Слово, преломлённое в кристалле звука...

«Слово, преломлённое в кристалле звука» 
О творчестве Ирины Одарчук Паули

В эпоху раскола искусств Ирина Одарчук Паули восстанавливает древнее единство слова и звука — не как дань традиции, а как акт художественного сопротивления забвению. Её поэзия и музыка — не соседствуют, а рождаются одновременно из одного источника: памяти как физической субстанции.

В её операх — от «Восстания» до «Станции Любани» (премьера — 7 декабря 2025) — текст никогда не служит пояснением к музыке. Наоборот: фраза «Холод — это отсутствие связи» в опере «Эти деревья не растут на холоде» становится звуковой установкой: хор, разнесённый по каналам пространственной акустики, поёт изолированно, создавая физическое ощущение отчуждения. Слово здесь — не метафора, а акустический закон.

Её стихи — партитуры молчания. Обрывы, повторы, пробелы вместо знаков — это не авангард, а точная нотация утраты: так выглядит голос на изношенной магнитной ленте. Читатель, как и слушатель, вынужден додумывать пропущенное, становясь соавтором восстановления памяти.

Особую силу синтез обретает в работе с языком. Славянские напевы, латынь, цифровые коды — всё это у Одарчук Паули функционирует как спектральные зоны: каждый язык имеет свой тембр, свою частоту. В «Огненной Лошади» хор поёт «Пламя! Ignis! Огонь!» одновременно — создавая иконостасный образ огня, где земное, космическое и мифологическое сливаются в свет.

Время у неё — не линия, а сфера. Полевые записи детских голосов, звуки станции Любани, шум ветра — не «архив», а живые участники драматургии. Прошлое и будущее существуют здесь и сейчас, как обертоны одного звука.

Её искусство — не для уха или глаза. Оно — для всего тела времени. И в этом — его редкая, почти мистическая цельность.


Рецензии