Первичное откровение в знаках
«Письменность до письменности — древний язык форм, предок всех алфавитов мира»
Мы исходим из того, что в дописьменную эпоху существовало первичное знание о мире и Творце, и это знание должно было иметь формы передачи. До появления букв такую роль выполняли знаки — петроглифы и солярные символы, своего рода «письменность до письменности». Они не рассказывали историю словами, а передавали смысл через форму, пропорцию и соотношение элементов.
На солярных петроглифах Чечни встречается простая и выразительная композиция: круг и два треугольника, обращённые друг к другу. В дописьменную эпоху такие формы функционировали как язык схем — не как украшение, а как способ зафиксировать и передать ключевые представления о времени, мире и порядке бытия.
В таком знаке первый уровень прочтения связан со временем. Круг обозначает год как замкнутый цикл, а два противопоставленных треугольника внутри него — деление этого цикла на две равные части. Речь идёт о годе, разделённом на зимнюю и летнюю половины, примерно по 180 дней каждая, что соответствует древнему представлению о солнечном ходе от зимнего солнцестояния к летнему и обратно. Это не астрономическая точность в современном смысле, а наглядная и практичная модель времени, удобная для дописьменной культуры.
Одновременно этот же знак читается и в ином, более глубоком измерении. Два треугольника внутри круга могут обозначать два начала мироздания: солнечного света и земли, мужское и женское. В дописьменной среде такие представления передавались не через слова, а через форму и соотношение элементов. Соединение двух треугольников внутри круга воспринималось как акт рождения жизни — взаимодействие солнечного света и земли в пределах установленного божественного порядка.
Дополнительный смысл этому знаку придаёт языковая многозначность. В чеченском языке корень са обозначает не только «угол» или «треугольник», но также связан с представлениями о свете, духе, душе и «ребре». Такая семантическая плотность характерна для архаического языка, в котором одно слово объединяло сразу несколько уровней смысла — физический, жизненный и сакральный. Поэтому треугольник в дописьменной системе знаков мог восприниматься не просто как геометрическая фигура, а как носитель идеи жизни, света и происхождения.
В этом контексте композиция из двух треугольников внутри круга могла передавать и антропологический смысл. Один треугольник обозначал мужское начало, связанное со светом и солнечной энергией, второй — женское, земное и порождающее. Если учитывать значение са как «ребро», то соединение двух треугольников внутри замкнутого круга могло читаться как образ сотворения первой человеческой пары — рождения жизни из одного целого. Эта идея позднее получила словесное оформление в известных религиозных повествованиях, но в дописьменную эпоху могла передаваться именно через язык форм.
Таким образом, солярный петроглиф с двумя треугольниками не противоречит представлению о первичной вере в Единого Творца, а, напротив, органично в неё вписывается. В условиях отсутствия письма именно знаки выполняли функцию передачи фундаментальных идей — о времени, порядке мира и происхождении человека. Петроглиф не рассказывал историю, но фиксировал сам принцип творения: разделение и соединение, свет и земля, мужское и женское начало, заключённые в круг установленного божественного порядка.
Так же и круг, разделённый на шесть частей, в дописьменную эпоху мог служить знаком шести космологических этапов творения. В той же геометрической форме выражалась архаическая модель семи небес и семи земель — задолго до её последующей фиксации в письменных религиозных традициях.
Весь текст и все изложенные в нём утверждения представляют собой гипотезу автора.
Ber’s Erk Neberu
Фото: Tamara Taisumova
Свидетельство о публикации №225121601741