Нетрадиционные подходы к созданию БПЛА
Современные беспилотные летательные аппараты (БПЛА) достигли высокого уровня эффективности, но их стоимость и энергозатраты ограничивают масштабируемость. Предлагается революционный подход к проектированию БПЛА, основанный на природных принципах, массовом производстве и радикальном снижении себестоимости — до 500 рублей за единицу. Такие аппараты станут доступны не только армии, но и гражданским пользователям, открывая новые горизонты в мониторинге, логистике и безопасности.
1. БПЛА по принципу парения хищных птиц
Хищные птицы — кондоры, ястребы, коршуны — способны часами парить в воздухе, не расходуя энергии, за счёт улавливания восходящих воздушных потоков. Предлагается воспроизвести этот механизм в БПЛА, используя:
• Аэродинамические формы: воздушные змеи, мини-планеры, парашютные системы с управляемыми условными кончиками условных крыльев.
• Искусственный интеллект (ИИ): алгоритмы, анализирующие направление и силу потоков, и автоматически корректирующие положение аппарата.
• Пассивное управление: энергия от воздушных потоков управляется\используется, и передается (в т. ч. приводом на механические системы (например, скрученные пружины, подобные механизмам часов)) на управляющие элементы — стропы, рули, консоли крыльев.
Такие БПЛА могут находиться в воздухе часами, практически не расходуя энергию, и выполнять задачи подавления\перегрузки ПВО, мониторинга, ретрансляции данных или маскировки.
2. Сверхнизкая себестоимость и массовое производство
Ключевая инновация — производство БПЛА как массового товара, аналогично производству защитных масок в период пандемии. Тогда себестоимость масок из нетканого полотна составляла 2-3 рубля за штуку при массовом производстве на автоматизированных линиях. Аналогично, предлагается:
• Серийное производство на поточных линиях, способных выпускать миллионы единиц.
• Использование дешёвых материалов: плёнка, фольга, композитные нити, лёгкие каркасы.
• Целевая цена — 500 рублей за БПЛА, что делает их расходным материалом, а не дорогостоящим оборудованием.
3. Военное применение: маскировка и помехи
Дешёвые БПЛА могут стать мощным инструментом в электронной и тактической войне:
• Ложные цели: БПЛА из отражающей фольги имитируют радарные цели, вводя в заблуждение системы ПВО.
• Глушилки и ретрансляторы: аппараты с миниатюрной электроникой создают помехи или передают координаты.
• Доставка снарядами: такие БПЛА могут быть выброшены в воздух из реактивных систем залпового огня или артиллерии, раскрываясь на высоте и начиная парить.
Благодаря низкой стоимости, их можно использовать массово — тысячи аппаратов создадут “облако помех”, перегружающее ПВО противника.
4. Гражданские применения: мониторинг и связь
Те же технологии открывают огромные возможности в мирных целях:
• Мониторинг лесных пожаров: дешёвые БПЛА с датчиками температуры и дыма могут размещаться в уязвимых зонах и передавать данные в реальном времени.
• Контроль транспортных развязок: воздушные змеи на оптоволоконном тросе способны месяцами висеть в воздухе, питаясь по проводу и передавая видео.
• Экологический мониторинг: отслеживание миграции животных, загрязнения воздуха, состояния сельхозугодий.
Такие системы в десятки раз дешевле традиционных дронов и могут развертываться массово.
5. Вертикальный взлёт и эффективный крейсерский полёт
Предлагается рассмотреть вопрос развития концепцию беспилотных аппаратов с вертикальным взлётом и посадкой, сочетающих:
• Пропеллеры для вертикального взлёта и посадки (как у дронов).
• Несущее крыло для горизонтального полёта (как у самолётов).
Это обеспечивает:
• Большую грузоподъёмность.
• Меньший расход энергии на крейсерском этапе.
• Возможность эксплуатации без взлётно-посадочных полос.
6. Беспилотные гидросамолёты
В регионах, где населённые пункты расположены у водоёмов, а аэродромов нет, беспилотные гидросамолёты становятся идеальным решением. Предлагается:
• Беспилотные гидросамолёты с автоматическим взлётом и посадкой на воду.
• Огороженные акватории как “аэродромы” для БПЛА.
• Автоматическое швартование к причалу с передачей груза или данных.
Такие системы особенно эффективны для доставки медикаментов, почты, оборудования в удалённые посёлки.
7. Аппараты легче воздуха: дирижабли и стратостаты
Рассмотреть беспилотные дирижабли, воздушные шары и стратостаты как экономически выгодную альтернативу традиционным БПЛА:
• Массовое производство на специализированных “чёрных заводах”.
• Снижение стоимости в десятки раз по сравнению с аналогами.
• Сверхнизкая стоимость перевозки единицы груза на единицу расстояния.
• Длительное пребывание в воздухе — дни, недели, месяцы.
Применение:
• Долговременный мониторинг (погода, границы, леса).
• Ретрансляция связи в труднодоступных районах.
• Доставка тяжёлых грузов в зоны бедствий.
8. Технологическая основа: машинное зрение и прогнозирование потоков
Консультации с Центральным парашютным институтом в Москве подтвердили: уже существуют системы, использующие машинное зрение для прогнозирования воздушных потоков. Они анализируют:
• Рельеф (овраги, склоны).
• Поверхность (чёрные поля, подсолнечники, асфальт), которая по-разному нагревается и создаёт потоки.
Эти данные позволяют БПЛА заранее выбирать траекторию, чтобы попасть в восходящие потоки, как это делают птицы.
Проект предлагает новую парадигму развития беспилотной авиации:
• От дорогих, энергозатратных систем — к сверхдешёвым, пассивным, массовым БПЛА.
• От единичных аппаратов — к облачным, роям из тысяч единиц.
• От ограниченного применения — к всестороннему использованию в военных, гражданских, экологических и логистических задачах.
Реализация этого подхода потребует:
• НИОКР в области аэродинамики и ИИ.
• Настройки автоматизированных производственных линий.
• Создания нормативной базы для массового применения.
Но результат — доступные, эффективные, устойчивые беспилотные системы, способные революционизировать авиацию, безопасность и экологию.
Заслуженный экономист России
Председатель экспертного совета предпринимателей
Торгово-промышленной палаты г. Набережные Челны Е.Л. Гольдфайн
©Евгений Львович Гольдфайн, г. Набережные Челны, Республика Татарстан, Россия, 16.12.2025. ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ. Свидетельство о публикации http://proza.ru/2025/12/16/1680 №225121601680
Свидетельство о публикации №225121601680