Краткий анализ поэмы А. Т. Твардовского Тёркин на

1. История создания
Это продолжение сюжета «Книги про бойца» с весёлым героем Василием Тёркиным, испытавшим разные приключения на войне, одно из программных произведений А.Т. Твардовского. Сначала он планировал её как последнюю главу о Тёркине, но замысел вырос в отдельную поэму.
Впервые она была прочитана в 1954 г. в узком писательском кругу в присутствии Н.К. Хрущёва, но в печать не пошла по идеологическим вопросам и цензуре. Лишь в период оттепели в 1963 году после осуждения культа личности поэма, дополненная новыми строфами, была напечатана в «Известиях», потом в журнале «Новый мир», а затем вышла отдельной книжкой и стала заметным событием тех лет.
2. Смысл названия поэмы простой: Теркин получает смертельное ранение и попадает в загробную жизнь, которая описывается автором.
3. «Тёркин на том свете», появившийся в 1963 году, представляет из себя острую сатиру на социалистическую действительность, бюрократизм и сталинизм.
4. Творческий метод поэмы – фантасмагория и реализм:
«С доброй выдумкою рядом
Правда в целости жива»
5. Сюжет произведения не сложный. Автор извиняется за необычную подачу материала, но, следуя реализму, отправляет Василия Тёркина на Тот свет, где как у Гёте, герой знакомится с загробным миром, социалистическим и буржуазным, проходит по бюрократическим лестницам (коридорам, отделам), ему там не нравится («Ноги в валенках поют»), и он со свойственной ему смекалкой бежит обратно, счастливо оживая после операции в обычном земном госпитале.
6. Проблематика произведения в том, что реальный и потусторонний миры похожи: там и там есть социалистический и буржуазный миры, «железный занавес» (Два тех света, две системы, И граница на замке»), иерархия чинов, засилье Аппарата руководства (им «Ни к чему земля и небо – Дайте стены с потолком»), бюрократия и бездушность (Учётный стол, Стол проверки, Стол медсанобработки, Отдел писем без ответа, Отдел гражданский), цензура и редактура («Полон доблестных забот», «Сам себе и Глав, И Лит»,

«Попадись такому в руки
Эта сказка - тут и гроб!
Он отечески согретым
Увещаньем изведет.»

«Как же было не в догадку -
   Просто вызвать на бюро
   Да призвать тебя к порядку,
   Чтобы выправил перо.»

«Дал бы планчик просмотреть»)

и специальные органы, льготы (стереотруба не для всех) и разврат на буржуазной стороне, и что вечно не прав обыкновенный солдат:
Но солдат - везде солдат:

То ли, се ли - виноват.
Виноват, что в этой фляге
Не нашлось ни капли влаги, -
Старшина был скуповат,
Не уважил - виноват.

Виноват, что холод жуткий
Жег тебя вторые сутки,
Что вблизи упал снаряд,
Разорвался - виноват.
Виноват, что на том свете
За живых мертвец в ответе.
 
7. Автор создаёт замечательные образы коменданта генерал-покойника, Зам. Редактора, критика, проводника (однополчанина) по миру теней, оратора, кандидата потусторонних наук, картину небесной канцелярии и её руководства.
8. Образ автора.
Твардовский почти с первых строк поэмы начинает извиняться за выбор странного сюжета. Он как бы подставляется под удар проницательного читателя и критика, но мудро оправдывает свой интерес к потустороннему миру фразой «Пушки к бою едут задом – Было сказано не зря» и просит прочитать поэму, а потом судить. Автор безоговорочно смел и полностью на стороне главного героя.
9. А.Т. Твардовский использует народные поговорки («Хлеб-соль ешь, А правду режь»), шутки ( «- Ты ещё спросил бы, брат, На том свете пива», о сокращении штата: «чтобы сократить, нужно увеличить», «Не мешай руководить!»), присказки («Любо ли – не любо», «Ни в какие ворота», «Не пугай из-за куста», «так тому и быть», «не в новинку дело», «То ли, сё ли»), бытовые обороты («байки баять», «ходы-переходы», «валенками он наследил у двери», «не приткнуть окурок»), едкие словечки (Гробгазета, кромешный телефон, «Того света магистраль – Кверху семафоры») и фразочки («перо запело», «вечность вечностью течёт», «Смерть – она всегда в запасе, Жизнь – она всегда в обрез»), юморески:
«По уставу, сделав шаг,
Тёркин доложился:

Мол, такой-то, таки так,
На тот свет явился»

«Погоди, и самого
Автора проверим»

«Пить – пивал. Порой без шапки
Приходил, в сенях шумел.
Но, помимо как от бабки,
Он взысканий не имел»

Твардовский рад оживить в конце рассказа своего героя и надеется, что его собирательный образ послужит стране на любом выпавшем ему посту.

Автор – пусть его стареет,
Пусть не старится герой!

И, обращаясь вновь к читателю, повторяет:

   Я тебе задачу задал,
Суд любой в расчет беря.
Пушки к бою едут задом -
Было сказано не зря.

16.12.25


Рецензии