кропотливой работы. Я разрезал веревку, удалил драгоценную Печать, отодвинул засов, открыл дверцы, и… перед нами оказался четвертый ящик. Он был точно такой же, как и остальные, но только еще роскошнее и красивее, чем третий. Впереди — снова неизвестность…
Что скрывалось за незапечатанными дверями этого ящика? В страшном волнении я отодвинул засов. Медленно открылись дверцы. Перед нами, заполняя собой чуть ли не весь ящик, стоял огромный, совершенно целый саркофаг из желтого кристаллического песчаника. Казалось, чьи-то милосердные руки только что опустили его крышку. Какое незабываемое, великолепное зрелище! Золотое сияние ящика еще больше усиливало впечатление. По четырем углам саркофага распростерли крылья богини, словно защищая и охраняя того, кто спал здесь вечным сном…"
Известно, что стало и с британской колониальной империей: к нашему времени остался маленький плевок островка и огромные амбиции, которые в отсутствие святости ведут к "эпохе упадка и разложенья".
"Проклятие фараона" убило не только лорда КАРНАрвона (Карнак – карма…) - профинансировавшего экспедицию Картера и принимавшего участие в раскопках - но и всю былую "империю, над которой солнце не заходит".
Добавим, что "Карна" в славянской мифологии — это богиня плача, горя и судьбы, связанная с похоронными обрядами, перерождениями и циклом жизни и смерти...
Отсроченная "ответочка" египетских богов...
В Древнем Египте гриф - чаще в виде крылатой богини-грифа символизировал защиту фараона, царскую власть, материнство и возрождение; богиня Нехбет, покровительница Верхнего Египта, часто изображалась как гриф с распростертыми крыльями
"Гриф - птица терпеливая". (Дж,Х.Чейз)
Священное - нельзя взять. В нём можно только быть.
---------------------------------------------------
Система «Периметр» или «Мертвая рука» - "машина Судного дня": боевое дежурство систем управления ВКС РФ, которые постоянно контролируют околоземные орбиты. Это Запад дал секретной российской системе имя Dead Hand ("Мертвая рука"), а Восток назвал ее "Рука из гроба". Если вдруг ВКС и ПВО РФ по какой-то причине пропускают удар - система начинает через определенные интервалы запрашивать ответ и, не получив его, понимает, что случилось непоправимое, люди потеряли контроль, произошло ядерное нападение. Автоматически принимается решение и наносится ответный удар.
Да, не все ядерные боеголовки прорвутся через систему (предположим чисто теоретически - ПРО США,хотя США не собираются воевать с РФ, даже напротив...) к назначенным целям. Но и тех, что прорвутся, достаточно, чтобы на месте (допустим) Штатов остался пролив между южной Канадой и северной Мексикой… Это и будет Судный день - для любого осмелившегося.
Свидетельство о публикации №225121500580
«Священное - нельзя взять. В нём можно только быть». Да, но взять-то очень хочется). Это сильнейшее искушение).
Киплинг…. «Книга Джунглей» и «Ким» – культовые произведения. Они повлияли на многих людей. Вспомнилось одно программное стихотворение сочинителя:
Дворец
Каменщик был и Король я — и, знанье свое ценя,
Как Мастер, решил построить Дворец, достойный меня.
Когда разрыли поверхность, то под землей нашли
Дворец, как умеют строить только одни Короли.
Он был безобразно сделан, не стоил план ничего,
Туда и сюда, бесцельно, разбегался фундамент его.
Кладка была неумелой, но на каждом я камне читал:
«Вслед за мною идет Строитель. Скажите ему — я знал».
Ловкий, в моих проходах, в подземных траншеях моих
Я валил косяки и камни и заново ставил их.
Я пускал его мрамор в дело, известью крыл Дворец,
Принимая и отвергая то, что оставил мертвец.
Не презирал я, не славил; но, разобрав до конца,
Прочел в низвергнутом зданье сердце его творца.
Словно он сам рассказал мне, стал мне понятным таким
Облик его сновиденья в плане, задуманном им.
Каменщик был и Король я — в полдень гордыни моей
Они принесли мне Слово, Слово из Мира теней.
Шепнули: «Кончать не должно! Ты выполнил меру работ,
Как и тот, твой дворец — добыча того, кто потом придет».
Я отозвал рабочих от кранов, от верфей, из ям
И все, что я сделал, бросил на веру неверным годам.
Но надпись носили камни, и дерево, и металл:
«Вслед за мною идет Строитель. Скажите ему — я знал.»
С уважением, Александр.
Александр Галяткин Юлия Фадеева 15.12.2025 14:51 Заявить о нарушении
Никогда не читал подобного у классика (вот его многотомника в доме не было...) Этот великолепный стих — о том, как осознаётся конечность собственных "проектов" и вообще "самого себя". Прекращение стройки — это же не поражение: это жест, в котором гордыня уступает место пониманию - мир больше, чем один дворец и один Король. «Строитель» всегда идёт следом. Это делает текст одновременно и трезвым и утешительным: меня заменят, но мой труд не исчезнет — он станет материалом для другого, о котором «я знал». Как, возможно, знал Ур-Маа о том, который придёт через три с лишним тысячелетия...
В круге вечного возвращения.
С уважением, Алексей.
Ал Ор 15.12.2025 17:15 Заявить о нарушении
В буддийской легенде Будда прошлого Дипанкара встречает аскета Сумедху (одно из прежних воплощений будущего Шакьямуни). Сумедха стелется под ноги Дипанкары, чтобы тот не запачкал ноги в грязи — жертвует собой как «мостом». Дипанкара узнаёт в нём потенциал Будды и говорит: «В далёком будущем ты станешь Буддой по имени Шакьямуни».
Здесь важно, что "буддовость" понимается как линия преемственности: нынешний Будда «видит» и признаёт будущего Будду. Передача происходит не через формальный ритуал, а через акт самопожертвования и распознавания: Сумедха проявляет готовность, Дипанкара — видение и благословение. С этого момента вся последующая карма Сумедхи «подсвечена» этой передачей: это уже не просто странник, а носитель семени Будды.
В фильме «Сапожник» - современной еврейской притче - главный герой Макс это обычный нью-йоркский сапожник, живущий рутинной и замкнутой жизнью. У него есть старая машинка для ремонта обуви, перешедшая от отца и деда. Когда Макс начинает работать именно на этой машинке и надевает чужие ботинки, он физически превращается в их владельца — буквально входит в их жизнь, тело, судьбу.
Ключевые моменты для аналогии: машинка и ремесло передаются по линии предков — как «невидимая инициация». Макс долго не понимает, что именно ему передали.
Когда он наконец входит в это «наследие», способность ставить себя на место другого (буквально — в его обувь) становится не только источником личных приключений, но и инструментом помощи, справедливости, примирения.
В финале становится ясно, что существует целая цепочка людей, владеющих этим даром, и Макс — лишь одно из звеньев.
В первом случае форма передачи - благословение и пророчество при встрече; узнавание потенциала Будды. Во втором - наследование «волшебной» машинки и ремесла; герой долго не понимает, что получил.
Суть дара в первом случае - семя "буддовости": способность когда‑то полностью пробудиться и вести существ. Во втором - способность буквально входить в жизнь других, чувствовать их мир изнутри и действовать не только ради себя. Ну куда ж без Каббалы в Голливуде, без "ли Шма", если Шумахер (на идиш - "сапожник")...
Путь ученика: а) долгий ряд жизней, в которых Сумедха дозревает до Шакьямуни. б) Серия испытаний, в которых Макс учится использовать дар не для бегства и мелких выгод, а для ответственности и помощи.
И там, и там есть кто‑то, кто уже «видит дальше» и несёт линию (Будда и отец–дед–мастера). Есть кто‑то, кто пока живёт узкой, эгоцентричной жизнью, но в нём распознаётся потенциал. Ппередача происходит через очень конкретный, почти бытовой акт (ступание по телу–мосту - работа на старой машинке) - и дальше идёт длинный процесс дозревания, в котором «дар» постепенно становится живой ответственностью за других, а не только личной силой.
Есть ещё одна тонкая параллель: в первом случае акцент на Недвойственности, "замена себя на других", во втором - «войти в обувь другого»
В истории Сумедхи его готовность лечь в грязь под ноги — это практическое признание Недвойственности: он больше не отделяет своё тело от пути Будды, готов полностью отдать себя этому движению.
В «Сапожнике» Макс, надевая ботинки клиентов, перестаёт быть «отдельным я», на время растворяется в их форме. Через это он выходи из узкой оболочки своего эго и учится видеть мир глазами других.
Так что «Сапожник» можно читать как светскую, ироничную притчу о том же самом механизме: настоящая преемственность — это не передача титула, а передача способности выходить за пределы своего «я» и действовать из более широкого видения.
У Дипанкары это оформлено как пророчество Будды будущего, у Макса — как старая сапожная машинка. Но суть одна: линия продолжается там, где кто‑то способен принять дар — и прожить его не только для себя.
Ал Ор 15.12.2025 18:33 Заявить о нарушении
«Передача происходит через очень конкретный, почти бытовой акт (ступание по телу–мосту - работа на старой машинке)».
Думаю, прямой контакт - необходимое условие для передачи. По крайней мере, во всех книгах и фильмах это так). Принимающий может почувствовать передаваемый дар (условно говоря, «частотный (волновой) ключ» от всех дверей) именно «через очень конкретный, почти бытовой акт», связанный с «Носителем» дара.
«настоящая преемственность — это не передача титула, а передача способности выходить за пределы своего «я» и действовать из более широкого видения».
По-моему, только так и никак иначе.
«Линия продолжается там, где кто‑то способен принять дар — и прожить его не только для себя».
Да.
Александр Галяткин Юлия Фадеева 15.12.2025 20:30 Заявить о нарушении