Мешок с чужими тайнами. Главы 21-22

 
Глава 21

Как такое может быть? Письмо в почтовом ящике появилось, а «почтальона» не было? Здесь в сверхъестественные силы поверить можно. Конечно же, Лара, как и многие, верила в чудеса, но не до такой же степени.
— А ты и ночное время просматривал? — написала она Владимиру.
— И ночное тоже.
— Тогда остается, что женщина нашла кого-то из ребят моего подъезда и попросила о небольшой услуге. Кто откажется от внезапно упавшей с неба сотни. Но не опрашивать же мне всех мальчишек. Будем считать, что этот «кто-то» пошутил.
Владимир в этом не был уверен, потому что, как известно, в каждой шутке есть доля шутки, а остальное правда. Все дальнейшие вопросы они решили обсудить утром за чашечкой кофе. На следующее день, прихватив с собой ноутбук, и сказав, что она едет по делам на прежнее место работы, Лара поехала на встречу. Владимир уже был в кафе. Перед ним лежала плитка белого пористого шоколада.
— Это тебе, — протянул он шоколадку Ларе. — Ученые говорят, что шоколад повышает уровень эндорфина.
— Особенно, если есть его, сидя на собственной яхте. К слову, у тебя яхта за это время не появилась? — улыбнулась Лара.
— Хорошо, что спросила. Вот вчера только разместил на одном из сайтов объявление о том, что ищу двух человек, готовых присоединиться к бесплатной экскурсии. Вначале мы летим на Мальдивы, после завтрака совершаем круиз на яхте, купаемся в открытом море с дельфинами, обедаем и возвращаемся в отель. Домой вылетаем вечером. Обязательно нужен кто-то с самолетом и яхтой, иначе экскурсия может не состояться, — подыграл ей Владимир.
Поскольку Лара любила кофе без сахара, шоколад пришелся очень кстати.
— Я так понимаю, ты принесла ноут, чтобы я взломал аккаунт Ирины?
— Нет, мы будем смотреть, как проходит фестиваль Нагхол на острове Пентекост.
— Какой фестиваль..? — Владимир не мог понять, говорит Лара серьезно или шутит.
— Ты разве никогда не слышал о фестивале по прыжкам на землю с вышек? Молодые люди обвязывают лодыжку виноградной лозой и прыгают с тридцатиметрового сооружения. Это у них такой ритуал посвящения во взрослую жизнь.
— Может и слышал…Не помню…
— Как вариант – можем виртуально отправиться в Великобританию, в графство Глостершир, и посмотреть состязание по скатыванию сыра со склона холма. Он тоже в мае проходит.
Глядя, как Владимир в недоумении смотрит на нее, Лара рассмеялась.
— Я пошутила. Конечно же, мы займемся аккаунтом Ирины. Ты уже заказал нам кофе?
Владимир отметил, как Лара произнесла «ты уже заказал нам» и в душе поднялась волна нежности. В эту минуту им принесли большие прозрачные чашки, и он увидел, как у Лары распахнулись глаза.
Мужчины, умейте делать женщинам сюрпризы! На подносе стояли две одинаковые порции латте, одна из них - с рисунком. Для Лары. И не с сердечком, яблоком или тюльпаном. На нежной молочной пенке красовалась веточка сакуры. Казалось, что при малейшем дуновении ветерка розовые лепестки цветка оторвутся и полетят, как летят они всегда, когда заканчивается период цветения японской вишни. Рисунок был настолько красивым, что Лара не представляла, как можно вообще прикоснуться к кофе и испортить это великолепие. Она потянулась за мобилкой сделать фото.
— Рад, что тебе понравилось, — произнес Владимир.
— Даже не знаю, как тебя благодарить, — выдохнула Лара.
— Это я должен благодарить тебя за общение.
Для Лары это был шикарный подарок. Как и все Тельцы, она любила что-то необычное, приятное, греющее душу. Такие ощущения у нее были когда-то, когда она впервые попробовала шоколадный массаж, и когда опустила ноги в аквариум с рыбками.
Они поговорили об известных «кофейных» художниках. С Владимиром в этом вопросе Лара была на одной волне. Он также восторгался потрясающими работами корейца Кангбин Ли, который считался мастером «фрагментов классических фильмов» на поверхности латте. Ему было знакомо имя японки Науту Суджи, начавшей использовать разноцветные сиропы, благодаря чему появлялись красочные картины. Он видел в пенке кофе забавных мопсов и лондонский Биг Бен – творения рук Меланни Акино. И был согласен с утверждением, что даже чашка кофе может оказаться запоминающимся произведением искусства. Ларе было жаль портить рисунок, но кофе пить пришлось.
Лара быстро нашла в закладках Ирину Чигирин, далее за дело взялся Владимир. Надо отдать должное, специалистом он был превосходным – через несколько минут они рассматривали фотографии хозяйки странички. Их было не три тысячи, как порой у некоторых, но были. Фотографии прежней счастливой жизни Ирины. Ирина на отдыхе под пальмами, Ирина на фоне Эйфелевой башни, Ирина возле писающего мальчика в Брюсселе, Ирина, сидящая на бивнях слона, Ирина с мужчиной, Ирина с маленьким ребенком, Ирина с ребенком и подругой.
Лара листала фото, машинально отмечая про себя, что не понимает, что она хочет здесь найти и что ее смущает. А ее, действительно, что-то смущало. Вот только что?
Она на пару секунд задумалась, а затем вернулась к снимку на главной странице.
— Тебе тоже показалось это странным? — услышала она голос Владимира.
Если с аватарки на них смотрела Ирина, которая приходила к ее матери (в этом Лара была уверена на сто процентов), то на фото в ленте была вроде бы Ирина, и в то же время не Ирина. Женщина на снимке с ребенком и подругой была выше, чем та Ирина, чье фото она сейчас рассматривала с Владимиром.

Глава 22

— Получается, что Ирина Чигирин – не Ирина? — Лара не могла поверить своим глазам.
Теперь, когда фото можно было увеличить и хорошо рассмотреть, бросались в глаза и другие отличия, еле заметные, но все же — разная форма крыльев носа и бровей, овал лица, грудь. Допустим, если женщина поправилась, а потом сбросила вес, то и грудь станет меньше, с годами может поползти лицо и опуститься брови. Но крылья носа должны остаться прежними. Да и времени прошло не так много, чтобы произошли подобные возрастные изменения.
Было видно, что лже-Ирина старалась быть похожей на хозяйку странички: перенимала ее манеры, сделала себе такую стрижку, как у настоящей Ирины, наверняка переняла манеру одеваться. Можно обмануть людей, которые не очень хорошо тебя знают. Но родную мать не обманешь. Вот почему художница так странно на них посмотрела. Но Сергею разница в глаза не бросилась, вероятно, потому, что он и не рассматривал фото, а взглянул мельком. Муж Лары тоже не очень рассматривает чужие фотографии, полагая, что ему это не нужно. Только лишняя информация. Между тем, очень плохо, когда завистники копируют наш образ: манеру говорить, стиль одежды, жесты, походку, - отметила про себя Лара. - Постепенно такие люди становятся нашим отражением. И тогда удача начинает «путаться» – не понимая, к кому идти.
Выдать себя за кого-то другого — сегодня раз плюнуть. Во время корона вируса люди в социальных сетях так развлекались. Выбирали какую-нибудь известную историческую личность, накладывали грим, подбирали одежду – и не отличить.
— Скажи, — обратилась Лара к Владимиру. — А как наша сиделка могла поставить свое фото на страничке Ирины?
— Ничего сложного нет. Допустим, хозяйка забросила аккаунт, а у твоей сиделки оказался доступ – она узнала логин и пароль. Удалила снимок и на его место поставила парочку своих. Так сказать, разбавила ленту, чтобы сильно себя не утруждать.
— Хорошо, — не унималась Лара. — Но ведь у Ирины Чигирин были друзья, одноклассники, велась переписка.
— И это легко делается. Блокируешь и удаляешь реальных людей, удаляешь переписку с ними, а потом просишься в друзья к незнакомым тебе пользователям. Пишешь им, что рада знакомству, что тебя заинтересовала какая-то статья, или о том, что разыскиваешь свою знакомую по вузу. Тебе ответили, ты задала еще пару вопросов, а потом оставляешь то, что нужно тебе, а лишнее удаляешь. Данные, конечно, на сервере оседают, но это можно узнать, если полиция сделает официальный запрос.
— Жить чужой жизнью в соцсетях? Неужели это кому-то нужно?
— Выходит, нужно. Тебе же время от времени попадаются статьи о брачных аферистах. Когда выпотрошат как липку одну невесту, аккаунт закрывают, и сразу же открывают следующий. Правда, для этого нужна новая симка.
— Но ведь Сергей «узнал» в ней Ирину Чигирин, и документы сиделки видел мой супруг, — не сдавалась Лара. — Нужно отправить Сергею фото, на котором «Ирина» изображена с ребенком и подругой. К слову, а что если воспользоваться программой распознавания лиц, о которой ты уже говорил?
Владимир оказался, что называется, в теме. Создавалась программа, как водится, с благими намерениями – находить преступников в местах большого скопления людей: на стадионах, в аэропортах и на рынках. Самым продвинутым в этом вопросе оказался Китай. Помимо камер распознавания лиц на улицах и проезжей части крупных городов, в парках, метрополитене, именно у них появились первые автобусы, оснащенные приборами для идентификации личности с полным углом обзора. Нажимает специалист на экран, и появляются данные о человеке, начиная с обучения и до кредитных историй. А чего только стоит использование системы при проведении вступительных экзаменов в вузы?
Китайское правительство кинулось защищать биометрические данные своих граждан лишь после того, как численность камер распознавания лиц достигло свыше 600 миллионов. Защищать данные правительство кинулось, только было поздно – пакет ID-фотографий на китайском черном рынке данных, полученных благодаря распознаванию лиц, продавался практически за копейки. Дело дошло уже до того, что сканировать лица посетителей стали требовать зоопарки, что стало причиной громкого судебного процесса.
— Если в Китае человек не должен ни одному банку, не берет кредиты, не состоит в общественных организациях, которые могут контролировать сотрудники спецслужб, если его не может идентифицировать ни одна камера наблюдения, то он автоматически становится объектом повышенного к нему внимания. Читал, что сегодня китайцы создали для полицейских специальные очки, которые могут идентифицировать человека и автомобили.
— Мы все «под колпаком у Мюллера»? — улыбнулась Лара. Правда, ее улыбка в этот раз была довольно растерянной.
— А ты как думала? Разумеется, в каждой стране есть базы данных всех, кто когда-либо привлекался к уголовной ответственности или находится в розыске. Существует и Интерпол со своими базами. Но одно дело, когда есть данные только о преступных элементах, и совсем другое, когда в базе все население страны, начиная с момента рождения и до смерти. А наши популярные приложения? Мы сами сообщаем о себе все даты, выкладываем фото. Неприкосновенность наших данных – сказки для детей, как и облачные хранилища. Но если номер телефона и банковскую карточку мы можем поменять, то цифровой отпечаток лица изменится сам по себе в процессе нашего «взросления» — чтобы алгоритмы перестали нас узнавать по старым фото, может понадобиться более двадцати лет.
— Ты такой умный, — протянула Лара.
— Да это я не сам по себе такой умный, — ответил Владимир. — Просто время от времени читаю умные статьи. Но ты не бери в голову то, о чем я говорил.

Продолжение:


Рецензии