Восхожу, объятый светом

Юбилейная выставка Заслуженного художника России Ельчаниновой Людмилы Александровны к 85-летию со дня рождения и памяти её мужа, Народного художника России Ельчанинова Владимира Васильевича, прошла в конце 2025-го года в КВЦ им. Тенишевых города Смоленска. Выставка в мудром возрасте, почтительном и гордом, необходима художнику, чтобы удовлетворённо выдохнуть – всё сделано правильно в этой жизни.

Владимир Ельчанинов (1932-2015) – народный художник России, член-корреспондент Российской Академии Художеств, белый рыцарь смоленского Союза художников. Принципиальный, авторитетный, прирожденный лидер.
Уже очень далеко ушёл от нас этот Художник и Человек. Наверное, витает где-то в высших сферах его мощный дух, посылая свет своих творений на нас, смертных, на землю обетованную.

Это именно он сумел так смутить сердца творческой московской богемы, что поднимать искусство Смоленщины до немыслимой высоты двинулись из Москвы целых четыре семейных пары художников и один сам по себе. Это – Нина Агеева и Валерий Ласкин, Вера и Вячеслав Самарины, Наталья и Юрий Преображенские, Вячеслав Марышев и, конечно, сам герой со своей молодой женой Милой, также выпускницей Московского педагогического института имени В.И. Ленина. Ученики знаменитого Бориса Михайловича Неменского в разные годы «упали» десантом на древнюю землю Смоленска. Невозможно забыть главные достижения пребывания и дальнейшего слияния столичных студентов-шестидесятников и местных колоритных мастеров.

В результате выиграли все, художники, будущие педагоги и зрители. Смоленск получил талантливый творческий костяк во главе с незаурядным профессионалом. Город очень нуждался в достойных художественных кадрах, и они появились: «Я приехал сюда по просьбе Педагогического института, – рассказывал Владимир Васильевич, – ВУЗ создавал художественно-графический факультет, здесь не хватало преподавателей. Я долго раздумывал над этим предложением и пришёл к выводу: поскольку Смоленщина – это родина моих предков (город Гжатск, ныне Гагарин), мне нужно внести в её развитие свой вклад.
Смоленск я застал в патриархальном состоянии. Здесь очень много было сугубо провинциального, но очень милого, что делало город самобытным, и мне это нравилось».

Многие проекты сдвинулись с места, опираясь на авторитет В.В. Ельчанинова: он неоднократно избирался делегатом съездов Союза художников России, членом правления и секретарем правления Союза художников России, работал с творческой молодежью на протяжении более 20 лет, входил в состав живописной комиссии СХР. Он объяснял: «У президента Путина есть советник по культуре, думаю, он должен быть и у нашего губернатора. И у мэра Смоленска. Леонардо да Винчи – вот был настоящий советник по культуре при короле, между прочим. Уверен, что настоящее искусство без поддержки государства существовать не может и не выживет!»
О чёткой позиции автора говорят названия картин «К гражданам России» (1967), «Первый трактор» (1970), «Книги о революции» (1971), «Первый салют в Смоленске» (1985), «Реквием» (1989), «Спаси и сохрани» (1993), «Торжество духа» (2001), «Он и она» (2005). 

Теперь, когда Владимира Васильевича нет, ценность его наследия восходит всё выше. Он высказывается картинами – в них есть великая образность, скрытые смыслы, философское наполнение, при этом их плотный мазок очень лаконичен, пространство очищено от всего лишнего, что может увести от темы. Его почерк легко узнаётся, особенно в работах зрелого периода – в них много белой краски. Это свет и чистота, недосказанность и лёгкость без назидания, возвышенность. Художник пришёл к самой высокой точке своего творчества: «Цвет – это основа сюжета». А белый цвет – основа абсолютной целостности и умиротворения. 
«Нет ничего сложнее простоты,
Как белый цвет, вобравший все цвета» (Вера Иванова)
Мила Александровна – жена, милый друг и самоотверженный хранитель памяти и художественного наследия Владимира Васильевича. Она скульптор, смелый декоративист, умеющий обобщать и стилизовать скульптуру так, как никто другой, только в своем ключе. Родилась в Москве в 1940 году, вместе с Владимиром окончила МГПИ, вместе с ним же несколько лет преподавала в пединституте.
Под надёжным крылом Владимира Васильевича, она свободно творила и добилась большого успеха, не каждому дано такое творческое долголетие. Стихия Людмилы Ельчаниновой – керамика, бронза, камень. У неё очень много «белых» скульптур, так как предпочтение отдаётся белому камню-известняку, схожему с мрамором эпохи Возрождения.

Она умеет быть настойчивой, упрямой в хорошем смысле этого слова, последовательной. Женщине-скульптору надо быть очень выносливой физически, иметь сильные руки, но и сильный характер необходим. А работы её женственны, не сентиментальны или легкомысленны, но поэтически лиричны, потому что она романтик!
 
«Рыба, которая мечтает о небе – так я себя могу охарактеризовать», – признается Людмила Александровна, родившаяся под знаком Рыб. «Материнство, любовь, сострадание – это её темы», – отметил как­то Владимир Васильевич.
Их союз – это два огня, два ярких и независимых характера. Внешне – изящная, нежного облика Мила и красавец-богатырь Владимир производили впечатление гармонии во всём.

На картине художника два человека, Он и Она, полные внимания, уважения и любви друг к другу стоят рядом с огромным букетом полевых цветов в большой белой вазе. На переднем плане – старый венский стул, на котором покоится белое с красным боком яблоко. Похоже, это яблоко, которое Ева предлагала Адаму. Силуэт мужчины, обращённый лицом к своей возлюбленной, растворяется в туманно-молочном фоне картины. Его контур, намеченный широкими сероватыми мазками, рассеивается и сливается с фоном. На лице женщины в белом платье застыл отблеск тревоги и покорности. Это картина «Он и она», написанная в 2005 году Владимиром Ельчаниновым. Попробуйте разгадать эту загадку…


Рецензии