О вертикали и горизонтали
С большим интересом прочла статью.
Автор пишет:«Даже прогрессивная по целям реконфигурация власти воспроизводит ту же ЛОГИКУ концентрации».
Тезис станет строже и, возможно, ближе к истине, если сказать: опасность заключается не в том, что «та же» логика воспроизводится, а в том, что любая новая структура, даже самая прогрессивная, ГЕНЕРИРУЕТ свою собственную, НОВУЮ логику концентрации и упрочения вертикали власти, и отчуждения горизонтали. ПРЕДУГАДАТЬ это заранее невозможно. Потребуется «постоянная политическая борьба» против этой новой, СПЕЦИФИЧЕСКОЙ логики.
Подтверждение этому политическому фатализму, предрешённости исхода революционной борьбы, я нахожу в революционной ПРАКТИКЕ большевиков.
Ключевая диалектика любой революции: её НАЧАЛО питается ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ энергией народного движения, а её печальным ИТОГОМ чаще всего становится стабилизация в виде новой ВЕРТИКАЛИ власти.
Революция начинается с идеи преодоления старой, отчуждённой вертикали. Эта идея обращается к широкой горизонтали — «народу», «трудящимся», «нации». Её сила — в обещании радикальной демократии, прямой власти низов, горизонтального братства и справедливости. Энергия протеста и солидарности образует мощное горизонтальное поле.
Ленин рассматривал философию, политическую теорию и революционную практику как неразрывное целое. Для него отказ от материалистической ДИАЛЕКТИКИ в теории неминуемо вёл к оппортунизму и ошибкам в политике. Это было ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ основой для любых действий новой власти.
Однако, оказавшись у власти, Ленин демонстрировал жёсткий ПРАГМАТИЗМ, готовый ПОЖЕРТВОВАТЬ ТЕОРИЕЙ ради удержания власти.
Веру в мировую революцию и революционную непримиримость отложили на неопределённый срок, заключив Брестский мир. Необходимо было «выиграть время для упрочения», «додушить буржуазию внутри страны». Территория, население, идеологические принципы (мир «без аннексий и контрибуций») превратились в разменную монету, а им на смену пришла НОВАЯ ЛОГИКА концентрации власти — любой ценой. Это стало первым стратегическим отступлением от теории. Революционная риторика обратилась в инструмент для оправдания «временного» отречения от революционных принципов.
Диктатура пролетариата стала ВЕРТИКАЛЬЮ, ОТРИЦАЮЩЕЙ ГОРИЗОНТАЛЬ согласно диалектическому закону отрицания отрицания.
До того Ленин заявлял, что «всякое государство — это диктатура какого-либо класса», Те&ерь же он обосновал КЛАССОВУЮ СУЩНОСТЬ как НЕОБХОДИМОСТЬ переходного периода.
Провозглашённый ранее путь к будущему «ОТМИРАНИЮ государства» и горизонтальному обществу Ленин проложил через беспрецедентное УСИЛЕНИЕ вертикали государственной диктатуры.
Горизонтальные связи (советы, профсоюзы, общественные инициативы) уже не БАЛАНСИРОВАЛИ власть, а УСИЛИВАЛИ,став её проводниками и служителями.
Правительство с самого начала было обречено генерировать НОВУЮ ЛОГИКУ концентрации власти в одних руках.Эта логика была заложена в фундамент нового государства. Она ОТРИЦАЛА РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ (классическую горизонталь) и делала ставку на сверхцентрализованную вертикаль, уязвимость которой уже тогда проявлялась в зависимости от вершины, перегрузке центра и пассивности низов.
До революции ЛОЗУНГИ о диктатуре были лишь частью общей ТЕОРИИ, после — стали ГЛАВНЫМ МЕХАНИЗМОМ создания новой государственности, породившей собственные внутренние проблемы концентрации.
Новая логика удержания власти с ПРАГМАТИЧНЫМ ЦИНИЗМОМ, вступила в противоречие с прежней логикой завоевания власти РЕВОЛЮЦИОННОЙ ЧИСТОТОЙ.
Ленин как практик, возможно, интуитивно чувствовал эту новую логику, пытаясь ей управлять. Но она ВЫШЛА ИЗ-ПОД КОНТРОЛЯ.
Опасность таилась не в ПОВТОРЕНИИ СТАРОГО, а в рождении НОВОГО, НЕПРЕДСКАЗУЕМОГО.
Диктатура пролетариата, как форма, призванная УПРАЗДНИТЬ старую власть, закономерно ВОСПРИЗВОДИЛА и УСИЛИВАЛА родовую болезнь этой старой власти — гипертрофированную уязвимую ВЕРТИКАЛЬ. Эта новая структура для своего сохранения закономерно начала генерировать собственную логику однопартийной диктатуры, чрезвычайных органов и идеологической монополии.Попытка претворить в жизнь ГОРИЗОНТАЛЬНУЮ революционную утопию (власть советам, отмирание государства) потребовала построения невиданно жёсткой и централизованной ВЕРТИКАЛИ.
«Против чего боролись, на то и напоролись».
Ленинская теория: Партия как авангард горизонтали
Ленин в работе«Что делать?» (1902) даёт этой стихии организационную форму. Он утверждает, что стихийное рабочее движение само по себе способно породить лишь «тред-юнионистское сознание». Для превращения в революционную силу ему нужен авангард — партия профессиональных революционеров. Это уже первый шаг к структурированию горизонтальной энергии в ИЕРАРХИЮ.
ГОРИЗОНТАЛЬ (народ) — это НАЧАЛО, двигатель и топливо революции, её этическое оправдание.
ВЕРТИКАЛЬ (власть) — это её неизбежный организационный РЕЗУЛЬТАТ и политическая судьба.
Переключение происходит потому, что задачи РАЗРУШЕНИЯи задачи СОЗМДАНИЯ требуют разных принципов организации. Трагедия в том, что аппарат, построенный для созидания нового мира, часто начинает жить по своей собственной, новой логике, ОТЧУЖДАЯСЬ от горизонтали, его породившей. Это и есть почва для того самого «циничного политического фатализма», — осознание, что каждая НОВАЯ УТОПИЯ несёт в себе ЗАРОДЫШ НОВОЙ ИЕРАРХИИ
---
Метафора «горизонтали» и «вертикали» тоже не так однозначна, как может показаться. Интуиция подсказывает, что устойчивость не всегда присуща вертикали, а горизонталь, наоборот, часто бывает более динамичной и стабильной.
Политическое понятие «вертикаль власти» описывает иерархическую систему подчинения, где решения принимаются наверху и спускаются вниз. Эта модель в реальности часто создает УЯЗВИМОСТЬ: Стабильность всей вертикали ЗАВИСИТ от одного центрального узла. Проблемы, ошибка или кризис наверху резонируют на все нижние уровни, угрожая равновесию всей системы. Стремление к тотальному контролю (чтобы вертикаль «работала») может приводить к ослаблению и горизонтальных связей, например между органами на местах. Это снижает гибкость и способность всей системы к саморегуляции.
Слишком жёсткая вертикаль, где все вопросы решаются наверху, создаёт перегрузку в центре и пассивность на местах («заваленная» вертикаль), что в итоге подрывает эффективность управления и ОБЩУЮ устойчивость.
Почему горизонтальные структуры более стабильны?
«Горизонталь власти»— это принцип РАЗДЕЛЕНИЯ властей и ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ равных по статусу органов (исполнительной, законодательной, судебной) на одном уровне. Такая система обладает врождённой устойчивостью: Ветви власти УРАВНОВЕШИВАЮТ друг друга. Ни один орган не может сосредоточить абсолютную власть, что ПРЕДОТВРАЩАЕТ перекосы и злоупотребления. Это классический принцип УСТОЙЧИВЫХ СИСТЕМ.
Кроме того, горизонтальные связи между регионами, сообществами, людьми образуют СЕТЬ, повреждение одного узла которой НЕ ОБРУШИВАЕТ всю систему, так как другие могут взять на себя его функции или поддержать целое.
Решения на местах, основанные на горизонтальном взаимодействии и знании локального контекста, часто более точны и быстрее адаптируются к изменениям, чем спущенные сверху. Я не теоретик и сознательно далека от политики. Мне ближе культурный и философский взгляд на горизонталь и вертикаль.
В философском смысле горизонт — это умозрительная граница, символ равновесия и стабильности для человеческого ума. Созерцание горизонта приносит успокоение, в отличие от беспокойного взгляда вверх по вертикали. Вертикаль — это скорее символ порядка, иерархии и направленного усилия, но при чрезмерной жёсткости и централизации она становится хрупкой и неустойчивой.
Горизонталь — это символ равновесия, взаимодействия и сетевой устойчивости. Именно она создаёт ту широкую ОСНОВУ, которая позволяет вертикальным структурам не рухнуть.
Наиболее стабильной является не чистая вертикаль или чистая горизонталь, а устойчивая система, СОЧЕТАЮЩАЯ оба принципа: эффективную вертикальную иерархию, сбалансированную горизонтальными связями, разделением властей и местной инициативой. Поэтому, я считаюю, что устойчивость любой системы — в БАЛАНСЕ.
Свидетельство о публикации №225121601739
Но есть вариант, как в США, самостоятельные регионы под федеральным управлением.
Так что мыслите в верном направлении, но пока что у нас система Золотой Орды, живём в средневековье. Для войны эта система годится до сих пор, но развиваться стране нормально не даёт.
Вячеслав Горелов 16.12.2025 23:39 Заявить о нарушении
Считается, что БЕЗ сильной вертикали управления СЛОЖНО удержать такую огромную территорию, как Россия.
Но непрерывное существование одной и той же системы управления с XV века до XXI?!
Утверждать это по меньшей мере некорректно.
Иван III(Великий) действительно заложил основы централизованного Московского государства, однако его государственный аппарат был ПРИМИТИВЕН.
КЛЮЧЕВЫЕ институты«вертикали» (приказы, коллегии, губернская система) создавались позже, при Иване IV, Петре I и в последующие периоды.
Российское государство прошло через РАДИКАЛЬНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ— Смутное время, реформы Петра I, создание имперской бюрократии, реформы Александра II, падение монархии, советский период, распад СССР и становление новой России.
Модели власти в эти эпохи были очень РАЗНЫМИ.
БОЛЬШЕВИКИ не «восстановили», а создали ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВУЮ, тоталитарную систему управления на основе однопартийной диктатуры, плановой экономики и идеологического контроля.
---
Людмила Байкальская 17.12.2025 10:19 Заявить о нарушении
1.Жесткая централизация, сверху донизу,(вертикаль власти) где все ключевые решения принимаются в «ханской ставке».
2.все обитатели державы (с рождения, и до смерти) считаются состоящими на службе у государства, которое объявляется высшей ценностью: не государство существует для населения, а население для государства.
3 непременно сакрализуется фигура самого государя, как бы он ни именовался на данном историческом отрезке: великим князем, царем, императором, генеральным секретарем или президентом.
4 воля правителя всегда стоит выше закона – точно так же Орда управлялась не по законам, а по ханским указам.
И ещё, вместо системы личных прав неизбежно формируется система личных привилегий, предоставляемых (и отбираемых) сверху, что придает «властной вертикали» определенную стройность и лучшую управляемость.
Считаю, это про нас, 100%.
Вячеслав Горелов 17.12.2025 11:21 Заявить о нарушении
Вячеслав Горелов 17.12.2025 11:27 Заявить о нарушении
это такая реальность, что круче любой фантастики, поэтому на нас весь мир открыв рот смотрит, и никак понять не может, как так можно жить. А сам я считаю, что Россия существует только за счёт Господа Бога, сплошные чудеса, если внимательно смотреть. Но однажды чудо может и не случиться, поэтому нужно менять систему управления, на более адекватную современности, пока не поздно. Кстати, попытки её изменить происходили регулярно, но не решительно, всё сводилось к резне, и воровству, а потом опять реставрировали 4 проверенных принципа, последний раз это Путин проделал.
Вячеслав Горелов 17.12.2025 11:42 Заявить о нарушении
Людмила Байкальская 17.12.2025 14:09 Заявить о нарушении
Я хотела корректно показать прерывность, эволюцию и радикальные качественные изменения при возможном сохранении некоторых внешне схожих управленческих приемов.
Вы же в своих рассуждениях совершаете фундаментальную логическую и методологическую ошибку,
Во-первых, Вы ИГНОРИРУЕТЕ принцип исторической специфичности, на котором построен мой исходный тезис («сравнивать государство XV и XXI веков — некорректно, так как системы радикально трансформировались»), и ИЗЛИШНЕ АБСТРАГИРУЕТЕСЬ от конкретных исторических форм, объявляя их "мелкими подробностями" (однопартийность, христианство, бюрократия, идеология). Это все равно что сказать: "Все автомобили — это просто повозки с двигателем, а двигатель — не принципиальная подробность")))))).
Во-вторых, игнорируя качественные отличия (феодальная монархия, имперская бюрократия, тоталитарная партократия, национальное государство), Вы создаете УМОЗРИТЕЛЬНУЮ МОДЕЛЬ, которую можно натянуть на любой период, выдергивая отдельные внешние сходства.
Ваш главный СОФИЗМ: Вы отделяете "систему власти" от государства, общества, экономики и идеологии, в которых она существует. "Вертикаль власти" Ивана III (основанная на вотчинном праве и местничестве) и "вертикаль власти" XXI века (в условиях глобализации, цифровизации и международного права) — в результате разные системы, решающие разные задачи разными методами, сводятся Вами к ПРОСТОЙ ФОРМУЛЕ, призванной ОБЕССМЫСЛИВАТЬ исторический анализ.
В-третьих.
Вы исходите из того,что существует некая неизменная "русская система власти" (от Ивана III до Путина), которая лишь меняет внешние атрибуты, но не учитываете радикальные разрывы и трансформации:
·Советский период: большевики создали принципиально новую тоталитарную систему. Её цель (мировая революция), основа (партия-орден), метод (классовый террор и тотальная идеологизация) не имеют аналогов ни в царской России, ни в Золотой Орде. Объявить это "не принципиальным" — значит ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ XX века.
В-четвертых, Вы, для удобства сравнения, берете несколько максимально ОБЩИХ и РАСПЛЫВЧАТЫХ ПРИЗНАКОВ (централизация, сакрализация правителя, приоритет воли над законом, служба государству) и заявляете: "это ПРО НАС".
Но эти признаки в той или иной степени были характерны для абсолютного большинства досовременных и многих современных обществ(от Османской империи до Франции Людовика XIV).
Это вовсе НЕ ДОКАЗЫВАЕТ преемственности"от Орды", а лишь КОНСТАТИРУЕТ НЕКОТОРЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ авторитарных и традиционных политических систем.
В-пятых, ИГНОРИРОВАНИЕ ФЦНКЦИЙ И ОСНОВ разных систем и их качественных ОТЛИЧИЙ:
·Орда: кочевая, языческая, военно-агрегатная империя.
·Московское царство: оседлое, православное, с европейской (в т.ч. византийской) культурной матрицей.
·СССР: индустриальное, атеистическое, идеократическое государство мобилизационного типа.
Утверждение,что "христианство и идеологический контроль не принципиальны", — это , по меньшей мере, ОТРИЦАНИЕ САМОЙ СУТИ и ЦЕЛИ этих государственных образований. Для Московского царя власть от Бога, а для Генсека — от марксистско-ленинской истины — это не "мелкая подробность", а фундаментальное основание легитимности.
Вывод:
Вы совершаете классическую ошибку МОДЕРНИЗАЦИИ ИСТОРИИ. Берёте удобную для публицистики метафору ("ханская ставка"), отбрасываете все конкретно-историческое содержание ("не принципиально") и представляете УМОЗРИТЕЛЬНУЮ МОДЕЛЬ, которую объявляете "вечной константой".
Я, конечно, по-человечески понимаю Ваше искушение использовать удобный ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ШТАМП, построенный на игнорировании фактов во имя подтверждения заранее заданного тезиса))))), но вынуждена выступать против такого подхода.
Людмила Байкальская 19.12.2025 00:58 Заявить о нарушении
А что касается чистой науки, то у Вас тоже имеются очень спорные тезисы.
Вячеслав Горелов 19.12.2025 12:15 Заявить о нарушении
Наши споры ничего не решают, никому не интересны и не нужны. Мы беседуем с Вами для того, чтобы не чувствовать себя пассивными наблюдателями и хотя бы в диалоге пытаться разобраться в том, что происходит, поддержать в себе способность мыслить и анализировать, даже когда от нашего мнения ничего не зависит. Это уже немало.
мы не теоретики, влияющие на курс, а практики, живущие в этой системе, и нам ещё важно понимать, как она устроена и куда движется. Изменить что-то мы не можем, а вот принимать более осознанные решения снизу: для себя, своей семьи, своего дела – это в наших силах. Ценность таких обсуждений — в самом процессе, а не в немедленном результате.
Впрочем, Если Вы считаете своё мнение нужным обществу, Вы могли бы задать прямой вопрос президенту. Готовы его сформулировать?
Людмила Байкальская 19.12.2025 12:54 Заявить о нарушении
К фигуре президента, и его режиму, отношусь весьма скептически, если мягко сказать. Я бы его спросил, когда он уходить собирается, мне 65 лет, и он меня на своём посту точно переживёт. Кстати, недавно молодые ребята 18-20 лет спросили меня, когда война кончится? Я сказал, что до конца войны не доживу.
Вячеслав Горелов 19.12.2025 16:19 Заявить о нарушении
Главное – уметь отделять «пустой шум» от ценного содержания.
Признаюсь, я не люблю бесплодные споры и пустой обмен мнениями. Это напоминает пересылку открыток к бесчисленным праздникам — ритуал без содержания. Но наш обмен — другое дело. Для меня это ценность, потому что вы — интересный, тактичный и умный собеседник, умеющий понимать другого. С такими людьми даже в несогласии можно говорить по существу.
Именно поэтому я бы предложила прекратить спор о конкретных политиках, которые для нас давно стали символами определённых систем. Мы вынуждены говорить о последствиях. О том, как эти системы влияют на судьбы конкретных людей, на язык, на культуру, на будущее тех самых 18-летних, которые спрашивают «когда кончится?». Но что толку спрашивать и говорить о том, чего мы не знаем?
Мой скепсис — не к человеку, а к явлению, которое переживёт нас с вами. И мой главный вопрос, который я как человек задаю себе и миру: «Что мы оставим после себя в головах этих молодых, кроме уверенности, что война — это надолго...
Людмила Байкальская 20.12.2025 07:37 Заявить о нарушении