Жизнь за ангела. обновлённая версия Глава 3-4
Из огня да в полымя. На новом месте приходилось начинать всё с нуля. Уехав из России семья попала в непривычную для себя обстановку. Не успели обосноваться на новом месте, как началось познанское восстание в декабре 1918 года. Территории были спорными, хотя тогда ещё Позен, принадлежавший восточной Пруссии(Германии) был формально немецким, там проживало больше этнических поляков. Общая ситуация, атмосфера была сложная, отношения немцев и поляков были весьма напряжённые. 3-5 декабря 18-го года на сессии представители Сейма высказались за объединение с Польшей. Немцы устраивали демонстрации, протесты и требовали сохранение провинции в составе Германии, то и дело возникали стычки конфликты и драки между немцами и поляками. 27-го декабря немцы снова устроили демонстрации, после чего начались вооружённые столкновения, повсюду творились хаос и беспорядки. Ян уже едва не пожалел что уехал, сидели тихо и не высовывались. Только бы не попасть в передрягу. Благо жили не в центре, а на окраине города, где было спокойнее. К 30 декабря польские повстанцы овладели почти всей Познанью, гарнизон Цитадели сдался 6 января и 8 января 1919 года Познань была официально объявлена территорией Польши.
Судьба словно продолжала испытывать семью на прочность. Однако родственники Яна помогали и поддерживали как могли. Помогли купить дом, который надо было ещё и обустроить, помочь начать своё дело.
Шёл глобальный передел мира, только закончилась Первая мировая, поэтому полыхало везде, во всей Европе и Азии, не было ни одного спокойного места, кроме Соединённых Штатов! Изначально эмигрировать из России Анна никак не хотела, а тем более оставлять свою дочь, у которой должен был родиться ребёнок, но Ян её уговорил.
Встретили родственники мужа Анну весьма приветливо.
- Знакомьтесь! Это моя жена - Анна, дочь Мария, сын Анатолий. Анна - это моя тётя, Зося, брат Михал. Лех — муж сестры, сестра Ева... — представил Новацкий.
- Проше пани! Мы очень вам рады. Проходите, пожалуйста, не стесняйтесь, — приветливо ответила тётя Зося.
- Простите, Анна ещё плохо разумеет польский, — объяснялся Ян.
- Ничего, мы ей поможем. Правда, Михал? — поддержала Ева.
- Конечно, можете на нас положиться, — ответил ей Михал.
Ян взял кредит, занял денег у родственников, закупил товар и открыл в городе обувную лавку. Торговому делу стал обучать Марию и оставлял её за прилавком каждый раз, когда уезжал за товаром.
Мария быстро повзрослела, расцвела и превратилась в прекрасную девушку. По выходным она также часто, охотно, помогала отцу, торговала в обувной лавке. Имея приличное образование, Мария немного знала немецкий, польский язык и французский. Уже через несколько месяцев, после приезда в Германию, она вполне освоилась, а весной в конце апреля 19-года её ждала судьбоносная встреча.
Однажды в магазин заглянул молодой человек, наполовину немец, наполовину поляк. Оказалось, что у него развалились ботинки, лопнула подошва и пришлось срочно искать новые. Делать было нечего, и он зашёл в ближайшую обувную лавку, где и увидел Марию. Звали его Вильгельм Краузе, проживал он в Германии в Штеттине, в Польшу приехал к родственникам, заодно по каким-то делам — это и был мой отец.
- Здравствуйте, пани! — сказал он приветливо.
- Здравствуйте, пан! Что желаете?
- Мне обувь нужна, мои туфли совсем сносились, подошва оторвалась.
- Постараюсь вам помочь, — улыбнулась Мария. — Какой у вас размер? Как вам вот эти?
- Спасибо. Мне нравится! Пожалуй, я их примерю, они мне подходят. Сколько стоят?
- 2 марки, можно и злотыми.
- Беру! Пани, вы такая красивая! Как вас зовут? - он смотрел на неё смущённо.
- Мария.
- Мария? У вас красивое имя! Вилли, точнее Вильгельм.
- Очень приятно. - Мария насторожилась.
- Вы немец?
Эта встреча была для неё неожиданной.
- Да, я из Штеттина.
Но ответить грубо покупателю она не могла. Девушка растерялась.
- Вы хорошо говорите на польском.
- Спасибо! У меня мама полька, мы живём в Германии. Я часто здесь бываю у родственников. Вы, наверное, здесь недавно? Я раньше вас не видел.
- Мы приехали из России. Вы, наверное, знаете, что там происходит.
- Конечно, мне очень жаль. Там власть захватили большевики.
Слово за слово, разговорились.
- Мария, вы свободны? Я имею в виду не замужем?
- Нет.
- Тогда встретимся вечером? Вы согласны?
- О нет!
- Почему?
Мелькнула мысль:«Только немца ещё не хватало! Что скажет отец?»
- Я не смогу, я занята...
- Хорошо, я зайду в другой раз!
Он взял чек, ботинки и ушёл. Девушка в голубом платье не выходила у него из головы. Вильгельм старался уснуть, но не мог - настолько сильно был взбудоражен!
Да и Мария тоже была взволнована. Молодой человек ей понравился, но сказать никому об этом она не могла. Была бы Татьяна, можно бы было с ней поделиться. Но Татьяны не было рядом, и Мария испытала невыносимую тоску. Мысли о Вилли также навязчиво лезли ей в голову: «А вдруг он обиделся? Вдруг не придёт? А если придёт, что я ему скажу? Что скажет отец, если узнает?» И эти если, если...
На следующий день, Вильгельм зашёл снова.
- Здравствуйте пани!
- Здравствуйте...
- Я же обещал к вам зайти. Ботинки мне нравятся, очень удобны! - Он рассмеялся.
- Хорошо...Я рада, что обувь вам пошла. - И в мыслях: «Вот привязался. Какой настырный! Пожалуй мне от него не избавиться».
Тут в магазин зашли покупатели, девушка отвлеклась, но тот всё стоял и смотрел на неё в упор. Как только посетители уходили, он снова начинал с ней беседы. Марии досаждало его упрямство.
- Можно я вечером вас провожу?
- Нет!
- Вы мне нравитесь! Я и спать по ночам не могу. Я вас украду!
- Вы сума сошли! Отстаньте от меня!
Парень был очень настойчив, приходил и приходил каждый день. Наконец через неделю Мария сдалась.
- Хорошо, проходи, если хочешь...
Вильгельм конечно обрадовался - наконец-то! Вскоре между ними вспыхнул бурный роман. Немецкий Марии особенно по началу явно хромал, но общий язык с Вильгельмом они находили, изъясняясь как могли, переходя с одного на другой, иногда жестами. Без курьёзов тоже не обходилось.
Однажды Мария зашла домой и внезапно объявила.
- У нас гость. Папа, мама... Я хочу вас с ним познакомить...
- С кем? - мама насторожилась?
- С одним парнем.
Оба родителя переглянулись, Ян стоял в недоумении. Что ещё за сюрприз приготовила дочь? Жених? Он явно не был к этому готов.
- Хорошо, - сказал отец, - пусть заходит.
- Я его позову. - Мария открыла дверь, - Вилли, заходи...
Парень зашёл в дом, переступил порог.
- Мама...папа... - это Вильгельм, он приехал сюда из Штеттина.
Встреча явно была неожиданной, как гром среди ясного неба. Немца в дом привела! Яна аж передёрнуло, похолодело внутри, но виду старался не подать и сохранять спокойствие.
Лицо парня показалось Новацкому знакомым. Где-то он его уже видел? В магазине! Дочери в тот день не было и он сам стоял за прилавком. В это время зашёл посетитель, но вёл себя как-то странно, примерять что-либо отказывался, а потом ушёл.
- Пан, вам что-то нужно? - спросил Новацкий, но тот лишь мотнул головой и вышел.
Возникла напряжённая пауза, некоторая минута молчания.
- Зачем пришёл? - Ян задал вопрос.
- Я хотел познакомиться с вами, мне нравится ваша дочь. У меня серьёзные намерения.
- Серьёзные намерения? - он нахмурился, покачал головой.
- Да. Я хотел бы жениться на вашей дочери.
- Женится? Свою дочь я вам не отдам!
- Папа... - Мария была ошарашена.
Вильгельм стоял опечаленный и растерянный. Встреча не задалась! Его не приняли с распростёртыми объятьями. С другой стороны и неожиданностью для него это не было.
Когда молодой человек ушёл Ян какое-то время молчал, нахмурив брови. Отойдя от шока, сев за стол, он наконец произнёс:
- Мария, ты кого в дом привела? Врага? Ты немца в дом привела! Или не знаешь, какие у нас отношения с ними?
- Знаю. - вздохнула Мария. Папа, он меня любит, я ему нравлюсь.
- Меня это мало волнует. Совсем с ума сошла... Мало мне одного зятя, что Татьяна нашла - проходимца, так ещё и ты, туда же! - он взялся за голову. Анна, ну что это такое? Никакого покоя нам нет.
- Ян... Успокойся, она не хотела. Ну нет ума ещё у неё.
На следующий раз парень не пришёл. Не смея перечить отцу, Мария пыталась забыть Вильгельма, но не могла. Она всё время думала о нём, её охватывала грусть и тоска. Почему же судьба к ней так несправедлива? Не смотря на всё это младший брат Анатолий пытался как мог утешить её и ободрить.
- Маш, ты чего такая грустная? Ну не переживай ты из-за этого, не надо. Найдёшь ещё себе жениха, мало их что ли? Давай в карты сыграем, на дурака? Или в шашки? Давно не играли.
- Хорошо, - Мария потрепала брата по голове, - неси!
А Вильгельм явно расстроенный таким категоричным отказом снова уехал в Германию. Какое-то время он тоже пытался забыть Марию, но так и не смог. Не выдержав, недели через две он приехал снова: «Да плевать мне на то, что скажет её отец! Если с первого раза не вышло, может попробовать ещё раз с ним поговорить? Вдруг все таки поймёт?». Недолго думая он снова направился в тот магазин, где работала
Мария.
- Вилли! - Мария обрадовалась, увидев его после длительного отсутствия. - Я думала ты уже не придёшь.
- Я хочу ещё раз поговорить с твоим отцом.
- Мне жаль, я думаю он не согласится. Бесполезно...
- Я не могу без тебя, я хочу тебя видеть. Я хочу, чтобы мы поженились. Я работаю, у меня своё дело. Мой отец умер, но наследство у меня осталось. У меня даже есть свой дом!
- Мой отец сейчас уехал за товаром в Варшаву, но завтра должен приехать.
- Я обязательно с ним поговорю. Я же тебе говорил, что у меня здесь родственники: тётя живёт, брат есть, сестра. Немец я по отцу, а мама у меня полька.
- Я наю.
- Я завтра приду.
- Хорошо.
На следующий день парень пришёл снова. Ян Новацкий как раз приехал с товаром, надо было его занести в магазин, разложить на места, поставить цены. Увидев Вильгельма он опешил.
- Опять пришёл! - руками всплеснул - Чего надо? Я же сказал, что на встречи с моей дочерью я согласия не давал.
- Пан Новацкий, я люблю вашу дочь и прошу у вас руки вашей дочери. У меня есть дом, есть своё дело, мне досталось наследство от отца. Я смогу её обеспечить! Я умею работать!
Отец слушал его с явным скепсисом и недоверием, а потом произнёс:
- Я же сказал! Я вам дочь не отдам.
- У меня мама полька, у меня здесь родственники. Разрешите! Обещаю, я никогда не обижу Марию! Я всё для неё сделаю!
- Я подумаю. - Ян Новацкий наконец сдался и немного смягчил свой тон.
Хоть недоволен он был выбором своей дочери, но всё же вынужден был смириться и отпустить в чужую страну.
Молодые поженились, уехали в Германию и там обосновались. Вильгельм познакомил Марию со своей мамой. Вскоре, 28 мая 1920 года, у них родился мальчик — так появился я. Отец назвал меня Иоганн Вильгельм, в честь моего деда, а мама называла меня чаще всего Иваном или Иванко, так ей было привычнее.
В августе того же года большевики едва не взяли Варшаву, но потерпели поражение. Новацкий конечно же сильно переживал по этому поводу: «Ещё не хватало, чтобы они и здесь свою власть устанавливали!»
ГЛАВА 4
Родители очень меня любили и баловали как могли. Отец постоянно покупал и дарил мне игрушки, таскал на руках, а мама пела мне колыбельные на русском языке, поскольку колыбельных на немецком она просто не знала! Часто в доме говорили на немецком и на польском, иногда на русском так что я сразу схватывал три языка.
- Папа, папа! Какие у меня солдатики! Я крепость построил, она настоящая! Смотри! — радости моей и восторгу не было предела.
- Ух! В самом деле! Иди ко мне! Сейчас будем её штурмовать... Возьмём крепость в бою и пойдём спать!
- Хорошо!
- Спать пора! — возмущалась мама.
- Мы ещё немножко! — отвечал ей отец.
Ёлку на Рождество мы украшали все вместе, сами делали игрушки, бумажные фонарики, гирлянды, вешали пряники и печенье, разноцветные шары, солдатики. А знаете ли вы, что традиция украшать ёлку на Рождество зародилась именно в Германии? Как я был счастлив, когда отец подарил мне деревянного коня-качалку! Этот конь долгое время был моей любимой игрушкой, и я с него почти не слезал! Любил я в детстве и сладости. Ребёнком я был не всегда послушным, но очень активным и любознательным, любил книжки и сказки. Спать меня уложить было очень сложно, засыпал поздно, а с трёх лет днём я не спал. Темноты я боялся, был очень пугливым, ранимым и впечатлительным. Любил я и кривляться, часто был дразнилкой, задирой, за что от ребят мне потом прилетало. В дальнейшем эти качества превратились в тонкий юмор, способность к критике и самоиронии.
Было всё хорошо, но когда мне исполнилось почти пять лет, отца не стало. В начале в семейных отношениях появилась лёгкая трещина. Отец обычно спокойный, вдруг начал срываться, что-то пытался скрыть, замыкался в себе,стал менее открытым, что-то недоговаривал. Мама не могла понять причину такого его поведения, когда пыталась расспросить, он отмахивался, уходил от ответа. У отца появились проблемы с партнёром по бизнесу, но он пытался это скрывать, чтобы не огорчать маму, не втягивать её в данный конфликт и не волновать лишний раз.
По сути партнёр моего отца, которому он доверял, его подставил, обманул, а когда обман раскрылся, отец хотел обратится в суд, к юристам, чтобы забрать своё и добиться справедливости. Для отца это было предательство, удар в спину и огромное потрясение. Об этом я уже узнал в более взрослом возрасте. В скором времени отца нашли убитым, при весьма загадочных обстоятельствах.
Мама ждала его вечером, а он не вернулся, пришлось заявить в полицию, и тело искали несколько дней. Вечером в дверь нашего дома постучали.
- Фрау Мария?
- Да.
- Мы по поводу вашего мужа, он пропал неделю назад. Нашли его тело, вы должны проехать в участок на опознание.
Услышав подобное известие, моя мать была в растерянности, непонимании, не могла поверить, но пыталась с собой совладать. Оставив сына на попечение свекрови, матери своего своего мужа, фрау Зосе, она поехала в полицейский участок. Увидев тело, Мария едва не упала в обморок, еле успели её подхватить.
- Вы опознали тело? Это ваш муж? - спросил следователь.
- Да, - она произнесла еле слышно, - это он...
- Мы нашли его за городом, у водоёма, с ножевым ранением в сердце. Фрау Мария, у вашего мужа были враги?
- Нет, я ничего об этом не знаю. Он был хорошим человеком и ничем противозаконным не занимался. Я не знаю, кто мог его убить.
- Насколько я знаю, у него своё дело? Стоит проверить партнёров по бизнесу, возможно, они что-то не поделили. Во всяком случае, мы постараемся раскрыть это дело и сделаем всё возможное.
- Я надеюсь.
Я тогда ещё в полной мере не мог осознать того, что случилось, спрашивал маму: «Где папа?» — она плакала, обнимала меня и говорила, что больше он не придёт. Возбудили уголовное дело, но убийц так и не нашли, прямых доказательств не было.
Моя бабушка по отцу, очень тяжело пережила потерю сына, поскольку потеряла мужа, во время эпидемии гриппа, который прозвали «испанкой», из-за чего здоровье её сильно подорвалось и долго после этого она не прожила, заболела и умерла.
Вскоре к нам часто стал заходить один полицейский, помощник следователя Рихард Шнайдер, он настойчиво ухаживал за мамой, дарил цветы, и она сдалась. Поначалу, Рихард как мог помогал моей маме и заботился он ней.
Партнёром моего отца был некий предприниматель, Гюнтер Роммель. Вместе с моим отцом на двоих они имели сеть ресторанов, булочных - кондитерских и хлебопекарен. После смерти отца, Рихард помог Марии тем, что ей удалось забрать одну из миникондитерских и хлебопекарен себе, чтобы иметь доход и прокормить сына. Дело уладили без суда и тот отдал всё добровольно.
Мне непривычно было видеть в доме чужого мужчину, у меня к нему вспыхнула какая-то ненависть, и я категорически отказывался его принимать. Иногда я подбегал к нему и начинал колотить его кулаками с криками: «Отстань! Не трогай её! Это моя мама!» — на что Рихард отмахивался от меня, как от назойливой мухи, давал шлепков, запирал меня в комнате или ставил в угол. Мама пыталась меня защитить, но это ей не всегда удавалось: «Рихард, не тронь его, он же ещё ребёнок!» — говорила она. Какое-то время отчим терпел мои выходки, но в конце концов не выдержал, и чаша его терпения переполнилась: «Ребёнок?! Ему почти уже шесть лет! Он должен понимать. Увози его к своей матери, пусть с ним нянчится, а мне надоело!»
Как ни старался отчим, но заменить мне отца он так и не смог. Я ещё не догадывался, что мама ждёт от него ребёнка и у меня будет сестра. Чтобы не доставлять им лишних хлопот, меня решили отправить на время к бабушке, в Польшу.
предыдущая глава.
http://proza.ru/2025/12/15/941
Следующие главы
http://proza.ru/cgi-bin/login/page.pl
Свидетельство о публикации №225121601160