Элбуза и Эльбрус имена сакральной горы
В предыдущем разделе было рассмотрено сопоставление чеченского дукъ / даккъаш и шумерского DU.KU как сакрального хребта — пограничного пространства между небом и организуемым миром. Показано, что в обеих традициях данный элемент ландшафта выполняет функцию космологической оси, на которой начинается процесс упорядочения мира. Настоящий раздел развивает этот анализ, обращаясь к теонимическому аспекту той же модели, зафиксированному в выражении «Элбузан лама даккъашка».
Ключевая строка вайнахского мифа — «И шиъ доьссира стиглара Элбузан лама даккъашка» («И эти двое спустились с неба на горные хребты Элбуза») — локализует акт нисхождения небесных существ не просто на хребтах (даккъаш), но на хребтах, имеющих собственное сакральное имя. Тем самым в мифе фиксируется не только пространственный, но и теонимический уровень космологической модели: место нисхождения соотнесено с конкретным именем, содержащим указание на божественное начало.
Название Элбуза может быть интерпретировано как сложное образование, включающее два семантических компонента: Эл / Эла — «Бог» и буза — «заход, закат». В чеченском языке корень буза- устойчиво связан с представлениями о заходе солнца, пределе и завершении цикла (ср.: малх бузу хан — «время захода солнца», малх чубузар — «заход солнца»), а в переносном значении — с концом и границей. В этом смысле Элбуза может быть понято как обозначение пограничной зоны, где небесное действие достигает предела и переходит в акт космологического оформления мира.
Такое понимание оказывается показательным в свете шумерской традиции, где DU.KU (Duku) выступает не как географическая гора, а как сакральное место, связанное с Энлилем и функцией утверждения божественного решения. В энлилевских гимнах подчёркивается, что именно в Duku формируется порядок и откуда распределяются судьбы мира (Lambert 2013). Тем самым Duku и даккъаш Элбуза демонстрируют сходную функцию: оба пространства являются точкой перехода от небесного замысла к упорядоченному космосу.
Дополнительную глубину данному сопоставлению придаёт анализ эволюции божественных имён. Шумерский Энлиль (EN.LIL) в ранних традициях сохраняет сложную структуру имени, восходящую к дописьменному этапу, в котором божественное ещё не полностью отделено от природных и материнских начал. В последующих аккадской и западносемитских традициях наблюдается редукция этого имени до форм El / Il, закрепившихся как универсальные обозначения Бога в патриархальной модели. Аналогичный процесс прослеживается и в чеченском материале, где древние теонимы демонстрируют постепенное вытеснение материнского форманта На / Нана патриархальным обозначением Эл / Эла.
В этом контексте Элбуза может рассматриваться не только как топоним, но и как лексический реликт переходной эпохи, в котором сохраняется пространственно-космологическое осмысление Бога как силы, действующей через предел и границу. Формальное и семантическое сходство названий Элбуза, Эльбрус и иранского Алборз (Эльбурз) — при отсутствии общепринятой и убедительной этимологии последних — позволяет предположить их принадлежность к одному древнему ономастическому слою, связанному с представлением о сакральной горе или хребте как месте утверждения космического порядка. Учитывая, что районы Алборза в древности входили в зону расселения хуррито-урартских племён, связь которых с нахскими языками и культурами широко обсуждается в научной литературе, данная параллель может отражать общий архаический культурный субстрат, а не результат изолированных заимствований.
Следует подчеркнуть, что проведённый анализ основан на разборе одной, на первый взгляд лаконичной строки мифологического предания. Однако именно такие формулы, относящиеся к наиболее архаическому слою традиции, часто концентрируют в себе сложные космологические и теонимические представления. Выражение «Элбузан лама даккъашка» демонстрирует, что уже в пределах одного мифологического высказывания могут быть зафиксированы пространственная модель мира, функция сакрального хребта и связанный с ним образ божественного начала. Это позволяет рассматривать данный фрагмент не как изолированный образ, а как ключ к дальнейшему анализу других элементов предания, в которых аналогичные структуры и смыслы могут быть раскрыты более полно. Тем самым настоящее исследование обозначает лишь начальный этап интерпретации, предполагающий последующее обращение к следующим формульным выражениям и мотивам чеченского мифологического предания в сопоставлении с древневосточными космологическими моделями.
Изложенные в тексте выводы и интерпретации следует рассматривать как авторскую гипотезу.
Ber's Erk Neberu
Фото: Tamara Taisumova (используется с разрешения автора)
Свидетельство о публикации №225121601655