СМИ без розовых очков
Средства массовой информации, функционируя как публичный институт, по многим идеологическим направлениям формируют общественное сознание, гражданскую позицию и восприятия реальности значительной части социальных групп. Система телевизионного вещания, являясь до сих пор источником новостей для большой части пенсионеров и подростков, по разным причинам редко пользующихся интернетом, представляет собой технический атавизм, требующий однако научного и правового анализа в связи с характером транслируемого контента, включающего обязательный общедоступный пакет государственных телеканалов.
Давайте проведём объективный анализ содержания и направленности информационной политики белорусских каналов, в частности, на примере программы «Акценты» (РТР-Беларусь), а также оценим эту политику с точки зрения международных стандартов в области прав человека, свободы выражения мнений и доступа к информации. Возьмём для изучения открытые материалы, включая мониторинги содержания эфира, анализ дезинформационных нарративов и правовые оценки экспертных мандатов Организации Объединенных Наций.
Анализ ключевых нарративов и методологии государственного телевещания.
Систематический мониторинг новостных выпусков ведущих государственных телеканалов («Беларусь 1», ОНТ) выявляет устойчивый набор взаимосвязанных идеологических конструктов. Эти конструкты формируют специфическую картину мира, которая служит основой для внутренней и внешней политической коммуникации.
1. Конструирование образа осажденной крепости и внешней угрозы. Центральным элементом является нарратив о перманентной внешней агрессии против Беларуси. В эфире утверждается, что западные государства ведут против страны «агрессивную информационную войну», планируют «госпереворот» и «физическую расправу» над руководством, а их спецслужбы активно занимаются дестабилизацией, финансированием протестов и созданием террористических ячеек. Данный нарратив расширяется до тезиса о том, что конечной целью Запада является не сама Беларусь, а ослабление России, союзником которой она выступает. Таким образом, внутренние политические процессы в стране подаются исключительно как часть глобального геополитического противостояния.
2. Демонизация внутренней оппозиции и протестной активности. Любая форма политического инакомыслия систематически отождествляется с маргинальными, криминальными или экстремистскими элементами. Оппоненты власти изображаются как «алкоголики», «ранее судимые», лица, работающие «за деньги» иностранных спецслужб, или «террористы», которым «безразлична судьба страны». Историческая символика, ассоциируемая с оппозицией (бело-красно-белый флаг), напрямую связывается с нацистским коллаборационизмом, что является мощным инструментом эмоциональной мобилизации. Как отмечают независимые эксперты, пропаганда перешла от дискредитации к прямому устрашению, публикуя списки «врагов» и призывы к их «прополке», что возлагает на журналистов государственных СМИ функцию не информаторов, а обвинителей.
3. Дискредитация соседних государств и Европейского союза. Особое место в вещании занимает образ враждебного окружения. Польша и страны Балтии представляются как проводники агрессии США, ведущие «гибридную войну» и фальсифицирующие историю. Анализ дезинформационных сообщений за 2024-2025 годы показывает, что около 40% фейковых новостей, распространяемых в белорусском информационном поле, были направлены против ЕС, причем половина из них касалась Польши. Основные тезисы включают утверждения об экономическом крахе стран Балтии, катастрофической социальной политике, а также о всеобщем отчаянии и безысходности, царящих среди европейцев. Эти нарративы служат для формирования контраста между «процветающей и стабильной» Беларусью и «деградирующим» Западом.
4. Программа «Акценты» (РТР-Беларусь) позиционирует себя как аналитический проект, дающий ответ на «информационные атаки». Ее характерной чертой является риторика «разоблачения» западной «антибелорусской пропаганды». Например, критика со стороны западных СМИ в адрес несвободных и неконкурентоспособных выборов в Беларуси интерпретируется в программе как «желчные заголовки», продиктованные «раздражением и недовольством Запада», стремлением страны к самостоятельности. Подобный подход, представляющий любую внешнюю критику как злонамеренную ложь в рамках гибридной войны, исключает возможность содержательной дискуссии и полностью закрывает информационное пространство от альтернативных точек зрения.
Целевая аудитория и технологические аспекты воздействия.
Эффективность описываемой модели коммуникации напрямую связана с ее технологическим охватом и социально-психологическим портретом целевой аудитории. Для социальных групп, наименее адаптированных к цифровой среде (пожилые граждане, технически малограмотные слои населения), телевизор остается основным, а зачастую и единственным окном в мир. Воздействие строится на нескольких уровнях:
· Повторяемость и простота: Ключевые тезисы (внешняя угроза, внутренний враг, западный упадок) тиражируются изо дня в день через все основные каналы, создавая эффект «когнитивной привязки».
· Эмоциональная мобилизация: Активное использование исторических травм (Великая Отечественная война), языка ненависти и апокалиптических прогнозов (гражданская война, голодные бунты) направлено на вытеснение рационального анализа эмоциональными реакциями — страхом, гневом, чувством праведного превосходства.
· Создание информационного вакуума: Параллельно с доминированием государственного нарратива происходит системное уничтожение независимых источников информации через лишение лицензий, блокировки сайтов, обыски редакций и аресты журналистов, что было квалифицировано экспертами ООН как погружение медиасвобод в «черную дыру».
Правовая оценка в свете международных обязательств.
Независимые эксперты Организации Объединенных Наций в области прав человека констатируют, что ситуация со свободой СМИ в Беларуси характеризуется «жесткими и безжалостными репрессиями». Действия властей противоречат ряду международно-правовых норм, в частности:
· Статье 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующей право свободно искать, получать и распространять информацию и идеи любого рода. Преследование журналистов, блокировка независимых СМИ под предлогом распространения «ложной информации» или «угрозы национальной безопасности» представляют собой недопустимое ограничение этого права.
· Принципам независимости и плюрализма СМИ, являющимся краеугольным камнем демократического общества. Монополизация информационного пространства единой точкой зрения, продвигаемой государством, и устранение альтернатив делают невозможным информированное общественное обсуждение и участие граждан в управлении делами общества.
· Использование СМИ для разжигания ненависти и стигматизации групп граждан (политических оппонентов, активистов) также вызывает серьезные опасения с точки зрения соблюдения прав человека.
Правовые поправки, предоставляющие властям право блокировать любой контент, «способный нанести вред национальным интересам», носят чрезмерно широкий и расплывчатый характер, что создает основу для произвольного применения и цензуры.
Исторический контекст и прогноз возможных последствий.
Эволюция белорусской государственной пропаганды демонстрирует отчетливую тенденцию к радикализации и сближению с подходами, характерными для других авторитарных режимов. Если до 2020 года акцент делался на восхвалении руководства и мягкой дискредитации оппонентов, то впоследствии произошел переход к языку «охоты на ведьм», демонизации и открытым призывам к расправе. Это соответствует классическим моделям мобилизационной пропаганды в условиях кризиса легитимности власти.
Прогнозные последствия такой политики могут включать:
1. Углубление социального раскола: Поляризация общества на «лояльных патриотов» и «внутренних врагов» ведет к разрушению социального капитала, взаимного доверия и делает невозможным любой национальный диалог.
2. Информационная и когнитивная изоляция: Значительная часть населения, особенно старших возрастов, оказывается в условиях искусственно созданного «информационного пузыря», что снижает способность общества к адекватной оценке внутренних и внешних вызовов.
3. Эскалация международной напряженности: Постоянное конструирование образа врага в лице соседних государств и коллективного Запада отравляет международную атмосферу, затрудняет дипломатические контакты и повышает риск возникновения конфликтов.
4. Риски симметричного ответа: Следует отметить, что использование СМИ в качестве инструмента гибридного воздействия не является уникальной практикой одной страны. Однако системный характер, государственная монополия и ориентация на внутреннюю аудиторию, лишенную выбора, составляют специфику рассматриваемого случая. Ответные меры других государств могут привести к дальнейшей фрагментации глобального информационного пространства и эрозии общих стандартов свободы слова.
В свете изложенного, в адрес соответствующих органов и специализированных мандатов Организации Объединенных Наций (в частности, Специального докладчика по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их выражения, Специального докладчика по вопросу о положении в области прав человека в Беларуси) выносятся следующие рекомендации:
1. Продолжить мониторинг и публичное осуждение фактов преследования журналистов, блокировки независимых СМИ и использования законодательства для подавления свободы слова в Беларуси.
2. Инициировать экспертный анализ содержания государственных телеканалов Беларуси на предмет соответствия международным нормам в области прав человека, включая недопущение разжигания ненависти.
3. Подчеркивать в диалоге с властями Беларуси их обязательства по обеспечению плюрализма в медиасфере и предоставлению гражданам доступа к разнообразным источникам информации.
4. Рассмотреть вопрос о влиянии монопольной государственной пропаганды на право граждан на свободные, информированные и честные выборы.
Только деэскалация риторики, прекращение преследований за инакомыслие и восстановление плюрализма в информационном пространстве могут способствовать преодолению глубокого кризиса в белорусском обществе и нормализации его отношений с международным сообществом.
Свидетельство о публикации №225121600206