Ч. 4 Зов несбывшегося. Гл. 8 Finite la Commed

               
                Глава8
                Finite la Commedia
 Даша лифтом спустилась в подвальное помещение и увидела против входа в лифт широко раскрытые, похожие на ворота, двери. Вошла. Там на высоких носилках несколько трупов, укрытых простынями.  Носилки с телом Саши стояли впереди, слева от дверей. У стены был стул. Даша взяла его и села возле. У неё было такое чувство, что его нельзя оставлять здесь одного. На стоящих недалеко носилках у покойника она видела голые, в заскорузлой грязи ноги. Эти ноги рядом с Сашей никак не совмещались в её мозгу, и она не могла оставить его с ними. Ей не было страшно. В полутьме, свет проникал  только через открытые двери из соседнего освещённого помещения, она сидела в каком-то отрешении от всего. Саша был рядом, и она думала о нём, как о живом. Его мучения, вызывавшие постоянную боль и в её сердце, отошли.
 Спи, спи ...
 Пусть боль твоя 
 никогда не вернётся к тебе,
 Пусть небесная музыка успокоит тебя.
 Спи.

  Рассвело. Какие-то люди стали входить, говорить, что-то делали у неё за спиной и рядом. Домой Даша шла, смотрела вокруг и думала: "Вот эти дома, эти окна. За каждым из них люди. Они  спят, ходят, разговаривают, радуются, горюют, мечтают, чего-то хотят...А завтра будут лежать покрытые с головой простынями, и им ничего не будет нужно..."

 На похороны прилетели  мать, Павел, Шура. В университете прошло прощание .
Во время панихиды у гроба стояла  Даша в окружении коллег по кафедре, студентов. Сашины родные держались обособленно. На кладбище было очень много людей. Когда закрыли могилу и пришло время расходиться, Фёдор громко сказал: "Мы коммунисты и поминок не будет. Благодарим всех вас, пришедших проводить в последний путь моего брата!  Дашу кто-то  взял под руку и усадил в одну из машин. Привезли к дому Фёдора. Она поднялась в квартиру. Туда же привезли и Катюшу. Её сразу увела к себе Наташа. Мать Саши, ни разу не взглянувшая на Дашу, прошла в гостиную и легла на диван. На кухне был накрытый стол, но все как-то разошлись по разным комнатам. Дашу предоставили самой себе. Она ушла в комнату Серёжи, где никого не было, и ждала, когда её позовут. Вот тут почувствовала она, как не хватает ей Саши, осознала, что его нет и никогда не будет. Рыдания стали душить. Зажала рот платком, чтобы не было слышно. За ней пришла Шура.

 Когда вошла в кухню, все дружно встали со своих мест и, не глядя на неё, вышли.                Остался только Павел. Он не предложив Даше сесть. заговорил:
  -Зачем вы вышли замуж за Сашу?
  -Странный вопрос. Что значит зачем?
  -Но ведь вы не хотели.
  -Хотела, не хотела. Разве могла я знать, хочу или не хочу. Ведь мы даже не были знакомы.
  -Саше нужна была другая жена. Вот такая, как у (он назвал чьё-то неизвестное
Даше имя).
  -Вам это сказал Саша? Вы ставите МНЕ в вину, что он женился на мне, а не на другой? Но ведь я не навязывала себя ему.
. -Вы измучили его!
  -Вы хотите меня обвинить в его смерти! А нам обоим было не просто. Мы оба узнавали друг друга. Ведь по-вашему - прошлись по одной дороге, сказали три слова и всё, можно замуж. Только бы позвали. Я, когда почувствовала, что мы можем быть друг для друга родными, тогда и согласилась.
  -Но вы не любили его.
  -Любила.
 -Да бросьте вы! ,
  -А вы что, считаете, что Сашу нельзя было полюбить? Саша необыкновенный человек. Может быть, даже вы не знаете его такого, какого узнала я. Сашу нельзя было не любить. Но нужно было время. Я вижу, вы мне здесь собрались устроить суд. Вам нужен виноватый. А что вы знаете обо мне? Саша меня понял.

 Даша видела, как враждебно настроена против неё семья. Почувствовала, что со смертью Саши появилось что-то такое, что побуждает их так вести себя с ней. Во всяком случае ей дают понять, что она здесь посторонняя. не стала слушать, что ещё ей скажут. Поняла, что. ничего, кроме оскорблений, не услышит, вышла из кухни, открыла дверь в комнату, где была Катя.
 -Катя! Идём отсюда!

 Они шли пешком, и Даша всю дорогу думала об обвинениях, брошенных ей.
"Вот сегодня, когда он ушёл, прилетели все. А почему, когда лежал больной, мать не приехала побыть с ним, в чём он так нуждался, когда я вынуждена была оставлять его, беспомощного, одного, проститься с ним, услышать его последние слова. Ведь все они знали, что умирает. Боялась взглянуть в глаза ему. Понимала, что именно она главная виновница. Оставили его на меня, как они считают, чужую ему, не достойную, не любящую  его. Боже мой! И тут подлость. А сейчас устроили эту экзекуцию, опасаясь, что я предъявлю свои права на Сашино имущество."
 Смерть Саши не прошла для Даши без последствий. Она два месяца заикалась, не сильно, но заметно.
      
 При жизни Даша всего несколько раз бывала у Саши в его квартире. Он жил у неё и к себе уходил лишь работать над диссертацией. Там она однажды оставила своё пальто. У неё был ключ, но после его ухода и после  разрыва с семьёй, она  одна, без кого-то из них, идти туда не хотела. Какое-то подсознательное  чувство говорило ей, что не надо. Она не собиралась ничего брать там. Теперь у них часто бывала Наташа. Взрослые разошлись, а дети подружились. Однажды, когда Наташа пришла, Даша попросила девочек сходить за её пальто. Они вернулись ни с чем. На дверях Сашиной квартиры были набиты скобы и навешен огромный замок.

 Как-то ещё до того, как они с Сашей расписались, он показал ей письмо матери, в котором на сообщение о его решении жениться, она писала: "Берегись, Саша, чтобы тебя не обобрали." Вот тогда Даша решила отказать ему. Она сказала, что всё это в её жизни уже было, и она не хочет садиться в те же сани. Но Саша убедил её, что для него слова матери ничего не значат, что он сам с умом.

 Но вот всё для неё возвращалось на круги своя. Опять её априори подозревали в корысти, в чём-то грязном. И теперь это подтвердилось, и стал понятен вопрос Павла: "зачем".
Люди не верили, что можно быть порядочным и бескорыстным в любой ситуации.
 Наташа рассказала, что на кафедре в Сашином столе оказалось его письмо, в котором он  предсказал дату своей смерти. Ошибся, на один день прожил дольше.
 В этом письме он сказал всё, что думал о каждом и о Даше тоже. Ей это письмо не показали.

 Дашу стала одолевать мучительная тоска. Саша не оставил её, приходил в снах. Её тянуло на кладбище, к могилке. Она на полученные в кассе взаимопомощи деньги заказала оградку и надгробную плиту. Они с Катенькой посадили цветы и постоянно 
ухаживали за ними. В один из дней, когда они были там, появились Фёдор с Ниной и с ними Павел. Он приехал. Даша с Катей  отошли в сторону. Нина с Фёдором положили свои цветы, постояли немного и ушли, а  Павел остался, повернулся лицом к сидевшим в сторонке Даше с Катей, что-то хотел сказать, но Даша отвернулась, и он, втянув голову в плечи, как будто боясь, что его сзади ударят, пошёл прочь.

  А Саша продолжал сниться Даше. В ту ночь она увидела его  в каком-то помещении, из  очищенных белых брёвен без дверей, только с маленьким продолговатым окошком. Посреди за длинным столом из оструганных досок сидели в белых рубашках какие-то молодые мужчины и с ними, тоже во всём белом, Саша. Даша смотрела в это окошко. Саша подошёл  и сказал: "Я ухожу." После этого больше никогда не снился.
 
 И хоть Даше не дали прочесть то, что Саша написал о ней, он сумел после смерти   сказать ей своё последнее прости. Она как-то вечером, взяв том стихотворений Блока, открыла его на странице со стихотворением "Иммануил Кант" и увидела  красным  карандашом нарисованную стрелку, продолжающуюся на следующей странице и указывающую на стихотворение там. Раньше этой стрелки не было, её мог поставить только Саша. Даша читала:
 Когда я уйду на покой \
 от времён,
 Уйду от хулы и похвал,
 Ты вспомни ту нежность,
 Тот ласковый сон,
 Которым я цвёл
 И дышал.
 Я знаю, не вспомнишь
 Ты, Светлая, зла,
 Которое билось во мне,
 Когда подходила =Ты,
 Стройно бела,
 Как лебедь, к моей
 Глубине.
 Не я возмущал Твою
 Гордую лень-
 То чуждая сила его.
 Холодная туча
 Смущала мой день,-
 Твой день был светлей
 моего.
 Ты вспомнишь, когда
 Я уйду на покой,
 Исчезну за синей
 чертой,-
 Одну только песню,
 Что пел я с тобой,
 Что Ты повторяла
 за мной.
 И, написанная тем же карандашом, дата-
  23 Мая 1970г.
Это была та дата его смерти, которую предсказал себе Саша.
 
 После ухода из жизни Александра Даше тяжело было  оставаться в университете, где она ощущала явно не искреннее сочувствие с ухмылкой за спиной. Её домашняя врач. с которой она во время пребывания Саши в больнице, узнав ближе, подружилась, подсказала ей, что есть вакансия в Научно-медицинской библиотеке. Дашу приняли заведующей филиалом библиотеки при Республиканской больнице.
 


Рецензии