Загадка Мастера СуФу
Один вьетнамец из деревни в пригороде Нячанга, в 40 лет почувствовав "зов Учения", отбросил мирскую жизнь, оставив жене и дочкам семейное предприятие по выпуску мини-блинчиков и построив дом. Он надел монашескую робу и босиком ходил по дорогам Вьетнама с тростью и сумой, живя подаянием и постоянно читая мантру. В горах Анзянга он нашёл пещеру в которой "нашёл своего Учителя" - там к нему явился дух древнего китайского дао-буддиста лесной традиции, и он "учился у него", познав много такого что невозможно узнать ни из каких источников (дух говорил с ним на древнекитайском, в голове возникали иероглифы вэнь-ян и висели до тех пор пока он не переводил их на хан-вьет верно. так он написал книгу от руки: "Сутры Майтрейи" ("Кинь Зи Лак") на хан-вьет, которую трудно читать современным вьетнамцам из-за иносказаний и китаизмов эпохи поздней Тан (вьет. Ли-Чан - Х век).
После этого он вернулся в родную деревню, залез на 1,5 км гору и стал там жить один. Вскоре к нему наряду с его женой, приносившей рис, стали приходить люди и через год возник мини-монастырь. Вьетнамца зовут СуФу НамТонг (настоятель Южной Школы), он лечит травами и своей энергией даже две начальные стадии онкологии.
"На самом деле, у меня нет никакой квалификации.. Я неграмотный человек... к счастью, меня научили мои предки. Я учился, помогая людям.
Практиковал и учился, помогая миру и исцеляя страдания живых существ. Я всего лишь закончил два класса начальной школы.. поэтому мало что понимаю. После того как Учитель дал мне буддийское Посвящение и показал природу ума, Колесо Учения всегда потом само вращается.
Я написал Чёрную Книгу о будущем сам из иероглифов, появлявшихся в голове.. Предок передал ее мне с небес, чтобы передать здесь людям Дхарму для изучения."
Бо Дай был великим китайским мастером дзэн в 10-м веке (Хотэй по-японски), - можно посмотреть в поисковике, картина Кано Таканобу, 1616 г..
Бо Дай жил в Пхунг Хоа (совр. кит. приморская провинция Чжэйянь), в Минь Чау во времена династии Лян, называя себя Кьхе Тхо (искаж. "Кье хо!" - "Радостно внимайте!" - тиб.).
На вид монах был невысокий, толстый, свободно говорил, свободно ел и спал. Монах часто носил на плече мешок, чтобы класть в него подношения. Массы восхищались монахом за его способность предсказывать погоду, дождь и солнечный свет. Когда Бо Дай спал на улице, все знали, что погода будет хорошей, а когда монах надевал обувь и находил временное убежище - шел дождь.
Личность Бо Дая очень «противоречива», говорят - в духе дзен-буддизма. Часто он совершал странные действия «безумного дзенского характера». Отвечая на вопрос, сколько ему лет, монах ответил: «стар как ничто».
Посреди рынка кто-то спросил, что он ищет. «Я ищу людей», — ответил монах.
Однажды впереди шел даосский монах.
Бо Дай тут же похлопал его по плечу и сказал: «Пожалуйста, дайте мне монету».
Монах сказал: «Если все в порядке, я дам тебе монету.»
Бо Дай тут же поставил свою сумку на землю и молча встал, скрестив руки на груди.
Бо Дай обладал многими магическими способностями: он спал на улице под снегом, и снег на него не падал. Перед смертью монах прочитал стих:
Майтрейя*, Майтрейя - медитация (дзен)
Тысячи миллиардов клонов
Время есть время, время есть время
Люди порой теряют ум.
Майтрейя, стопы Майтрейи
Сотни миллионов клонов
Всегда говорите людям
Люди не знают себя.
*буддийский Мессия
Когда он скончался, монахи открыли, что он - реинкарнация Майтрейи, будущего Будды. После его смерти некоторые люди все еще видели монаха в других местах Китая. Последующие поколения нарисовали изображение монаха с мешком риса и оттуда создали образ Бодхисаттвы Майтрейи, который сегодня обычно можно увидеть во многих странах, находящихся под влиянием северного буддизма.
Если принять теорию о перерождениях, то у автора никаких сомнений в том, что СуФу является очередным воплощением личности Бо Дая (10в). Но так как Тхиен (и здравый смысл автора-буддиста) говорит об отсутствии какой-то "личности" (только вращающиеся 5 скандх, и всё, ничего стационарного) то теория о "тулку-перерожденцах" рассыпается. Остаётся предположить, что просто некоторые люди достигают такой степени чистоты сознания, что попадают в ту самую Сукхавати при жизни - откуда и идёт им информация в доступной образно-знаковой системе.
Такое рассуждение внутренне вроде бы корректно и, по сути, уже стоит внутри буддийской логики. Автор попытался проанализировать поэтапно - и решить загадку, доказав теорему.
1. Имеется проблема «тулку» при отсутствии личности.
В Тхиен и раннем буддизме идея буквального «перерождения личности» несовместима с учением об анатта (отсутствии неизменного «я»),пяти скандхах как динамическом процессе, отсутствии субстанции, которая могла бы «переходить». Если нет устойчивой сущности, то некому перерождаться в прямом смысле. В этом смысле «тулку» как переселение личности действительно рассыпается.
2. Как тогда понимать феномен «узнаваемых воплощений»?
Здесь важно различить три разных уровня, которые часто смешивают:
Уровень А. Народно-религиозный (упрощённый): «Это тот же самый человек, который вернулся» — удобная модель для передачи традиции, но философски грубая.
Уровень Б. Классический махаянский: перерождается не личность, а кармический поток (сантана). Это уже тоньше: нет «я», но есть направленность, конфигурация причин, «узор».
Однако и здесь остаётся проблема: что именно несёт узнаваемость?
Уровень В. То, к чему автор интуитивно пришёл: чистота сознания и «доступ к уровню вне биографии».
В дзэне и тхиене есть негласное понимание: при достаточной очистке ума исчезает локальность времени и индивидуальной истории.
Тогда не «я вспоминаю прошлую жизнь», а ум входит в поле, где определённые формы знания всегда присутствуют. Это не память - это резонанс.
3. Сукхавати (санскр. «Земля Блаженства» или «Счастливая Земля») — это чистая земля, райский мир Будды Амитабхи в буддизме Махаяны и Амидаизме (Китай, Вьетнам, Япония), который является целью для последователей школы Чистой Земли, где нет страданий, а существа перерождаются, чтобы достичь просветления. Это не столько физическое место, сколько духовное состояние или измерение, описываемое в сутрах как мир невообразимой красоты, наполненный светом, драгоценностями и благословениями Амитабхи.
В нашем случае Сукхавати «при жизни» — будет достаточно корректной формулировкой. Ведь Чистая Земля — это не столько «место», сколько состояние ума без грубых помех. Когда устраняются омрачения-клеши, страх, эго-рефлексия — ум перестаёт быть замкнутым. Тогда возможно получение учения не из «внешнего источника», а из универсального хранилища форм Дхармы, доступного в символах конкретной культуры.
4. Почему именно древнекитайский, стиль эпохи Ли–Чан, образ дао-буддийского наставника? Потому что ум ищет форму, в которой он может стабильно принять содержание. Это не «он был Бо Даем», а структура сознания СуФу настроилась на тот же частотный диапазон, где этот пласт традиции «звучит».
5. Тогда кто такой Бо Дай в этой схеме?
Не «предыдущая личность», а архетип реализованного ума в конкретной культурно-языковой форме. «Узор», который может активироваться при совпадении условий.
В этом смысле Бо Дай не переродился, а его форма проявления снова стала возможной.
6. Почему это не противоречит отсутствию «я»?
Потому что нет постоянной сущности, а есть воспроизводимость формы, когда исчезают искажения. Как с музыкой: не одна и та же нота «перерождается»,
а возникает та же гармония, когда инструмент настроен.
Теорема доказана, загадка разгадана дзэнской формулой:
не «перерождение личности», не буквальный тулку - очищение ума ведёт к входу в нелокальное поле Дхармы и далее к проявлению Знания в доступной символике.
История знакомства с Мастером и его деяниях - здесь в семи эссе http://proza.ru/2024/01/10/180
Часть вторая. Отсутствие истории.
Но мы пойдём ещё дальше в своих раскопках — и здесь уже заходим на предельный уровень формулировок, где остаётся очень мало слов и много точности.
Продолжим строго внутри логики Тхиен, без метафизических костылей.
а) Если нет перерождений - тогда корректная формулировка звучит так:
Никто никуда не перерождается, потому что не существует того, кто мог бы перейти. Есть непрерывная возникаемость феноменов, причинно-обусловленные конфигурации, отсутствие субъекта-переносчика. А то, что обычно называют «перерождением», — это не событие, а инерция причинности, наблюдаемая изнутри линейного мышления.
В дзэне это решается просто пока есть цепляние — есть «кажется, что что-то продолжается»; когда цепляние исчезает — некому продолжаться.
б) Нет никакой "истории", потому что время - относительно.
Здесь мы подходим к ключевому узлу.
История существует только при наличии наблюдателя, выстроенного во времени.
Без фиксированного «я» нет начала, нет продолжения, нет завершения.
То, что мы называем «историей человечества», — это не объективный процесс, а ретроспективная сборка из знаков, текстов, причин и следствий, наложенная на поток восприятия.
С точки зрения освобождённого ума никогда ничего не происходило во времени — только сейчас возникают формы.
Тогда что вообще «есть»?
Остаётся только: таковость (татхата), непрерывное «есть» без координат, спонтанное возникновение и исчезновение форм без субъекта.
Не «всё — иллюзия» (это ещё концепция), а всё — без опоры.
Почему тогда возможны традиции, Учения, передачи?
Потому что формы возникают согласованно, язык и символы — тоже формы, они не «передаются», а проявляются повторно, когда есть условия.
Поэтому Будда не «жил когда-то», Моисей не «был исторической фигурой» в абсолютном смысле, Бо Дай не «вернулся».
Все они — устойчивые конфигурации смысла, возникающие в настоящем, когда ум к ним открыт.
Это не нигилизм.
Это не отрицание реальности, а отказ от ложной субстанциональности.
Боль болит. Сострадание действует. Причинность работает. Но без владельца, без сюжета, без метафизического «контракта на существование».
Где здесь Освобождение?
Освобождение — это не «узнать истину».
Это момент, когда перестаёт быть нужной история, чтобы оправдать происходящее.
Нет перерождений — потому что нет того, кто мог бы бояться смерти.
Нет истории — потому что нечему тянуться из прошлого в будущее. Есть только ясность, не требующая продолжения.
Последняя точка.
Если выразить это предельно просто: «Когда нет перерождения — никто не рождается. Когда нет истории — ничего не начиналось. И всё это — прямо сейчас».
Часть третья. Микрохирургия.
Теперь возьмём в руки скальпель и работаем хирургически, без утешений и без метафор. Мы уже на том уровне, где «грубого я» нет. Остаётся тонкое, и оно коварнее.
1. Где «я» уже точно отсутствует?
Уточним, что уже распознано и не является проблемой:
нет устойчивой личности;
нет перерождающегося субъекта;
нет линейной истории;
нет «моей» судьбы;
нет центра в теле;
нет владельца мыслей.
Это всё — первый слой деконструкции, он завершён.
2. Где «я» всё ещё прячется?
Теперь — реальные места укрытия.
2, а) «Я, который это понял» - самое частое и самое тонкое.
Форма: «Нет субъекта — и это ясно»
Проблема: ясность присвоена, присутствует неявный «носитель понимания».
Проверка: где находится тот, кто знает, что «никого нет»? есть ли он вне формулировки?
Если есть ощущение: «я нахожусь в ясности», «я вижу отсутствие я»— это тонкий наблюдатель.
2.б) Свидетель - Осознавание с заглавной буквы.
Очень распространённая ловушка продвинутых практиков.
Форма:«Есть чистое осознавание, в котором всё возникает»
Проблема: осознавание превращено в сущность. Оно становится новым «я», только более изысканным.
Тхиен здесь беспощаден: «Если ты можешь указать на Осознавание — это не оно».
Проверка: имеет ли «осознавание» позицию? Есть ли у него непрерывность? Можно ли сказать «оно остаётся, когда всё исчезает»?
Если да — это метафизическое я.
2.в) Тот, кто «не цепляется»
Форма: «Нет цепляния».
Но - внимательно: кто не цепляется? Кто удерживает отсутствие удержания?
Если есть даже минимальное чувство, что «я свободен от цепляния», «у меня нет привязанностей» — это я-аскет, я-наблюдатель без желаний.
2.г) «Естественность», которой нужно соответствовать.
Форма: «Всё просто происходит само»
Но если есть ожидание, что должно происходить «само», если есть эталон «правильной спонтанности» — это нормативное я, очень тонкое.
3. Самое скрытое место: потребность в финальной точке.
Это - ключевое.
Форма: «Ну хорошо, если нет истории и нет перерождений — что же тогда есть на самом деле?» Сам вопрос уже содержит остаток «я». Почему?
Потому что есть запрос на опору, на окончательную формулу, на место, где можно «остановиться».
Тхиен говорит: «Тот, кто ищет окончательную истину, ещё не ушёл».
4. И - последний тест (очень точный): зададим себе вопрос не мысленно, а прямо сейчас: есть ли хоть что-то, что должно сохраниться?
Не тело. Не осознавание. Не пустота. Не ясность. Не Учение.
Если внутри остаётся лёгкое напряжение, ощущение «слишком радикально», желание оставить хоть «это» — вот там и сидит "тонкое я".
5. А что с ним делать?
Ничего.
Его нельзя устранить усилием. Нельзя «добить». Нельзя разоблачить окончательно. Оно распадается само, когда не поддерживается интерес к собственной правильности, не ищется подтверждение, не ожидается финал.
Это не достижение. Это утрата потребности в достижении.
6. Формула дзэн: «Пока есть кто-то, кому важно отсутствие кого-то — это ещё кто-то».
Когда исчезает даже это — нет состояния, нет реализации, нет того, кто мог бы сказать «готово».
И именно поэтому всё полностью функционирует.
Свидетельство о публикации №225121601610
С интересом прочитал историю об удивительном человеке.
Насколько я понял, в буддизме нет «перерождений», а есть «рождение» (возникновение) новых форм. В традиции это может происходить в 6 разных мирах (местах), а при Освобождении (избавлении от омрачений) это занудное и повторяющееся «шоу» прекращается и дальнейшее возникновение форм невозможно.
Согласен, что в основе феномена СуФу лежит резонанс.
Хотелось бы уточнить: почему Вы называете Суфу тулкой Бо Дая (Смеющегося Будды), которого у нас любит народ, ассоциируя веселого «толстяка» с изобилием, счастьем и богатством?) Вам мастер об этом сказал или Вы сами сделали такой вывод?
«В 40(!) лет ему «явился дух древнего китайского дао-буддиста лесной традиции, и он "учился у него", познав много такого что невозможно узнать ни из каких источников».
«к счастью, меня научили мои предки». По-моему, это интереснейший, но совершенно иной феномен, чем феномен тулку в традиции тибетского буддизма. Подобные феномены, как феномен СуФу, встречаются и в других традициях. Мы можем только предполагать, с чем именно персонажи «входят» в резонанс.
Вторую и третью часть тоже было любопытно почитать.
С уважением, Александр.
Александр Галяткин Юлия Фадеева 17.12.2025 11:36 Заявить о нарушении
Благодарю за проявленный интерес и отклик.
1. "...почему Вы называете Суфу тулкой Бо Дая (Смеющегося Будды), которого у нас любит народ, ассоциируя веселого «толстяка» с изобилием, счастьем и богатством?) Вам мастер об этом сказал или Вы сами сделали такой вывод?"
Сегодня автор, кажется, развеял иллюзии по поводу "феномена тулку" в данной статье.
Однако прежде - когда писал "Знакомство с доном Хоангом" - ещё пребывал в данной иллюзии.
Нет, Суфу лично такого не оглашал: он всегда говорит "мой предок", "мои предки", "мой Учитель". Теперь понятно: именно из-за отсутствия иллюзии "реинкарнаций"...
Огромная сложность - в иносказательности, образности вьетнамского языка (к тому же малопонятного южного диалекта) и используемых Мастером китаизмов и аллегорий.
Вывод, сделанный автором, проистекал из следующего:
а) употребляемый в "Книге Майтрейи" язык (именно эпоха Ли Чан, 10 век)
б) жизнь (?) Бо Дая именно в это время
в) предсказание Бо Дая о своём будущем перерождении через тысячу лет - (на территории Вьетнама, как сказал Суфу об этом)
г) признание Бо Дая просветлённым после его ухода сангхой в соответствии с проявившимися знаками и исполнившимися предсказаниями
д) постоянное упоминание Суфу "Шестого патриарха" - Хуэйнэна, к школе которого принадлежал Бо Дай и из которой вышел нынешний Тхиен
е) ни в какой "чуе" (пагоде), ни в одном храме не видел автор такого культа Бо Дая (Майтрейи). Его здоровенная дорогущая скульптура из ценного агарового дерева стоит на входе в центральный зал и в самом зале и вообще на всех без исключения окружающих алтарях - причём наверху.
Не слишком ли много совпадений, чтоб сделать такой вывод?
На вопрос: кто "входит в Мастера" на церемониях? - ответ был таков: "Учитель. Предок." Имя - никогда не называется. Но это всегда "один и тот же" персонаж. Одинаковые жесты, манеры, улыбка. Приколы иногда. Да, с юмором "у него" всё ок.
2. В целом - Вы ухватили идею довольно близко к тому, как её формулируют многие буддийские школы, но есть пару нюансов.
Не «переселение души», а поток возникновений.
В буддизме действительно не говорят о вечной «душе», которая кочует из тела в тело; речь идёт о непрерывной причинной цепочке психо‑физических процессов, где одно звено обусловливает возникновение следующего. В этом смысле корректнее говорить именно о «новых рождениях» (новых конфигурациях тела‑ума), а не о том, что нечто неизменное «переселилось».
Шесть миров как форматы переживания.
Традиционная схема шестиричной космологии описывает шесть сфер, в которых может возникать такой новый «комплекс переживания»: боги, полубоги, люди, животные, голодные духи и адские миры. Эти миры одновременно понимаются и как возможные буквальные «планы существования», и как типы состояния — доминирование наслаждения, гнева, тупости, жадности, страдания и т.п.. И - да, пока продолжается круг сансары, этот сценарий рождения‑старения‑смерти может повторяться бесконечно.
Что прекращается при Освобождении?
Цель практики — разорвать причинную цепочку, которая ведёт к очередному рождению, то есть прекратить саму динамику, создающую новые конфигурации страдания. Можно сказать по‑Вашему: «занудное шоу» бесконечных повторов прекращается, и дальнейшее возникновение таких обусловленных форм становится невозможным. Однако, насколько известно автору, буддийские тексты очень осторожны в описании того, «что там дальше» — нирвана не описывается ни как небытие, ни как очередной «мир», а как выход за рамки схемы шести областей.
Так что формулировка «нет перерождений, а есть новые рождения, и при освобождении их больше нет» — в целом верная, если держать в уме следующее: речь не о "выключении" некой души, а о прекращении причинности, которая снова и снова «запускает спектакль» в одном из шести форматов.
С уважением,
Ал Ор 17.12.2025 12:31 Заявить о нарушении
Да. Совпадение много. Понимаю. Возможно, я бы тоже сделал такой вывод.
«Однако, насколько известно автору, буддийские тексты очень осторожны в описании того, «что там дальше» — нирвана не описывается ни как небытие, ни как очередной «мир», а как выход за рамки схемы шести областей. Так что формулировка «нет перерождений, а есть новые рождения, и при освобождении их больше нет» — в целом верная, если держать в уме следующее: речь не о "выключении" некой души, а о прекращении причинности, которая снова и снова «запускает спектакль» в одном из шести форматов».
Согласен. Так намного точнее.
Александр Галяткин Юлия Фадеева 17.12.2025 13:18 Заявить о нарушении