Дмитрий Мережковский

"Русь,куда же несешься ты,дай ответ?
Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик. Летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства ". Безумный Поприщин, остроумный Хлестаков и благообразный Чичиков - вот кого мчит эта символическая русская тройка в своём страшном полёте в необьятный простор или необъятную пустоту. "Горизонт без конца...Русь! Русь! Вижу тебя... что пророчит сей необьятный простор? Здесь ли, в тебе ли родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?" Увы, на этот вопрос беспощадно ответил вещий смех Гоголя! Как исполинские видения, как "дряхлые страшилища с печальными глазами ", предстали ему только два "героя нашего времени ", два "богатыря", рождённые необьятным русским простором - Хлестаков и Чичиков".

"Величайшие мысли человечества, которые давят его целые века своей тяжестью, попадая в голову Хлестакова, становятся вдруг легче пуха...
"У меня - признается он, - легкость в мыслях необыкновенная". Не только в мыслях, но и в чувствах, в действиях, в словах, даже в "тоненьком, худеньком теле", во всём существе его "необыкновенная лёгкость ": вот вот вспорхнет и улетит. Для него и в нём самом нет ничего трудного, тяжелого и глубокого - никаких задержек, никаких преград между истиной и ложью, добром и злом, законным и преступным; он даже не преступает, а перелетает, благодаря этой своей окрыляющей лёгкости, через "все черты и все пределы"..."

"В Хлестакове преобладает начало движения "прогресса"; в Чичикове - начало равновесия, устойчивости. Сила Хлестакова в лирическом порыве, опьянении; сила Чичикова - в разумном спокойствии, трезвости. У Хлестакова "необыкновенная лёгкость ", у Чичикова необыкновенная вескость, основательность в мыслях. Хлестаков - созерцатель; Чичиков - деятель. Для Хлестакова всё желанное - действительно; для Чичикова - всё действительное - желанно. Хлестаков - идеалист; Чичиков - реалист. Хлестаков- "либерал"; Чичиков - "консерватор". Хлестаков - "поэзия "; Чичиков - "правда" современной русской действительности. Но, несмотря на всю эту явную противоположность , тайная сущность их одна и та же. Они - два полюса единой силы... совершенная пошлость... Это, повторяю, два современных русских лица, две ипостаси вечного и всемирного зла - черта.
"Справедливее всего, - замечает Гоголь, - назвать Чичикова - хозяин, приобретатель. Приобретение - вина всего".

"Христианство, которое раскошеливается на медный грош "благотворительности", язычество, которое кончается любовью к собственной "мордашке", очень легко соединить в благоразумной и безопасной середине, в "комфортабельном" служении Богу и Мамоне вместе.
Бессознательная сущность всякого позитивизма , как учения о смысле жизни, от Конфуция до Конта, есть отрицание конца, утверждение бесконечного продолжения человеческого рода, бесконечного "прогресса": нам хорошо, детям нашим будет лучше, внукам, правнукам еще лучше и так без конца.
Не человечество в Боге, но Бог в человечестве. Само человечество есть Бог, и другого Бога нет. Нет личного бессмертия, а только бессмертие в человечестве. Каждый век "промышляет", "приобретает " для будущих веков; бесконечное приобретение, накопление мертвого капитала-сокровища "мертвых душ", которое никогда не тратится, - вот бессознательная, но и безусловная сущность прогресса. Отсюда - "поклонение предкам" в китайском, поклонение потомкам в европейском позитивизме, отсюда - брак, деторождение, "семья как религия". Жена, дети - вот оправдание всех чудовищных нелепостей буржуазного строя, вечное возражение против религии, которая говорит: "Враги человеку домашние его", вот "прочное основание", о которое разбиваются будто бы все крылатые химеры, все христианские пророчества о конце мира".

"Умереть, не родив, - всё равно, что совсем не жить, потому что всякая личная жизнь есть "волдырь на воде"; он лопнет - умрёт человек и ничего не останется кроме "пара". Личная жизнь имеет смысл только в семье, в роде, в народе, в государстве, в человечестве, как жизнь полипа, пчелы, муравья только в полипняке, в улье, в муравейнике. С этой бессознательной метафизикой Чичикова согласился бы всякий "желтолицый позитивист", ученик Конфуция, и всякий "белолицый китаец " - ученик О.Конта..."

"Мы уничтожили крепостное право, мы не торгуем ни живыми, ни мертвыми душами. Но разве и в современных государствах с их чудовищным пролетариатом, проституцией не бывает иногда - точно так же, "душа человеческая всё равно, что пареная репа".

"Боже, как грустна наша Россия! - воскликнул Пушкин.
"Тут то я понял" - добавляет Гоголь, - "в каком ужасающем для человека виде может быть ему представлена тьма". - "Пошлость всего вместе испугала читателей. Испугало их то, что один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого, что нет ни одного утешительного явления, что негде даже и приотдохнуть или дух перевести бедному читателю и что по прочтении всей книги кажется, как бы точно вышел из какого-то душного погреба на Божий свет"...
Не грусть, не слёзы, а именно страх сквозь смех".

"Надвигается "египетская тьма", "слепая ночь среди белого дня", "ошеломляющий туман", чертово марево, в котором ничего не видно, видны только "свиные рыла" вместо человеческих лиц. И всего ужаснее, что эти уставившиеся на нас "дряхлые страшилища с печальными глазами ", " дети непросвещения, русские уроды", по слову Гоголя, "взяты из нашей же земли", из русской действительности; несмотря на всю свою призрачность, они - " из того же тела, из которого и мы"; они - мы, отраженные в каком-то дьявольском и всё таки правдивом зеркале".

"Много совершилось в мире заблуждений, которых бы, казалось, теперь не сделал и ребёнок. Видит теперь всё ясно текущее поколение, дивится заблуждениям, смеется над недоразумением своих предков, не зря, что небесным огнём исчерчена сия летопись, что кричит в ней каждая буква, что отовсюду устремлен пронзительный перст на него же, на него, на текущее поколение; но смеется текущее поколение и самонадеянно , гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми так же смеются потом..."

Дмитрий Мережковский "Гоголь и черт"

15.12.2025


Рецензии
Прочел у него на заре 90-х книжку про Наполеона — смесь мистического и религиозного дурманов. Больше ничего не читал.

Валентин Великий   16.12.2025 16:59     Заявить о нарушении