Я подумала

Я ПОДУМАЛА


Так устала за последнее время, что мозгами шевелить не хочется. А это требуется, если что-то анализируешь, формулируешь вопросы, формируешь комплекс из разных произведений на заданную тему. Организм мой сейчас может только сидеть по тихому за компьютером и впечатывать те мысли, которые крутятся в моей голове где-то поблизости.

1.

Я подумала, что проект связи с народом от нашего товарища президента российской Федерации Владимира Владимировича Путина, который во всю сейчас идёт на стадии сбора вопросов и пожеланий от населения стимулирует региональные власти к определённому алгоритму действий.

Я далека от управленческого аппарата и мне не ведомо, как это всё так хитро работает, что решаются самые разнообразные и сложные общественно-важные задачи задачи? Нас, населения России, так много! Мы все такие разные! У каждого из нас проблемы!

Так вот, алгоритм действий чиновников из регионов, ограниченных в материальных средствах предусматривающих решение того или иного аспекта из комплекса житейских проблем. За год решаются те проблемы, которые были сформулированы населением в рамках проекта "Итоги года с Владимиром Путиных" за прошлый год. Оставляется материальный задел для того, чтобы по быстрому решить небольшие проблемы из тех, что прозвучали в прямом эфире новостных лент на телевидении, или будут озвучены во время пресс конференции и прямой линии с самим товарищем президентом Российской Федерации. На что хватить денег, то решат, если что-то более срочного и общественно-значимого не потребуется решить.

2.

Я подумала, что Олимпиадное школьное движение, которому в последнее десятилетие так много уделяется внимания и материальных средств в ближайшее время сойдёт на нет.

Участники школьных предметных олимпиад в процессе поступления в вузы России имели преимущество перед остальными абитуриентами и занимали практически все бюджетные места. Остальным, менее активным или тем, у кого родители не могли себе позволить оплачивать разъезды, оргтехнику и всё то, что требуется для ускоренного обучения их детям, если они только не многодетные, могли рассчитывать на платные места студентов. Сейчас же товарищ президент Российской Федерации ясно сказал, что бюджетные места в вузах России в первую очередь будут доступны детям участников и ветеранов СВО и детям погибших на СВО. И не имеет значение принимали ли они участие в предметных олимпиадах или в чём-то там ещё. Для них достаточно желания освоить ту или иную профессию и задача преподавателей вузов - помочь им в освоении выбранной профессии.

При таком раскладе дел встанет вопрос - чем же будут заниматься все те, кто обеспечивал слаженную работу в рамках проекта "Предметные школьные олимпиады"? Нужно понимать, что это сотни тысяч работников!

Беседы с теми сотрудниками Казанского университета, которые являются моими коллегами, привели меня к убеждению о том, что тем, кто прошёл через серию олимпиад по биологии очень скучно на 1-м курса, ведь всё то, о чём там говорится и всё то, что там осваиваться в рамках студенческой программы по ботанике, зоологии и других - им знакомо и освоено ими в полной мере по мере готовности и участия в олимпиадах и разных других мероприятиях подобного плана.

У меня нет коллег физиков, химиков, инженеров, математиков, программистов, но можно предположить что для них ранние занятия по освоению их предметов крайне важны, поскольку в детском возрасте формируется тип мышления. Студенты-олимпиадники имеют неоспоримое преимущество в освоении профессии и внесение в её развитие весомого вклада уже в студенческие годы. в прогрессивных вузах России им не приходится скучать на занятиях 1-го курса, они втягиваются сразу же в научно-исследовательскую работу. Для тех, кто готовит специалистов по профессиям связанных с техническим прогрессом имеет значение каждый год, каждый день, каждая  минута. "Не думай о секундах с высока!". Так что же получится из того, что олимпиадное движение будет остановлено в этих областях знания? Или что же получится из тог, что готовые к участию в совершении технологического прорыва юноши и девушки, подтвердившие эту готовность пройдя серию предметных олимпиад, не смогут получить вузовского образования из-за банальных материальных проблем их родителей? А этих самых материальных проблем сейчас на каждом шагу - просто в долговую воронку затягиваются граждане России ежедневно тысячами. Это трагедия семей - не столько материальная несостоятельность, сколько утрата надежды на будущее детей! И вот эти самые потенциальные первооткрыватели законов мироздания отправляются на торговые склады сортировать предметы для покупателей и развозить их по домам или работать уборщиками, ведь заплатить за получение профессии для которой они рождены их родители не в состоянии! Год поработают, год поучатся - это так в США принято и Российское общество к этому же идёт. За 8-10 лет, чередуя работу с обучением профессию освоят - но это уже другие люди будут, обременённые житейскими проблемами, разочарованные, без надежды. Таким законы мироздания не открываются! Здесь люди с задором требуются, окрылённые мечтой и надеждой!

Бесплатное образование в СССР дало преимущество обществу - оно сумело быть в  авангарде начуно-технического прогресса долгие годы. Подход к подготовке квалифицированных кадров, не учитывающий разницу в материальном обеспечение граждан или чего-там ещё, а учитывающий способности их детей - высшее достижение человеческого общества.

3.

Будем разбираться с вопросом о том, кто же всё-таки заполнит вузы России в ближайшем будущем. Допустим это дети всех тех, кто связан или был связан непосредственно с боевыми действиями на СВО. Сейчас там около 700000 человек, а прошедшие годы там перемывали многие. на вскидку около 3 000 000. У них детей примерно столько же, возможно раза в два больше - 5 000 000. По информации вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко, в 2025–2026 учебном году в вузах будут обучаться около 5 000 000 студентов в 12000 вузах. Как ни крути, даже если ограничится только студентами из семей выше указанной категории необходимо будет ввести бесплатное высшее образование!

Но если ограничиваться только студентами из данной категории граждан, то точно не стоит ожидать научно-технического прогресса. Не каждому наука по плечу! Это сложнейший путь - не по грязи пройти в боевом обмундировании, а по неизведанным просторам вселенной мыслью проехаться! Здесь и характер, и тяга к знаниям и решимость сделать открытие важны, и гены имеют значение, и лёгкость мышления, и фантазия.
 
Ничего себе рассказик написала! Я подумала, может из всего этого тоже вопрос для товарища президента Российской Федерации сформулировать? Или оставить это на следующий год? Я подумаю, до 19 декабря ещё есть время.

Ошибки проверять не хочется! Такой длинный текст получился и вникать в него надо бы...

Светлана Федорова,  Казань, 16 декабря 2025 г. 
 


Рецензии