А я смотрю на женщину

Как описать словами картину или скульптуру, как описать словами музыку? Как описать словами музыку, которую пишет Николай Писаренко? И как он её исполняет…
Осторожно-торжественные звуки струнных подхватывают духовые, вступает голос. Сначала глуховато-спокойно, размеренно, почти речитативом, усиливаясь постепенно до глубоких нот с мощнейшими децибелами. Голос растекается по огромному залу филармонии, охватывая все ряды, от первого до последнего, полностью вовлекая зрителя в монолог артиста.

Так я впервые услышала песню Николая Писаренко на стихи поэта-афганца Виктора Верстакова  «Я не отдам ту сторону». Исполнение обнажает смысл слов, заставляет следить за развитием темы и воспринимать то, что происходит на сцене «по-настоящему», вживаясь в короткий спектакль, представленный одним певцом-актёром:

«Слетелись ворон к ворону, черно от воронья.
  А я смотрю в ту сторону, где женщина моя.
                Быть может, смерть обещана мне в завтрашнем бою.
                А я смотрю на женщину, на женщину мою.
…Пора вернуться ворону в заморские края.
    Я не отдам ту сторону, где женщина моя».
 
Автор песни о Смоленске «Всё холмы да холмы», которую многие смоляне считают неофициальным гимном города (стихи В. Клочкова), Заслуженный деятель искусств России, композитор и певец, педагог и литератор, чтец и рассказчик, общественный деятель Писаренко Николай Егорович – герой моего рассказа. Он родился 3 декабря 1936 года в Ставропольском крае в родовом селе Петровское (ныне город Светлоград). Родовым он называет село потому, что его основателем был его предок, первый поселенец Петр Писаренко, имевший прозвища «Бурлак» и «Куцый». А Николай Писаренко вот уже ровно 60 лет, как живет на Смоленщине!

Выпускник Казанской консерватории и Казанского государственного музыкально-педагогического института при распределении на работу настоял на том, чтобы его отправили в Смоленск, хотя ему предлагали высокую должность и квартиру в Москве или любом другом городе России. Дело в том, что под Ельней в 1941-м году теряются следы без вести пропавшего отца, и всю жизнь он ищет место его гибели. К сожалению, пока разыскать захоронение не удаётся.

Монументальный образ Писаренко воспринимается цельно, как скала, а беспокойный и неунывающий нрав дополняет впечатление. Его можно легко представить сидящим у казацкого костра на берегу реки и поющим раздольные песни. Могучий бас далеко разносится над водою вдоль по течению. Эдакий удалец, дамский любимец, лирик и рыцарь. Характерная внешность кубанского казака – осанистый, с гордым разворотом головы, знает множество баек и анекдотов разного толка, рассказывает их по-русски, со смаком, яростно жестикулируя при этом! Он вполне мог бы быть прообразом Тараса Бульбы – и по стати, и по решительным поступкам, и по бурному темпераменту. Кстати, в три года он научился читать и писать, а в четыре сам прочёл повесть Гоголя «Тарас Бульба».
 
В студенческие годы пел в Казанском театре оперы и балета им. Мусы Джалиля партии Пимена («Борис Годунов»), Собакина («Царская невеста»), царя Салтана («Сказка о царе Салтане»); в Смоленске – партию Алеко в опере «Алеко» С.В. Рахманинова. «Да, да! Не удивляйтесь, в 70-е годы в ДК «Совпрофа» была поставлена эта опера с симфоническим оркестром, хором и солистами. К сожалению, – сокрушается Писаренко, –  эта традиция канула в Лету». Он много гастролировал по России, в ближнем и дальнем зарубежье, работал художественным руководителем в Смоленской областной филармонии и в Государственной филармонии Кавминвод.

Сейчас Николай Писаренко – один из столпов, на которых стоит смоленский Союз композиторов России, его основа с самого образования. С сентября 1997 года – бессменный председатель этого Союза на общественных началах, т. е. без зарплаты! Он поддерживает и взращивает новые таланты: «В нашей организации осталось семь человек. Но в большинстве региональных отделений это нормальное количество членов Союза. Композитор – это, если можно так сказать, штучный товар. Чтобы стать композитором, нужно учиться более двадцати лет, поэтому молодых у нас не очень много. Самая молодая и талантливая в нашей организации – Аня Данилова из Рославля, окончившая с отличием Нижегородскую консерваторию им. М.И. Глинки, затем аспирантуру в Российской академии музыки им. Гнесиных, выиграла грант в театре Ла Скала. Там, в Италии,  выиграла грант на бесплатное четырёхлетнее обучение в Болонской Академии музыки. Я с удовольствием слежу за её жизнью и её достижениями».

Николай Егорович беспредельно влюблён в красоту творчества, в природу музыкальных произведений. Проводник своего дара – голос его гремит как орга;н, но может переливаться как у горлицы. Помнит и любит всех поэтов, на чьи стихи писал музыку.
 
«У берёз седые прядки в зелени кудрей.
Не печалься! Все в порядке – осень у дверей.
Жили мы – как пели песни, дней не берегли.
Оглянулись: в поднебесье плачут журавли», – как будто о себе протяжно поёт Николай (стихи Вадима Кузнецова).

«Раненый и трижды исцеленный,
Говорю я – Жизнь, тебе хвала!
Ты дарила тишиной мгновенной
И бросала в полымя огня.
Убивала чёрною изменой,
Воскрешала верностью меня» – напевает он мелодию на слова Николая Старшинова, первого мужа Юлии Друниной, которая вынесла его с поля боя.
 
«У Коли Старшинова занимались многие поэты, ставшие впоследствии известными: Костров, Евтушенко, Вознесенский, Граховский, и многие другие, – говорит Писаренко, – Смоленские писатели и поэты: Алексей Мишин, Виктор Смирнов, Алексей Бодренков. Мы поём слова гимна Смоленска – это Бодренкова стихи:

«Смоленск шагает молодо у мира на виду,
  Вот я иду по городу, по Ленинской иду.
         Я помню эту улицу, страшней войны самой.
         Теперь я вижу улицу веселой и прямой.
  Здесь тополя, и здания, и море голосов.
  Девчата ждут свидания у городских часов».

Николай Егорович – маг, который может вызвать любую эмоцию, играя на струнах наших душ, от смеха до плача, от бурного веселья до глубокой печали, от торжественного восторга до тихого сожаления. Его натуру невозможно уложить ни в один канон.

Все композиции – музыкальный портрет своего творца, они разнообразны и впечатляющи. «Даже одно хорошее стихотворение может увековечить поэта», – утверждал Маяковский, но даже одно хорошее музыкальное произведение может прославить композитора навечно. А Николай Егорович сочинил более 800 музыкальных произведений крупных и малых форм – от ораторий, кантат, поэм, прелюдий, до детских музыкальных песен и пьес. Их исполняли Е. Нестеренко, Л. Зыкина, В. Пальвинская, ансамбли им. А. Александрова, «Таусень», «Колокола», «Советская песня», оркестр русских народных инструментов «Виртуозы Кубани», оркестры городов Воронежа, Брянска, Нижнего Новгорода, Петрозаводска, Вологды, камерный оркестр Кавминвод, оркестр под управлением Д. Русишвили и другие. Многим жителям Смоленщины неизвестно, что в создании оркестров им. В.П. Дубровского и Смоленского камерного оркестра Писаренко принимал самое деятельное участие.

Этот композитор существует в своём огромном мире, полном звуков музыки, размышлений, разговоров, споров, дружеских бесед, соблазнов и человеческих радостей. Он жаден до глубоких впечатлений и ощущений прекрасного – на художественной выставке может долго любоваться женскими скульптурными образами, даже гладить их. В 89 лет остаётся полным жизненной мощи. Он смеётся: «Детский возраст для мужчины. Моя прабабушка Анастасия прожила 105 лет, а мамин отец – 97 лет, и на вопрос: «Как здоровье?», отвечал: «Пока могу».
 
Самые дорогие его сердцу сочинения – это «Ой, да перевозчик-водогрёбщик» из оратории «Мать моя Мария Митрофановна» Александра Твардовского, хоровая кантата на стихи М. Исаковского «Враги сожгли родную хату», романсы на стихи Есенина, поэмы для фортепиано, скрипки, альта, духовых инструментов. С малых лет песни, какие певала ему мама, он не может исполнять без слёз: «Мама пела мне колыбельные, когда я ещё не родился и хулиганил в животе. Я предложил бы включить в школьную программу не только 100 произведений советских писателей, но хотя бы 10 русских народных песен. А для каждой девочки, будущей мамы, несколько колыбельных песен! Я написал четыре колыбельные песни, посвящённые моим дочкам.
 За день до своей смерти моя младшая дочь Аннушка попросила спеть ей все четыре песни, которые я пел в её младенчестве. Она их все помнила и спела вместе со мной все четыре песни. На следующее утро она умерла. Теперь, приезжая на её могилу, я ей пою эти колыбельные. Надеюсь и верю, что она их там слышит:

У моей дочурки русые кудряшки
Падают на ниточки бровей.
Синие глазёнки у моей девчонки,
У дочурки маленькой моей.
     Наступает ночка, просит моя дочка
     Сказку рассказать ей поновей.
     Я в ответ на это становлюсь поэтом
     Для дочурки маленькой моей».

Женщина как Родина, образ матери и родины как места, где был рождён, сливаются воедино в нашем сознании. Если у человека есть семья, то они для него одинаково дороги, одинаково достойны защиты, покровительства и прославления. «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матерей нет ни поэта, ни героя, вся гордость мира – от Матерей!», – часто повторяет Николай Егорович слова Максима Горького.

Гордость Смоленщины – наш музыкальный патриарх Николай Писаренко, человек глубокой внутренней силы, широкой свободной души, с большим сердцем, большим талантом и большой болью за Смоленскую землю и за страну!


Рецензии