Универсальные шпаргалки для преподавателей
Vivat professores!
(Из гимна студентов «Гаудеамус»)
Декабрь перевалил на вторую половину.
Скоро Новый год.
Самое время избавляться от всего уже ненужного, отслужившего, отжившего.
Каждый проводит радикальную чистку по-своему.
Кто-то превращает своё жилище а сказочный островок уюта и волшебства.
Кто-то очищает душу от грехов, истово молясь и усердно, день изо дня, отстаивая службу в храме.
Кто-то погружается в раздумья о жизни, о судьбе, перебирает в памяти ошибки прошлого, просит прощения и сам прощает.
А я свою предновогоднюю генеральную уборку называю «пятый подвиг Геракла». Как мифический герой радикальным образом очистил Авгиевы конюшни от навоза, так и я самым решительным образом приступаю к освобождению жизненного пространства от накопившегося интеллектуального мусора. Проще говоря, перетряхиваю бумажные завалы, извлекаю из шкафов, ящиков и коробок свои «архивы» с твёрдым намерением выбросить «всё, что нажито непосильным трудом». Но, как давно подмечено: «Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах».
С завидным постоянством ежегодно воспроизводится одна и та же ситуация. По началу всё идет хорошо, бодро, весело и энергично. Большие мусорные мешки быстро заполняются черновиками статей, конспектами лекций, бесчисленными методическими разработками, рекомендациями по проведению занятий, сценариями тренингов. Туда же отправляются кипы рефератов, курсовых и конкурсных работ, рецензии на чьи-то научные труды, ( у многих оба слова можно поставить в кавычки), авторефераты диссертантов, программы научных семинаров, конференций, симпозиумов, материалы для отчетов по командировкам и пр., и пр,, и пр..
В общем, работа кипит, результаты радуют. Но только до того момента, пока не наткнусь на нечто такое-разэтакое, необычное, артефактное.
Всё! Баста! «Стоп уборка!».
Подвиг, запланированный на этот день, отложен на неопределённое «потОм».
И уже совсем не важно, что вдоль стен коридора громоздятся мешки, а на полу в живописном беспорядке разложены кипы неразобранных бумаг.
Неведомая сила подхватывает и уносит в другую реальность, в тот близкий уму и сердцу мир знаний, идей, размышлений, где неизменно чувствую себя по-настоящему вольготно и комфортно..
На сей раз решающим фактором безвременной гибели уборочного энтузиазма оказался «опыт, сын ошибок трудных». Он свалился мне на голову в прямом и переносном смысле.
Из неосторожно открытой антресольки этаким камнепадиком местного значения вниз обрушилось с два десятка записных книжек разного размера. Некоторые весьма точно и довольно-таки болезненно отбомбили мою макушку.
Образовавшаяся на полу хаотичная груда вызвала странную ассоциацию с одной из самых трагичных картин Василия Верещагина «Апофеоз войны».
Не без душевного трепета взяла в руки самую большую книженцию, изрядно потрепанную, раздувшуюся от многочисленных закладок и загнутых страниц. Открыла наугад, ближе к середине. На пол спланировал небольшой листок бумаги. Пожелтевший. Текст выцвел. Строчки едва различимы. Нужно очень постараться, чтобы разобрать написанное. Впрочем, в этом нет никакой необходимости. Текст хорошо знаком. Я помню его наизусть. Документ уникальный в своём роде – попытка сформулировать алгоритм преподавательского мастерства. По сути, своеобразная шпаргалка. Короткие советы-подсказки самой себе, под которыми готова подписаться и теперь.
КАТЕХИЗИС* ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Альфа и омега
Наставник преподавателя – наука.
Сила преподавателя – знания.
Инструмент преподавателя – красноречие.
Спасение преподавателя – память.
Защита преподавателя – юмор.
Надежда преподавателя – отличник.
Мечта преподавателя – профессор.
_________
• Катехизис - (от греческого — «поучение, наставление») — изложение основ какого-либо знания
Внизу дата.
Прекрасно помню и её.
Ещё бы не помнить!
«Гениальный опус» был написан ровно через месяц после того дня,
когда впервые вошла в учебную аудиторию не в качестве студентки, а в статусе преподавателя.
Дебют мой, прямо скажу, оказался не просто неудачным. Он был провальным. Всё сразу же пошло совсем не так, как представлялось амбициозной выпускнице главного и лучшего ВУЗа страны.
История умалчивает о том, случайно или намеренно мне дали вести занятия в самых трудных группах. Загадкой останется и то, почему никто из моих коллег, многоопытных «товарищей» по кафедре, средний возраст которых превосходил мой в два с лишним раза, не счёл необходимым по-отечески предупредить, к чему следует подготовиться, помочь советом, дать наставления..
То, что легко не будет, стало ясно с первой минуты.
Горный факультет. Пятый курс. В группе ни одной девушки. Почти все студенты мои ровесники, а несколько человек даже старше.
Едва распахнула дверь, с «галёрки» раздался насмешливо-язвительный голос: «Девушка, вы случаем не потерялись? У нас, как видите, девушек нет». Тут же шутку подхватил кто-то в первом ряду: «А вы оставайтесь с нами. Будете единственной».
Впадаю в полный ступор. Все домашние заготовки вступительного слова вылетели из памяти, а ноги словно приросли к полу.
Держу паузу, как учили в студии студенческого театра. Пытаюсь изобразить легкую улыбку. (Наверное, она была очень похожа на оскал черепа бедного Йорика). Вся группа откровенно потешается. Шуточки, обидные реплики, колкие остроты сыплются, как из рога изобилия.
И я разозлилась. Сильно и по-настоящему. Очень пристально посмотрела в глаза зачинщику, перевела взгляд на шутника за первым столом. Стало неожиданно тихо. И в этой тишине, понизив голос почти до змеиного шипения, произнесла угрожающе: «Пожалуй, останусь. На долгое знакомство не рассчитывайте, но семестр веселой жизни и незабываемые встречи на экзамене гарантирую. Я ваш преподаватель».
В тот день по расписанию предстояло провести еще три пары семинарских занятий. Ожидала продолжения «боёв местного значения». Но слухи разносятся быстро. Позднее, по аналогии с «сарафанным радио», назвала феномен распространения информации в мужских сообществах «байки из курилки». Разлетаются с космической скоростью, а производимый ими эффект абсолютно непредсказуем.
Каждая новая группа встречала угрюмым, настороженным молчанием. Почти физически ощущала неприязнь и отчуждение. Все попытки «разговорить» моих подопечных словно наталкивались на невидимую стену, не вызывая ни отклика. ни тени интереса.
Возвращаясь домой, купила большую записную книжку. Вечером в ней появилась нелицеприятная запись о моём фиаско.
С того дня так и повелось. Письменный «разбор полётов» вошёл в привычку. Как в судовом журнале, скрупулёзно фиксировала всё, что представлялось важным, полезным или, напротив, не стоящим внимания, усилий. Писала об удачах и провалах, анализировала сложные и проблемные ситуации, развивала идеи, как заинтересовать «пофигистов», размышляла о приёмах и способах нейтрализации психологических садистов.
Здесь же появлялись наброски сценариев предстоящих занятий, темы, которые обязательно нужно обсудить, заметки, которые французы называют «остроумие на лестнице»: «Вот как надо было ответить» или «В следующий раз обязательно сделаю так-то»,. А еще все чаще делала психологические зарисовки самых ярких студентов.
Но самое ценное – записи впечатлений от лекций, занятий, выступлений подлинных мэтров педагогического искусства, признанных корифеев мастерства обучения, которых доводилось слушать.
С годами опыт и «преподавательское чутьё» возрастали, а количество записей, напротив, сокращалось. Менялась и их форма. На смену пространным развернутым описаниям пришли краткие тезисы, лаконичные констатации, афористичные заключения.
Перебирала эти методические "сокровища" и в какой-то момент ясно осознала, что хочу систематизировать материал, накопленный за годы работы, и опубликовать сентенции, которые продиктованы практикой и ею же проверены. Только изложить их нужно не в академической манере, а в легком, хорошо воспринимаемом стиле. И, возможно, это хоть чуть-чуть поможет начинающим преподавателям сформировать свой собственный эталон специалиста высшей школы и облегчит путь его достижения.
Работа над «Универсальными шпаргалками для преподавателя» находится еще в самом начале. Но то, что она даже на этом этапе уже вызвала интерес, внушает надежду и возвращает почти утраченную веру в чудеса предновогодья.
Свидетельство о публикации №225121601124