Три Маргариты
Мефисто-фантазия
Действующие лица:
Мастер - Булгаков
Татьяна
Любовь
Елена
Голоса
Тени (они же исполнители всех ролей)
Сцена 1
Ночь. Дом. Во всех окнах темно. На крыльце стоит Булгаков, вокруг него пляшут тени. На балконе – Елена.
Елена. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи.
Слышен шум подъехавшего автомобиля, хлопают дверцы. Появляются Татьяна и Любовь.
Елена. Все ведьмы в сборе!
Елена смеётся, за нею – Татьяна и Любовь. Мастер открывает дверь и жестом приглашает дам войти. Все трое скрываются в дверном проёме.
Голос 1. Зачем же гнаться по следам того, что уже давно окончено?
Голос 2. Ничего не кончено. Всё только начинается. Мастер сегодня даёт Большой бал.
Голос 1. Но уже поздно. Ночь движется к финалу.
Голос 2. Праздничную полночь иногда приятно и задержать.
Во всех окнах дома в одно мгновение зажигается свет. Там видны движущиеся силуэты. Слышна музыка, мужские и женские голоса, смех – шум бала.
Голос 1. Вы сказали, что тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит?
Голос 2. Эти слова принадлежат Мастеру. Ещё он же изрёк: «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»
Дом поворачивается. И теперь мы видим его внутреннее пространство, в середине которого в большом кожаном кресле сидит Булгаков.
Голос 1. Бал в самом разгаре. Зачем же вы уединились, Мастер? Гостей нельзя надолго оставлять без внимания.
Голос 2. Они заскучают и захандрят.
Булгаков. Бегемот, Коровьев, это вы играете со мной в прятки?
Голос 1. Так же, как вы, Мастер, играете со своими читателями.
Голос 2. Вы спрятали смыслы в самых укромных уголках романа, и все пытаются найти их.
Булгаков (улыбнувшись). Нашёл кто-нибудь?
Голос 1. Мне кажется, пока никто не смог пройти лабиринт до конца…
Голос 2. Ваш роман – большая загадка. До сих пор люди спорят, кто же такая Маргарита – Елена, Любовь или Татьяна.
Булгаков. Выход из лабиринта обычно там, где вход… Хотите поучаствовать в любопытном опыте?
Голоса. В каком?
Булгаков. Позовите Маргариту. Та из них, кто придёт, и есть Маргарита.
Голоса. Маргарита! Королева! Явитесь нам!
На пороге появляется Татьяна. Потом – Любовь. За ней – Елена.
Сцена 2
Голос 1. …Он возвращался к ней три раза… Первый раз в глухой больничке в российской глубинке, когда хрупкая Тася помогала Михаилу избавиться от снедающей его зависимости.
Татьяна. Но до истории с морфием было много чего: поездка в Киев, знакомство с Мишей, женитьба, мытарства… Я приехала к тётушке Соне, которая работала вместе с мамой Миши. Нас познакомили, и тётушка попросила Мишу показать мне город. Мы гуляли по Киеву и уже тогда что-то ёкнуло в моей груди.
Голос 2. Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!
Татьяна. Именно так! Я влюбилась в прекрасный Киев и в Мишу. Тысячу раз мы бывали на Андреевском спуске, у Днепра, катались на лодке.
Булгаков. Потом в кафе ели необычную яичницу…
Татьяна. Помню, помню. Это был зажаренный кусок хлеба, внутри которого – яичный желток.
Булгаков. И я помню эту яичницу. А ещё – наше нелёгкое расставание в конце августа. Я провожал тебя на вокзал, а ты обещала приехать на следующее лето.
Татьяна. Но встречи не случилось. Родители, узнав о нашем эпистолярном романе, решили вмешаться и вместо Киева летом отправили к бабушке в Москву. Перед самым отъездом мы получили телеграмму от твоего друга.
Отец (читает). "Телеграфируйте обманом приезд Миша стреляется". Тася, что это значит?
Татьяна. Я не проронила ни слова. Понимала, что, влюблённый, ты способен на любой поступок. Даже стреляться. Слава Богу, этого не произошло.
Булгаков. Три года мы не виделись. Никому не пожелаю пережить такие муки. Только письма связывали Киев и Саратов, нас с тобой.
Татьяна. Когда я окончила гимназию и заявила, что дальше хочу учиться в Киеве, поближе к тебе, папа предложил поехать в Париж, а на мой отказ ответил твёрдым решением – я на год остаюсь в Саратове.
Отец. Хочу посмотреть, сможешь работать или нет. Может, за это время выбросишь дурь из головы.
Татьяна. Сам он вскоре понял, что мной двигали не девичьи легкомысленность и дурь, а настоящее чувство. И я была отпущена – о счастье! – в Киев, к тебе!
Булгаков. Так объединили судьбы два студента: пока я заканчивал медицинский факультет, ты училась на историко-филологическом отделении Высших женских курсов. Мы сразу же приняли решение жить вместе, сняли квартиру.
Татьяна. Денег, которые присылал отец, едва хватало на еду, жилье и плату за учебу, и ты начал заниматься репетиторством.
Булгаков. И всё равно денег не хватало. И однажды ты сообщила, что бросаешь курсы, потому что они наносят семейному бюджету серьёзный урон. А мы тогда были беспечны – не могли себе отказать, если хотелось проехаться на конке или посидеть в кафе.
Татьяна. Но настоящей семьёй мы стали, когда обвенчались. Ты заказал обручальные кольца в лучшей ювелирной лавке. На своем кольце выгравировал дату венчания и "Татьяна Булгакова", на моём - дату и "Михаил Булгаков". Мне казалось, впереди счастливая долгая жизнь. Но война спутала все планы.
Булгаков. Тася, собери мои вещи. Я уезжаю на фронт.
Татьяна. Зачем? Неужели без тебя не могут обойтись?
Булгаков. Там очень нужны военные врачи.
Татьяна. А сёстры милосердия нужны? Я поеду с тобой!
Голос. С фронта она приехала измученная, лишённая душевных и физических сил.
Татьяна. Я тогда подумала: если на земле и существует ад, то он находится в военных госпиталях, переполненных изувеченными солдатами. Хорошо, что вскоре Миша получил направление в Никольское Смоленской губернии. Но там меня ждал другой ад.
Голос. Спасая ребёнка от дифтерии, Булгаков попытался отсосать трубкой у него из горла дифтерийные плёнки и по неосторожности заразился. Ему сделали прививку, вызвавшую сильнейшую аллергическую реакцию. С зудом, отёками и жаром. Тогда Булгаков впервые сделал себе укол морфия.
Булгаков. Прости, Тася, я себе тогда не отдавал отчёта, принимая первую дозу морфия – хотел снять боль.
Тени начинают плясать вокруг Мастера. Одна из них похожа на чёрного кота.
Татьяна. Миша впадал то в депрессию, то становился агрессивным. Трудно описать ужас, который пережила, когда она наставлял на меня браунинг. А однажды он швырнул в меня горящий примус.
Булгаков. Мне привиделся огромный чёрный кот, который просил подать ему примус.
Татьяна. Я молилась: «Господи, если ты есть, - взмолилась вдруг Татьяна, - сделай так, чтоб этот кошмар закончился! Пускай Миша уйдет от меня, лишь бы он излечился». И чудо произошло - Миша стал отвыкать от морфия. А потом я узнала, что жду ребёнка. Кроме него меня ждал Мишин приговор
Булгаков. Назначаю операцию на четверг. Я сам врач и знаю, какие дети бывают у морфинистов…
Татьяна. Закончив аборт, Миша уснул, а я поняла, что у меня ужен никогда не будет детей после второго аборта.
Голос. Осенью 1921 года тридцатилетний Булгаков приехал с женой из Киева в Москву, чтобы навсегда здесь остаться. Поселились они в комнате на Большой Садовой в доме 10, которую раньше занимала сестра Булгакова с мужем. Это была та самая "нехорошая квартира" № 50.
Тени снова пляшут вокруг них.
Булгаков. Мы пережили первый, самый голодный, год в Москве. Когда мне платили небольшие деньги за статьи, я шёл на рынок, покупал мороженую картошку. Тася готовила её на керосинке на общей кухне, где ругалась с Аннушкой, которая потом пролила масло в моём закатном романе.
Татьяна. А пока ночами он писал другой роман – «Белая гвардия», я сидела рядом и что-нибудь шила. Когда Миша замерзал, подносила ему тазики с горячей водой, чтобы он мог отогреть заледеневшие пальцы. Однажды он прочёл отрывок из романа, Это была молитва Елены, возвращающая к жизни умирающего Алексея. Я ему сказала: «Ну, зачем ты это пишешь? Ведь, Турбины, они же образованные люди!». А он мне бросил обидное...
Булгаков. Ты просто дура, Тася!
Татьяна. От болезней и недоедания я стала бледной тенью себя прежней. И видела, что Миша стесняется меня.
Булгаков. Тася, не говори глупости. Я никогда не стеснялся тебя.
Татьяна. Тогда почему однажды предупредил «Если встретишь меня с женщиной на улице, сделаю вид, что мы с тобой не знакомы»? Молчишь? А я видела тебя то с зубным врачом Зиной, то с машинисткой Ириной, то с Юлией...
Булгаков. Тася, ты всё придумала. Повторяю: не о чем беспокоиться - я никогда от тебя не уйду.
Татьяна. И я почти поверила. Но тут появилась Любовь. Люба Белозерская, вернувшаяся с мужем из эмиграции. Когда я впервые увидела её, поняла: нашей семье пришёл конец.
Булгаков. Тася, клянусь: с ней у меня ничего нет.
Татьяна. Это у нас с тобой давно ничего нет – ни чувств, ни уз. А с ней ты проводишь слишком много времени.
Булгаков. Ревность твоя просто смешна – с нами почти всегда бывает муж Любы.
Татьяна. Бывший муж! Она бросила своего ревнивца. Не ради ли тебя?
Голос. Вскоре красавица Люба пожаловалась Булгакову, что ей негде жить. И он сказал за завтраком Тасе…
Булгаков. Люба поживёт с нами...
Татьяна. То есть как? В одной комнате? Никогда! Никогда он не переступит порог нашего дома.
Булгаков. Тогда переступлю я. Но за порог. Если найду сегодня подводу, то уйду от тебя. Помоги собрать книги.
Татьяна. Я помогла, а потом, когда Миша ушёл, без сил упала на диван, и долго рыдала... В марте мы развелись, а в апреле Миша женился своей Любанге. Или Банге, как он её ещё называл.
Голос 2. Второй раз Мастер вернулся к ней в 1966 году, когда в их квартиру в Туапсе муж принёс свежий номер журнала «Москва».
Татьяна. Что это?
Муж. Тут напечатан его роман.
Татьяна. Я не буду читать! Мне достаточно того, что «Белую гвардию» он посвятил не мне, а Банге.
Муж. Я читал роман на работе, в перерывах между приёмом посетителей. Вещь стоящая. Прочитай.
Татьяна (читает). «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина». (плачет, уронив журнал).
Голос 1…Третий раз он пришёл к ней вскоре после прочтения романа, в тонком предутреннем сне. Вошёл, сел рядом, провёл ладонью по волосам, сказал:
Булгаков. Тася, я очень виноват перед тобой… Прости… Это из-за меня у тебя нет детей, которых ты так хотела… Прости…
Татьяна. Я прощаю. И ты прости меня. Я тоже виновата перед тобой: позволяла себе непростительно резко критиковать всё тобой написанное. Не удивительно, что ты перестал показывать рукописи. Может и в этом причина нашего отдаления, а не только в не родившихся детях.
Булгаков (обернувшись, грустно улыбается). Моя Маргарита – это ты. Ей передалась твоя способность к жертвенной любви.
Сцена 3
Голос. Помнил ли он, как в его жизнь вошла Любовь? А она помнила.
Любовь. Однажды я отправилась на вечеринку, устроенную редакцией газеты «Накануне». Там увидела мужчину в ботинках несуразного жёлтого цвета.
Булгаков. Вам не нравятся мои ботинки?
Любовь. Мне нравится другой цвет, а этот … какой-то цыплячий…
Булгаков. А, по-моему, очень благородный цвет… В Москве сейчас практически невозможно купить приличную обувь.
Любовь. Очень вызывающий цвет…
Булгаков. Самый подходящий для нашей серой обыденности.
Любовь. Подходящий для Парижа или Берлина, но не для Москвы.
Булгаков. Разрешите представиться: Михаил Булгаков, бывший врач, ныне зарабатывающий журналистикой.
Любовь. Вот как? И много зарабатываете?
Булгаков. Много. Трачу не задумываясь. Ещё и остаётся.
Любовь. А то, что остаётся, куда деваете?
Булгакову. Трачу. Даже и не хватает!
Женщина хохочет.
Любовь. Сразу видно, что вы писатель. С завидной фантазией и чувством юмора. А ваши ботинки – яркий вызов общественному вкусу?
Булгаков. Как вы догадались?
Любовь. Я – ведьма. Вижу людей насквозь.
Булгаков. И что же увидели?
Любовь. Что вы влюбились. Но будьте осторожны: у меня жутко ревнивый муж! Сущий Отелло.
Голос. Вскоре она вернулась в Москву. Булгаков назначил встречу на Патриарших прудах. Они сидели на скамеечке, разговаривали и иногда обсуждали редких прохожих. Неожиданно его внимание привлекли двое мужчин.
На соседней скамейке сидят двое мужчин: один из них маленького роста, упитанный, лысый, в очках в черной роговой оправе, второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек.
Булгаков. Спорим, эти двое – писатели.
Любовь. Глупо участвовать в проигрышном споре. Наверняка, вы знаете их. Один похож на Демьяна Бедного. А второй кто?
Булгаков. Клянусь, я, как и Вы, не знаком с ними. Хотите, подойду к ним и удостоверюсь, что мои предположения верны?
Любовь. Поступайте, как хотите.
Булгаков подходит к беседующим мужчинам.
Булгаков. Разрешите присесть?
Булгаков садится между ними.
Мужчина. У вас какой-то странный акцент? Вы приезжий?
Парень. Интурист! Немец!
Булгаков. Да, пожалуй, немец...
Парень. Вы здорово говорите по-русски.
Булгаков. О, я вообще полиглот и знаю очень большое количество языков.
Мужчина. А у вас какая специальность? Кто вы?
Булгаков. Я-то? Я – специалист по чёрной магии.
Возникает пауза. Булгаков смеётся вслед за хохочущей на соседней скамейке Любовью.
Булгаков. Простите великодушно. Вижу, мои шутки озадачили вас. Я – писатель и журналист Михаил Булгаков. Слышали о таком?
Парень (вскочив). Если Вы Булгаков, то мы – Панаев и Скабичевский.
Булгаков. Позвольте не поверить. Я знаком с Иваном Ивановичем и Александром Михайловичем, с уверенностью могу сказать: вы – не они! А кто же Вы?
Парень. Я – поэт Александр Безыменский!
Булгаков. А Вы, полагаю, Ефим Алексеевич Придворов, более известный как Демьян Бедный?
Собеседник отвечает утвердительным кивком.
Парень. Вы как писатель знаете толк в поэзии. Я хочу почитать свои стихи. Вот послушайте:
Никогда,
Никогда не плачу я!
Но теперь
Ты нужна мне, слеза.
Ах, как тяжко носить горячие
Глаза!
Мозг -
Часы в человечьем мире.
Почему
Мне не слышен их зов?
Грузных глаз раскалённые гири
Останавливают ход часов.
Мужчина. Я, пожалуй, пойду, а вы побеседуйте. Спешу на заседание нашей писательской организации.
Мужчина уходит, иногда оглядываясь. Неожиданно спотыкается и падает. Молодой поэт спешит ему на помощь, а Булгаков возвращается к Любови.
Любовь. Ваша комик-группа рассмешила до колик. Но мне пора домой. Проводите меня?
Булгаков. С удовольствием.
Любовь. Но только до двора. Чтобы муж не видел.
Голос. «Все самые важные разговоры происходили у нас на Патриарших прудах», - напишет Любовь в книге «О, мёд воспоминаний». На Патриарших он сделал ей предложение руки и сердца…Наверно, на этом излюбленном месте Любовь предложила Булгакову ввести в роман, из-за которого его станут называть Мастером, главную героиню – Маргариту.
Булгаков. Банга, я купил шампанское и фрукты. Сейчас мы будем кутить!
Любовь. По какому поводу?
Булгаков. В «Недрах» опубликовали «Роковые яйца»!
Булгаков открывает шампанское, разливает.
Булгаков. То ли ещё будет. В редакции мне сказали, что скоро пустят в печать мою «Дьяволиаду»
Голос. Они вместе работали над «Кабалой святош». Белозерская месяцами сидела в библиотеках, переводила французские источники, в которых говорилось о Мольере.
Любовь. Иногда позволяла себя небольшие слабости, отвлекаясь от работы конными поездками или поездками на авто. Обожаю скорость! Вчера была на Воробьёвых горах. Чудом затормозила у самого края кручи. Ещё несколько метров – и полетела бы над Москвой аки ведьма. Только с автомобилем вместо помела.
Булгаков. Банга, прошу тебя: не лихачь.
Любовь. Ты обо мне беспокоишься или об автомобиле?
Булгаков. Конечно, о тебе… (после паузы) И об автомобиле тоже.
Голос. Они много работали. Но часто Любу отвлекали многочисленные звонки.
Звонок. Женщина берёт телефонную трубку, делает вид, что разговаривает. Смеётся. Булгаков недалеко сидит за письменным столом и пытается сосредоточиться.
Булгаков. Банга, так невозможно, ведь я работаю!
Любовь. Ничего, ты же не Достоевский!
Голос. Однажды, когда они уже расстанутся с Мастером, Любовь откроет роман и зальётся слезами, прочитав знаменитый диалог в доме Грибоедова.
Гражданка. Ваши удостоверения?
Коровьев. Приношу вам тысячу извинений, какие удостоверения?
Гражданка. Вы – писатели?
Коровьев. Безусловно.
Гражданка. Ваши удостоверения?
Коровьев. Прелесть моя...
Гражданка. Я не прелесть.
Коровьев. О, как это жалко. Ну, что ж, если вам не угодно быть прелестью, что было бы весьма приятно, можете не быть ею. Так вот, чтобы убедиться в том, что Достоевский – писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение? Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем. Да я полагаю, что у него и удостоверения-то никакого не было! (Бегемоту) Как ты думаешь?
Бегемот. Пари держу, что не было.
Гражданка. Вы – не Достоевский!
Коровьев. Ну, почем знать, почем знать…
Гражданка. Достоевский умер.
Бегемот. Протестую! Достоевский бессмертен!
Голос. Пропустите. Софья Павловна
Коровьев и Бегемот с примусом идут в дом.
Голос. Если бы знала Белозерская, как скоро не станет их семьи. Как сгоревшего дома Грибоедова…
В окнах дома видны языки пламени. Из дверей выскакивает Булгаков и Белозерская, бегут в разные стороны. Гул пожара нарастает.
Сцена 4
В доме горит свет. Слышны голоса, оживлённая речь, смех.
Голос 1. Елена шутила, что их свели не люди, а блины.
Голос 2. В последний день зимы 1929 года их обоих пригласили на масленичные блины к художнику Моисеенко.
Выходят Булгаков и Елена.
Булгаков. Мне туда совсем не хотелось…
Елена. Да и я не горела желанием, но всё же поддалась уговорам. И не зря!
Булгаков. Мне невероятно повезло: нас усадили за столом рядом – рука к руке, сердце к сердцу.
Елена. Думаю, мы не случайно встретились.
Булгаков. Конечно, не случайно. Я сам тебя напророчил себе.
Елена. Когда же, где?
Булгаков. Когда описал рыжеволосую Елену из «Белой гвардии». Это же ты! У вас даже фамилии ваши созвучны: Тальберг – Нюренберг.
Елена. Мой пророк, помнишь, как я попросила завязать распустившийся бантик на рукаве? Им навсегда привязала тебя к себе.
Булгаков. Ты не поверишь, но однажды, во время ночной прогулки, мне повстречался невысокий прохожий в старомодном пальто. И я в нём узнал Гоголя!
Елена. И что сказал Николай Васильевич?
Булгаков. Ничего. Только молча указал на высокий дом с лепниной и богатым декором. И исчез. Позже, когда я провожал тебя после блинного застолья у художника, оказалось, что ты живёшь в доме, на который указал Гоголь.
Елена смеётся.
Булгаков. Почему ты смеёшься? Не веришь мне?
Елена. Вовсе нет. Мне почему-то вспоминалась другая история. Ты получил небольшой аванс и позвал выпить по кружке пива. А из закуски было только два вареных яйца. Тогда поняла, что рядом с тобой ждет меня совсем другая жизнь…
Булгаков. Без соболей, французских духов и бутербродов..
Елена. Но это совсем не напугало меня. С тобой мне всегда интересно и весело.
Голос 1. Однажды он назначил ей, как Любе, встречу на Патриарших…
Булгаков. Муж даёт тебе развод?
Елена. Грозился пристрелить обоих, сказал, что не отдаст детей.
Булгаков. Я поговорю с ним.
Елена. Не стоит. Он уже смирился. И мы решили: старший останется с ним, а младший переедет со мной к тебе.
Булгаков. Я задумал роман… о дьяволе.
Елена. Сумасшедший!
Булгаков. Мы оба – сумасшедшие. (смеётся) Поэтому и сошлись! Идём со мной.
Голос 2. Он взял её за руку и повёл в какую-то странную квартиру. Идя по тёмному коридору коммуналки, они несколько раз с грохотом натыкались на мебель, растревожив жильцов.
Елена. Миша, что это за место? Зачем мы здесь? Ты можешь мне объяснить?
Булгаков (прикладывая палец к губам). Тссс!
Голос 1. Вскоре они оказались в комнате, где их встретили старик и молодой человек. Целый вечер парочка влюбленных просидела в гостях, у камина за шикарно накрытым столом.
Булгаков. Вот так, у пылающего камина, будут сидеть мои герои и пить красное вино…
Они пьют вино, разговаривают, но нам не слышно.
Старик (Елене). Можно Вас поцеловать?
Елена (смеясь). Можно!
Старик. Ведьма! Ой, кажется, я вслух произнёс первое, что пришло на ум.
Все смеются.
Булгаков. Как вы угадали!
Елена. Угадал! Есть такая народная мудрость: «Первая жена – от Бога, вторая – от людей, третья – от дьявола». Я – третья! Остерегайся!
Смеются.
Елена. Самое интересное в этой истории, что ты у меня третий и я у тебя третья.
Голос 2. Они продолжали кутить, разговаривать, шутить, смеяться.
Булгаков (Елене). А ведь они очень похожи на подручных главного героя моего романа. Назову их, скажем, Коровьевым и Бегемотом.
Елена. Этот старичок похож то ли на кота, то ли на бегемота.
Булгаков. Кот Бегемот! Решено – так и назову!
Старик. Ну что, мы вас очень измучили?
Елена. О нет, я готова сидеть с вами до утра.
Старик. Выпьете ещё? (наливает что-то из графина)
Елена. Это водка?
Старик. Помилуйте, королева. Разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!
Булгаков. Они уже величают тебя королевой.
Юноша. Возьмите этот крем, королева. Он чудодейственный.
Елена. Он сделает меня молодой?
Юноша. Вы и так молоды рядом с Мастером. Старуха-травница, подарившая его мне, сказала, что он делает человека невидимым.
Елена (берёт баночку). Нужно взять хотя для того, чтобы проверить его свойства. Как ни грустно, но нужно уходить. Я запомню эту ночь на всю жизнь.
Булгаков. И я.
Юноша. Мастер, напишите о нас в своём новом романе.
Булгаков. Обязательно. Я уже знаю, как он начнётся…
Елена. Жаль, нет ручки или карандаша, чтобы записать.
Булгаков. Карандаш не нужен. Начало романа уже записано.
Елена. Где?
Булгаков (указывая на голову). Здесь. Начал я его так: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках».
Елена. Пойдём же скорее домой. Мне не терпится записать его под диктовку.
Булгаков. Не торопись. Впереди у нас десять лет. Десять самых счастливых лет.
Сцена 5. Эпилог
Всё тот же дом. Из него выходят Булгаков, Тася, Люба и Елена. Слышен звук подъезжающего автомобиля.
Любовь. Звук мотора этого автомобиля мне очень знаком.
Булгаков. Не мудрено. Это именно тот автомобиль, на котором ты едва не полетела над Воробьёвыми горами.
Елена. Мне хотелось бы, как Маргарите, полетать над ночной Москвой. Но не на метле и не швабре.
Булгаков. Зачем же допотопная метла, когда есть современный вид транспорта? Дамы, приглашаю вас на ночную прогулку.
Автомобиль подъезжает к ним. Булгаков галантно открывает дверцу и за руку усаживает всех на заднее сиденье, сам садится рядом с водителем.
Булгаков. Внимание! На взлёт! Куда полетим, мои Маргариты?
Все женщины. В вечность!
Автомобиль поднимается над землёй и летит над сценой, залом, исчезает за кулисами. Занавес.
Свидетельство о публикации №225121601330