Его Величество вырезуб

       ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ВЫРЕЗУБ

  В аккурат перед нашим носом дорожники перекрыли проезд, и принялись обследовать мост через реку. Бурная весенняя вода вовсю дала о себе знать, кое-где размыв асфальтобетонное полотно. Перед нами встала дилемма: либо разворачиваться и делать многокилометровый крюк, либо подождать на месте, в надежде, что движение вскоре откроют. В силу некой усталости водителя либо вследствие желания большинства пассажиров автомобиля подразмяться, было принято решение оставаться пока на месте. Внук, будучи заядлым рыбаком, тут же достал из багажника рыболовные снасти по побежал подыскивать клевое местечко неподалеку от злополучного моста. Я неспешно поплелся за ним. 
  - В этом году половодье еще то! Не припомню такого! – воскликнул внук и принялся настраивать спиннинг и другие модные побрякушки.
  - Какие твои годы?! Эта самая река в лучшие времена каждые три-четыре года разливалась так, что потом ещё до середины лета вода в низинах стояла. Раньше каждый, кто жил рядом с рекой, имел во дворе лодку. А про болотные сапоги я и не говорю… А сколько рыбы в реке было?! – предался я воспоминаниям юности.
  - Полагаю, что кроме мелочёвки здесь давно ничего нет. На удачу заброшу пару-тройку раз, а там поглядим… – выдал внук и притих.
  Дабы не мешать рыбаку, я направился назад к машине, а оттуда – сразу на солнечную полянку, обдуваемую тёплым весенним ветерком. Именно там спонтанно начал собираться народ из оставленных возле трассы машин.
  Детвора быстро сориентировалась на местности, организовала две команды и начала гонять мячик. Дамы расселись на крутом берегу реки и принялись судачить. Несколько мужчин бесцельно шатались от моста к полянке и обратно. Все, кроме, пожалуй, детей, ожидали скорого открытия трассы.
  - Дед, пойдём скорей со мной! Справочка требуется. – потребовал возбуждённый внук и, как в старые годы, в прямом смысле слова, потянул меня за руку к месту рыбной ловли.
  Как только мы добрались до тихого местечка, он достал из садка уникальную рыбину.
  - Не знаю, что и сказать! Никогда не видел такой и ничего похожего в журналах мне не попадалось… Знаешь такую? Ты же из этих мест. – поинтересовался внук.
  - Как же? Его Величество вырезуб! Собственной персоной. – утвердительно ответил я.
  - Местные так зовут рыбу? А как на самом деле имя красавца? – на всякий случай уточнил внук.
  - Официальный это титул его. Он в нашем детстве был желанным трофеем каждого рыбака, а теперь его практически не сыскать… На что поймал?
  - Блесна… – неохотно ответил внук.
  - Врёшь! Не хочешь говорить как, так не отвечай, но не заливай мне… Не кидается он на блесну, даже на модную. Его лакомство – речные ракушки или двустворчатые. Он хватает их целиком и глоточными зубами давит. Можешь ему в пасть заглянуть, а лучше, их прямо пальцами и пощупать! Именно по их наличию вырезуб безошибочно отличим от ближайших родственников. – констатировал я и приоткрыл вырезубу рот.
  Внук нехотя взглянул в нутро, но палец засовывать в рыбью глотку наотрез отказался.
  - Всех их переловили?! Что с ними стряслось?! – вдруг заинтересовался судьбой редкой рыбы внук.
  - Повылавливали много, хотя это и непросто. Рыба пугливая, может долго лежать на дне без движения… Помню, как на моих глазах ракушки в реке меньше стало, стало быть, кормовая база его иссякла. Она ведь любит быструю и чистую воду, как, кстати, и сам вырезуб. Грубое вмешательство человека в естественные процессы, загрязнение воды и прочие проблемы… Какую только рыбу мы полностью либо частично не потеряли за мою не самую длинную жизнь!
  - Вкусный он? – уточнил внук.
  - Очень! Рыба, питающаяся моллюском, заметно отличается от любой другой. Раньше этим трофеем мы сами лакомились или держали некоторое время в качестве ценного подарка. Помню, как однажды привез начальнику белугу с Волги и вырезуба вяленого с Дона. Он тогда долго их разглядывал...  Кстати, белуга также любит баловаться моллюском.
  - Наверное, теперь, как и белуга, вырезуб – краснокнижный вид? – с некоторой опаской в голосе уточнил внук.
  - Точно! Так что выпускай красавца на волю! Ему ещё предстоит выполнить своё предназначение, а людям – ни в коем случае ему не мешать! Медведица – одна из главных нерестовых рек для вырезуба среди всех притоков Дона. Идет он сюда тысячелетиями, следуя зову предков, на нерест. А за ним по весне столетиями тянулся на реку медведь, а чуть позже, и человек. Нужно так научиться управлять биологическими и иными процессами, чтобы и наше поколение знало и вкушало то, что здесь издревле водилось и еще пока водится, и внуки наши, и правнуки. А так… Получается одно вредительство!
  - Расфилософствовался ты, дед! Женщины машут руками, видно дорогу на Москву открыли. Погнали…


Рецензии