Как Илья Генрихович подрался с Андреем Лукичом

Сегодня взялся порисовать. Косо, криво конечно, но всё-таки лист бумаги чем-то удивил. У этого листа не спросишь, удивил или нет, но мне показалось, что лист удивился моим карандашным линиям и отсутствием экспрессии рисунка. Тут же вспомнился наш школьный учитель рисования Ткаченко Андрей Лукич, именем которого теперь называется главный музей изобразительного искусства на проспекте Ленина в городе Нальчике. Именно Андрей Лукич задал мне не только основы рисования, но и тягу к этому делу. Помню, как ходил он между рядами парт и смотрел, кто чего нарисовал. Худощавый, высокий Лукич никогда не ругал за художества, только за дисциплину в классе.

Начну, пожалуй, с того, как появился в школе №5 города Нальчика Андрей Лукич. Вечером шёл педсовет пятой школы. Кто-то из пацанов подслушивал, о чем там речь, точно не помню, кто, но по моему это был Шомахов Анзор, по прозвищу «Шомик». Утром уже в школе рассказывал, что директор нашей школы Хараева Светлана Мухадиновна на вакантное место учителя рисования предложила Ткаченко Андрея Лукича из соседней девятой школы. Андрей Лукич был можно сказать медийной личностью, неординарным человеком. Поэтому информация о его переходе в нашу школу вызвала обсуждение среди учеников.

Андрей Лукич Ткаченко был высокого роста, лысый и носил очки. Ходил по школе широким шагом. Руководил изостудией Дворца пионеров Нальчика и воспитал плеяду замечательных живописцев: Мухадина Кишева, Германа Паштова, Валерия Захохова, Юрия Чеченова, Хызыра Теппеева, Михаила Иевлева, Светлану Азаматову, Андрея Колкутина и других. Но в том нашем советском детстве мы не представляли себе масштаб этого человека, фронтовика, снайпер-разведчик 60-й стрелковой бригады 56 армии Северо-Кавказского фронта, который по рассказам уничтожил более 30 фашистов. Имел контузию и ранения ноги. Награжден был боевыми орденами и медалями, заслуженный учитель КБАССР. Сейчас конечно стыдно, что мы позволяли вольно себя вести на его уроках рисования, "валять дурака". А ведь можно было учиться рисовать у такого большого мастера и педагога. Честно говоря, нам никто не говорил, что Лукич может по настоящему научить рисовать. Для нас он был просто учитель рисования и не более. В 2008 году Лукич умер, а в 2011 году имя Андрея Лукича Ткаченко было присвоено республиканскому Музею изобразительных искусств в городе Нальчике.

Но вернёмся к нашей истории. Наступил тот самый день, когда Лукич объявился в пятой школе. На уроке рисования познакомились с Андреем Лукичом и он строго начал требовать у каждого наличие альбома, карандаша, эластика. Ученики не очень-то любили требовательных учителей и поэтому старались им делать разного рода подляны, тем более, что к урокам пения, труда и рисования серьёзно не относились. Однажды мой одноклассник Анзор Шомахов засунул в замочную скважину спички и Лукич минут пять возился с дверью. Но всё-таки открыл и торжествующе нам сказал: «Ну, заходите»! Как-то другой раз мы стояли у кабинета, где проходили уроки рисования. Неожиданно появился Лукич с костылём в руках. Обычно Лукич приходил с костылем, когда его беспокоили боевые раны, но мы про это не знали. Вскинув костыль как автомат ППШ сказал: «Тра-та-та-та, все убиты»…
На очередном уроке рисования Лукич, как водится, шёл между рядами и проверял у всех наличия альбомов, карандашей и ластиков. В тот день, как назло, обычно очень собранный Илья Вайнштейн забыл принести необходимые принадлежности. Андрей Лукич потребовал с него дневник, что бы сделать запись для родителей. Илья сказал, что забыл дома и дневник тоже. Тут Лукич рассвирепел, а его глаза за толстыми линзами расширились ещё больше. Он приказал принести ему портфель. Илья отдал, а Лукич полез внутрь искать дневник. Он доставал из портфеля подряд все учебники и тетради, и варварски выбрасывал их в направлении двери. Честно сказать мы все опешили. Такого у нас на уроках с другими учителями не случалось. Андрей Лукич продолжал небрежно швырять содержимое портфеля. Видимо это был тот день, когда его беспокоили боевые раны и Лукич был не в духе.

Тут неожиданно для всех, достаточно дружелюбный, воспитанный и миролюбивый Илья Вайнштейн подбежал к Лукичу и вцепился в него с криком: «Ты чё падла делаешь»?!  Лукич видимо тоже опешил и схватил Илью, что называется в ответ за грудки. Пару минут они трясли друг друга. Лукич оттолкнул Илью Генриховича и бросил ему портфель. Илюха забрал портфель, собрал учебники и ушёл прочь с урока, победителем. Лукич ещё долго приговаривал: «Вот дурак, вот дурак», понимая видимо, что сам допустил серьёзную педагогическую ошибку. Потом Илья Генрихович, который в 2000 году уехал жить в Мюнхен, про Лукича сложил загадку: «Лысый как глобус, длинный как автобус»! И все сразу понимали, что загадка про Андрея Лукича. 

Прошли годы, десятилетия, а когда рисую в свободное время, понимаю, что у меня в школе преподавал большой мастер, который мог научить писать картины или рисовать карандашом. Но я не старался, потому что валял на уроках рисования дурака, а ведь был шанс стать художником! Среди всех школ четырежды орденоносной Кабврдино-Балкарской республики только в нашей пятой школе учил рисовать гениальный педагог Ткаченко Андрей Лукич, но мы этого тогда не знали и не понимали. Жаль конечно, но назад не воротишь.


Рецензии