Русские сиквелы Фауста Гёте. 2. Достоевский
У Фёдора Михайловича нет, как у Пушкина прямых отсылов к произведению Гёте, но главная его линия - учёного человека, отвергнувшего Бога - это и тема всех основных романов Достоевского.
В первую очередь, конечно, "Бесы". Фауст там - Степан Трофимович Верховенский - учёный в Европе учившийся, европейцем себя ощущающий, по европейской моде либеральный и в Бога не верующий. Только, в отличии от своего немецкого прототипа, русский фауст - учёный какой-то пародийный. Учён он во всём, но ни чего конкретно не создал, ни написал, не заработал.
Он родитель Петра Степановича - главного беса, у которого в отличии от отца уже не только веры в Бога нет, но и хоть каких-то моральных принципов.
Пётр при том энергичен и деловит - разжигая в людях худшее, он сжигает город, убивает фактически и своего отца.
То есть, фауст по-достоевскому - никчёмный западнопоклонник-либерал, которым очарована простоватая, но духовная, верующая Русь (Варвара Петровна Ставрогина) порождает беса, который её сожжёт.
Сбывшееся пророчество...
Об этом же и "Преступление и наказание" с вопросом: "Тварь я дрожащая или право имею", и Иван Карамазов со своим "Великим Инквизитором" - учёным умом своим признающий нужность Бога, но не верящий сердцем...
Вот в романе "Братья Карамазовы" на месте, где Ивану во сне является чёрт, давайте оставим закладочку - она нам понадобится в самом конце сериала.
Свидетельство о публикации №225121601932