Что надо возрождать казакам?

История казачества действительно сложна и многогранна. В ней есть и героические страницы, и темные эпизоды; в ней переплелись военная закалённость, самобытная бытовая культура, религиозность и, увы, конфликты, которые привели к трагедиям. За последние сто лет традиционный уклад, который складывался веками, был фактически разрушен; возвращение к казачьим обычаям, начавшееся тридцать с лишним лет назад, поставило перед обществом вопрос: что именно следует возрождать, а что лучше оставить в прошлом?

Во;первых, важно различать суть и оболочку. Подлинная казачья культура — это не только рубаха с кокардой или репертуар пластичных сцен на празднике. Это образ жизни, система ценностей и практик: чувство общины, ответственность перед старшими и перед потомками, мастерство в ремесле и владении оружием, готовность к самоограничению ради общего блага, искреннее отношение к вере и молитве. Эти вещи стоит возвращать или поддерживать прежде всего. Они дают смысл принадлежности и устойчивость общины: воспитание чести и долга, трудолюбие, умение работать с землёй и лошадью, ремесленничество, сохранение языка, песен и обрядов в подлинном контексте.

Во;вторых, следует отказаться от суррогатов и косметических имитаций. К сожалению, часть возрождений прошла по пути декоративного воспроизведения атрибутики: праздничные костюмы раз в год, театрализованные представления и «парадное» поведение не создают живой традиции. Подобный «карнавал», лишённый глубины, быстрее рождёт венигрет из разрозненных элементов, чем восстановление устойчивого культурного стержня. Кроме того, повторение тех практик, которые в прошлом служили насилию, угнетению или неуместной дискриминации, должно быть пересмотрено и, при необходимости, отвергнуто.

Не менее важно остерегаться идеологической мифотворчества и политизации культуры. Историю можно и нужно анализировать честно: кто и как виноват в трагедиях, связанных с «расказачиванием», — предмет для историков. Однако простая перекладка всех вины на отдельных политических деятелей не заменяет анализа внутренних причин и уроков. Нередко распад института связан не только с внешними репрессиями, но и с утратой духовной и нравственной опоры, с изменением экономических условий, социальных связей и образа жизни. Если рассматривать восстановление как путь только к памятникам и костюмам, это обречено на фальшь.

Если поставить вопрос шире — откуда начинать возрождение? — то ответ простой и одновременно глубокий: с нравственного и духовного возрождения. Для многих казачьих общин это означает возвращение к вере и к практикам, которые делают веру жизненной: регулярная молитва, участие в церковной жизни, милосердие, покаяние и труд как форма служения. Вера придаёт смысл ритуалам и делает их не только внешней формой, но и средством внутреннего становления. Однако важно, чтобы религиозное возрождение не превращалось в инструмент закрытой идеологии; оно должно быть источником смирения, любви и ответственности.

Практические рекомендации, которые могли бы помочь:

- Возрождать те традиции, которые укрепляют общину: совместный труд, школьные и семейные передачи ремёсел, певческая и языковая практика, воспитание уважения к старшим.
- Поддерживать боевые и хозяйственные навыки как часть культуры — владение лошадью, основами самозащиты и воинского мастерства — но вне романтики насилия: в духе дисциплины и служения.
- Избегать чистого костюмирования и «парадного» казачества, заменяющего содержание формой.
- Не возвращать практики, оправдывающие насилие, дискриминацию или безответственное милитаризм; пересматривать и критически осмысливать спорные м
- Поддерживать научную и просветительскую работу: исследования, музеи, архивация и корректная популяризация истории, чтобы не плодить мифы.
- Строить экономическую и образовательную базу для устойчивого развития общин, чтобы традиции жили не только в праздниках, но и в повседневности.

И напоследок: становление казака — это не модный образ, а путь. Путь требует усилий, дисциплины, трудолюбия и духовной практики. Как вы верно заметили, умение молиться должно быть освоено так же серьёзно, как и любое оружие — не ради внешнего эффекта, а ради внутренней готовности жить по высшим ценностям. Только в этом случае восстановление казачества превратится не в набор атрибутов, а в возрождение живой, нравственно наполненной культуры, способной сопротивляться и рождать новые, здоровые традиции для будущих поколений.
Ниже привожу статью. И Вас будет возможность сравнить мое мнение и его.
ТРАДИЦИИ КАЗАКОВ И СОВРЕМЕННОСТЬ
(Автор: Мальцева Л.В., д.п.н., доцент)

Культура Кубани со своими традициями, обычаями помогает в творческом самовыражении личности, служит мощным средством эстетического, духовного и нравственного воспитания молодого поколения. Становления и возрождения национального самосознания молодого поколения через приобщение их к культурному наследию своего народа. Наличие в казачьей традиции двух «миров» - военного и гражданского. Существуют, элементы обряда проводов на службу казаков сохранились, некоторые сохраняются и сегодня. Свадебная обрядность и свадебный фольклор кубанских казаков. Кубанские народные песни жили, и будут жить в памяти нашего народа. Они исполняются на станичных праздниках, в семейном кругу, где их запоминали дети, продлили жизнь многим произведениям до наших дней.

Общественное значение имели также семейные праздники и обряды. Наиболее показательны в этом отношении свадебные обряды. Основной формой заключения брака для кубанских казаков является развитый комплекс свадебных обрядов с обязательным присутствием православного венчания. Свадьбы на Кубани чаще всего играли осенью, в промежутке между Успенским и Филипповским постами (28 августа - 27 ноября по н. ст.) и в зимний мясоед после Святок (от 20 января до Масленицы).

Свадьба состояла из трех этапов: подготовительного, собственно свадьбы и послесвадебного периода. Первый этап включал сватовство, сговор, смотрины. В первом этапе приходили к достижению соглашения о браке и представлению жениха и невесты, сколько гостей будет на свадьбе. Затем следовали посиделки / вечерники в доме невесты, на которых подружки помогали готовить ей приданое. Предсвадебный период заканчивался прощальным вечером в доме невесты.

К венцу молодых, во избежание колдовства, отправляли с большим предосторожностями: прометали дорогу веником, следили, чтобы никто не пробежал между молодыми. Следующим важным этапом действием свадьбы являлось повивание невесты. Вместо девичьей прически ей делали женскую и надевали на голову шлычку (чепчик) - головной убор замужней женщины, в последующем при посторонних никогда не снимавшийся. На второй день свадьбы можно было наблюдать шумные и красочные процессии ряженых.

Формально свадьба заканчивалась тушением костра или забиванием кола (если это была последняя свадьба в семье) фактически же торжество продолжалось еще несколько дней или недель, так как участники его поочередно ходили, друг к другу в гости. К свадьбе обязательно пекли каравай круглой формы. На вершине каравай располагались фигурки птиц.

Целостность и особый культурный статус музыкального фольклора Кубани в контексте восточнославянских традиций обеспечивает главнейшая его особенность: Кубань - прежде всего казачья музыкальная традиция. Жанровая система музыкального фольклора Кубани, как и других казачьих традиций, имеет ряд существенных отличий от крестьянских. Тот факт, что казаки, несшие военную службу, занимались также и сельскохозяйственным трудом. Подобно любой фольклорной традиции, на Кубани функционируют два жанровых класса музыкальных произведений: приуроченные, в том числе и обрядовые, то есть исполняющиеся в связи с различными обстоятельствами традиционной жизни. Воинские жанры народных песен Кубани - это ярко характерные, дифференцирующие музыкальную традицию художественные тексты, являющиеся своего рода «визитной карточкой» кубанского музыкального фольклора.

Характеризуя музыкальные жанры, функционально и тематически связанные со станичной жизнью кубанских казаков, огромное значение имеют лирические песни. На Кубани они разноплановы: часть из них приурочены к календарным и свадебным обрядам.

В традиционной культуре под началом понимается не просто рубеж, граница, отделяющая один отрезок времени от другого. Как употребление характерных поэтических мотивов и этнонимов в текстах, так и большое количество особенностей напевов в фольклоре кубанских казаков. Песни сопровождали воинскую службу казака, на свадьбах, праздниках все это относится ко всей музыкальной традиции кубанских казаков.

Жизнеспособность той или иной традиции зависит от ее поддержания и развития новыми поколениями, в Краснодарском крае эти традиции возрождаются и живут. Пренебрежение традициями приводит к нарушению преемственности в жизни организации. В то же время слепое преклонение перед традициями порождает консерватизм и застой в жизни организации, которые становятся тормозом ее развития, культивируя уклад жизни или те или иные его компоненты.

Одежда - важный элемент быта, ибо определяет настроение членов организации и удобство их участия в жизни организации. Традиционный народный костюм кубанского казачества - яркий пример межкультурного взаимодействия, характеризующегося заимствованием кубанским казачеством некоторых элементов горского мужского и украинского женского костюма.

Жилище представляет собой сложный культурный комплекс, слагающийся из жилых и хозяйственных помещений, выполняющих различного рода функции - жилые, хозяйственно-бытовые, религиозно-обрядовые, символические. Для постройки жилищ использовались различные материалы в зависимости от местных ресурсов и экономических возможностей казачьей семьи. Можно увидеть, если приехать в станицу Атамань. Каждая хата имеет свою историю и окружена легендами, традициями их рассказывают приветливые смотрительницы, которые есть при каждой хате в станице Атамань. Старинные предметы быта казаков можно увидеть в хатах, на подворьях их собирали по всему Краснодарскому краю. Это посуда, кружева, вышитые рушники, одежда, фотографии, образа, сундуки, люльки, инструменты, брички, рыбачьи лодки, сети и многое другое. В правых углах каждой хаты лежат цветы вместе с медными и серебряными монетами. Казаки считали, что они принесут счастье в каждую хату. Свежий и чистый воздух, щебетание птиц, шум Азовского моря, уютные курени с домоткаными ковриками на полу и старинными прялками в углу - такова станица Атамань представляется перед глазами каждого посетителя.

Программа экскурсий по станице Атамань содержит возможность предоставления оригинальных услуг: катание на лошадях и тачанках, класс верховой езды, театрализованные элементы - встреча гостей на подворье - маленькое костюмированное представление с угощением и веселыми казацкими прибаутками. Проводятся фестивали живой фольклорной музыки, обучение ремеслам и народным танцам. Есть возможность принять участие в игровых программах, шуточных конкурсах и веселых забавах. Все это полностью воссоздает неповторимую атмосферу кубанского казачьего быта, насладится природой.

Литература
1. Бондарь Н.И., Календарные праздники и обряды кубанского казачества. - Краснодар: Традиция, 2000.
2. Власова М. Новая абевега русских суеверий. СПб., 1995.
3. Мальцева Л.В. Кубановедение на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Краснодар: Традиция, 2010. - 176 с.

ЖУРНАЛ:
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
Издательство: Научно-информационный издательский центр и редакция журнала "Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук" (Москва)
Номер: 4-2
Год: 2015
Страницы: 120-122


Рецензии