На заметку хорты

   Часто ли вы  встречались  с проблемой, на которую  никогда  бы не обратили внимания, если бы однажды в  массовой информации  не встретили того интересного «зерна», которое запало  в душу и заставило  вспоминать о ней?.. Оно  могло  вызвать и  отрицательное мнение, и положительное, но противоположное  вашему  представлению, а потому  породившее  в мыслях вопрос:  «А как это могло быть?..»
Именно так произошло со мной, когда ко мне в руки попал «Каталог Могилёвской республиканской выставки собак всех пород», прошедшей   в Могилёве ещё в апреле 2005 года. Другие такие выставки позже тоже проводились. Но, к сожалению, каталогов их я не видела, а потому тогда и не знала, участвовала ли  в них собака хортая ,которая и заинтересовала меня.
Я никогда не была  заядлой  собачницей, но к этим животным отношусь  с большим уважением. Когда у меня в руках оказался каталог, я с любопытством стала вчитываться в названия пород. Встречались знакомые названия и незнакомые, о которых я задавала вопросы  заядлой  собачнице. У неё - то я и увидела  тот каталог. И вдруг, читая  названия пород, я обнаружила  «хорту борзую» вне классификаций!
- Как же так, - спросила я, - разве мог наш достопочтимый гомельский князь Фёдор Иванович Паскевич, заядлый охотник и любитель именно псовой охоты содержать у себя собак, которые даже ни в какую классификацию не могли войти…
    В нашем парке до сего времени сохранились надгробные плиты любимых борзых князя- Лорда и Марко. Я не могла с уверенностью сказать, что это были именно хортые. Ведь среди борзых, как я уже слышала, были и другие подвиды. Но я точно знала, что в памятнике  собаке в парке Несвижского замка  увековечена  хортая: собака с медалью на шее сидит на высоком постаменте.
            В Гомельской городской библиотеке  я  набрала кучу литературы о собаках, собаководстве,  псовой охоте.
           Самым интересным открытием стало то, что борзых, бывших любимыми собаками в псовой охоте с давних времён, в настоящее время в Белоруссии очень мало, а хортых и того меньше  - всего три, и они все в Гомельской области у борзятника – Терехова Михаила Николаевича в Кормянском районе.   Выходит, что  собака заслуживает самого серьёзного внимания,- её  в пору в Красную книгу республики надо заносить! И чтобы реабилитировать породу, как значимую, и внести её на заслуженное место в классификаторы,  надо обратиться  к  её истории .
              Сведения  о   борзых  и связи этой породы с  другими породами собак ещё  в древних государствах  Востока и Европы  нахожу     в сборнике  «Клуб  собаководства»   (Первый выпуск. Составители: Е.В.Котенкова,  Н.Н. Мешкова,  издательство «Патриот», Москва. 1991г).
 Римские писатели оставили записи о породах, возникших из индийских и мальтийских. В их перечне упоминаются уже и борзые.
  Рихард  Штребель, занимающийся ещё в конце Х1Х века разработкой стандартов пород, собрал некоторое количество настенных рисунков и фресок  с изображением греческих и римских собак, благодаря чему показал   их родственную связь с современными европейскими породами. Борзообразные собаки, попавшие в Рим из Египта,  были  там ещё во времена  третьей династии,        Немецкий натуралист Фитцингер считал, что вислоухие борзые произошли от скрещивания древнеегипетских с  волчьим  шакалом, от которого и получили рабочие качества, присущие породе.
В предложенной   Фитцингером  классификации домашние собаки разделены на семь самостоятельных видов, один из которых – борзые.  В данной классификации приведены и характерные черты породы, где определяющая  - отпечаток приспособления к скоростному бегу.

Решительно  сказать,- отмечают авторы  упомянутого сборника,- произошли ли евроазиатские борзые от африканских или они возникли от других родоночальных  форм пока  нельзя. Но наличие нескольких отродий  борзых в Италии говорит о том, что «заячьи собаки» могли попасть туда из Африки или через Карфоген, так и через греческие колонии .
 В исследовательской статье «Хорт, хортая, борзая в охотничьей культуре Белоруссии» (Иван Ермольчик, журнал «Охота и рыбалка», №1-2013) сделано предположение о появлении борзых в Белоруссии во времена Великого княжества Литовского . Они, вероятнее всего, привезены из Приволжских степей и Северного Кавказа татарами, которые, согласно истории,  появились в Великом Литовском княжестве в 1394 году. Но по существу это были тазы - борзые восточного типа.
            В статье  упоминается о том, что  первые русские князья имели псарни, а охота была их любимым развлечением. На многих фресках, в том числе и в Киевском Софийском соборе, сохранились изображения картин охоты вместе с собаками, которые по своим внешним данным являются характерными для собак того времени – хортов. Хорт изображён и на гобелене, изготовленном на Несвижской  мануфактуре  Радзивилов и датированным 1752 годом.
После отмены крепостного права борзые-хорты остались только у крупных землевладельцев Белоруссии, так как псовая охота из-за потравы полей резко сократилась. Первая мировая война, а затем и немецкая оккупация до 1921 года привели к фактической ликвидации охоты с борзыми – хортами. Был издан указ, который обязывал владельцев борзых получать разрешение на их содержание. А во время второй мировой войны борзые совершенно исчезли с территории Белоруссии.
 Хорты были самыми многочисленными на псарнях белорусско-литовских поместий    Радзивиллов, Тышкевичей. ..
И вот такая порода собак попадает в «Каталог…» вне классификации!
Открываю в интернете «Энциклопедию собачьих пород» и нахожу сведения о происхождении русской породы хортых.  Предположительная версия попадания хортых на   территорию Белоруссии обозначена 17ым веком. Но на Европейской  части континента она появилась гораздо раньше.
В Англии и Польше в былые времена разводились крупные породы хортовых, но они либо совершенно исчезли, либо были смешены с другими породами.
Борзые хортые европейского происхождения  объединены  в особую группу. Из представителей этой некогда многочисленной группы в наше время в  чистом виде не сохранилось ни одной.
Так, английским хортым была привита бульдожья кровь. И на садках в Петербурге, проходившем в 1890 году английские хортые получили призы, как самые резвые участники.
 Русская порода хортых сформировалась на юге Европейской части России в конце 18 столетия, но официально зарегистрирована лишь в 1951 году.
Главное достоинство хортовых – их скорость, другой плюс - их интеллект. По навыкам ловли эти собаки не знают себе равных в мире, и до сего времени успешно используются в псовой охоте на зайцев, копытных животных и лисиц.
Подходят собаки и для городского содержания. Но им, как представителям любительской охоты, постоянно требуются регулярные физические нагрузки
Когда я знакомилась с трудами кинологов о попадании хортовых на нашу территорию , то нашла информацию о предположительных четырёх версиях. Все они упоминаются в статье Ивана Ермольчика.  В литературе я нашла и другие рассуждения на эту тему . Но из всех  можно сделать вывод, что когда-то давным-давно на рубеже новой эры, когда ещё существовал старославянский язык, у славян уже существовали собаки, которые назывались «хъrtъ».
Древние славяне, частично мигрируя из северо-западного Причерноморья, постепенно двигались на территорию Фракии, где и осели, образовав впоследствии Болгарию, Словению, Сербию и т.д.
Видимо здесь собаки и получили название «хъrtъ»- скорая, быстрая.
Постепенно эти собаки распространились на восток, достигнув нынешнего Ставропольского края, где существуют до настоящего времени.
               С  хортыми в современной России никто серьёзно не занимался, как с псовыми борзыми, так как после революции им было дано определение  «буржуазная собака», и  они повсеместно уничтожались. «У многих руководящих деятелей- борзятников,  – как пишут кинологи,- до сих пор сохранилось величаво-презрительное отношение к хортым – это де- выборзки…»
            В то же время поляки, не теряя времени, в 80-х годах прошлого столетия, взяв на Украине ряд  хортых, размножили этих собак и зарегистрировали в Международной кинологической федерации как  национальную породу - «польского хорта» ( FCi № 333). И это было сделано , когда  на запрос   польских кинологов, отправленный  в 1975 г. в   Кинологический   Совет  Министерства сельского хозяйства СССР, пришёл ответ от его руководителя  И.А. Максимова, что  в СССР таких собак нет.
А вот в букваре, изданном в Москве в 1694 году на странице, посвящённой букве «Х»( херъ) изображена гравюра Леонтия Гулина, где изображена гладкошерстная собака с подписью : «Хортъ есть собака. В досужестве своём не однака.»
Долгое время после второй мировой войны в Белоруссии  не было ни одного хорта. Только в середине 80-х годов была привезена из Ростовской области   хортовая сука Чайка.Она прожила 18 лет. Одна из её дочерей -Чара стала неоднократной победительницей конкурсов «Бест-ин-шоу»,а внучка её- Афина стала четырёхкратной победительницей выставки «Евразия», восьмикратной победительницей охотничьих выставок. На период 2003 года на Гомельщине жило пять собак этой породы. А в 2012 году в Белоруссии учтено всего четыре собаки «хортая борзая», две из которых были в деревне Барсуки у хозяина Терехова Михаила Николаевича. В настоящее время у него три взрослых собаки и четыре щенка.
В указанной выше статье  Ивана Ермольчика ( журнал «Охота и рыбалка», № 2-2013г.)  рассказано  об  агроусадьбе  «Белёво»  Терехова М.Н.  , о его подвижническом труде и заботах о сохранении породы хортов, про  чаяния охотника  о развитии псовой охоты.
Мне хотелось увидеть этих удивительных собак, познакомиться   с  энтузиастом, сохраняющим их  породу. И я поехала в Барсуки.
Познакомившись  с Михаилом Николаевичем, послушав его рассказы о жизни агроусадьбы и истории его замечательных  хортов, увидев  красавицу Стрелку и одного из её щенков, я уезжала от них с тёплым и, в то же время, озабоченным чувством.
Я видела работящего, преданного своему делу человека, борющегося со всеми жизненными невзгодами в одиночку. Он добился утверждения зоны для безоружейной охоты, но зачастую местные охотники не придерживаются границ, а в результате популяция зайца в той зоне уменьшается, что грозит,  в конечном итоге, искоренением интереса к псовой охоте. Он мог бы принимать в свою усадьбу не только белорусских  охотников, но и иностранных . Однако  стоимость путёвок, утверждённая Белорусским обществом охотников и рыболовов, высока и  намного выше, чем в соседних государствах. А если учесть, что для поездки в Барсуки нужны и другие попутные расходы, то можно понять, почему охотники в Барсуки не едут. Это же является и причиной  неуверенности в завтрашнем дне усадьбы, хотя предпосылки для её развития  есть.
  С каким-то особым теплом рассказывал Михаил Николаевич  об  экскурсиях школьников, устраиваемых  учителями  их местной школы к нему в усадьбу.
-Может быть, - говорил он,- кто-то из сегодняшних учеников загорится любовью к  собакам и станет продолжателем моего дела…
Я рассказала Михаилу Николаевичу, что когда-то  где-то и что-то читала о хортых, о защите породы, а теперь я стала искать эту информацию.  И нашла в интернете!
Статья «В защиту хортой борзой»( Российская охотничья газета №767 от 08.04.2009г.) написана  Е.В.Халмоши, экспертом  всеукраинской категории по породам и испытаниям борзых, ярой  любительницей породы хортая « в защиту той породы, которую мы не создали, но загробили и дружно пытаемся воссоздать. О хортой борзой, которая сейчас в России находится в состоянии не породы, но породной группы… Хортая никогда не консолидируется  как порода, пока имеется возможность легко получить родословную на любую короткошерстную собаку….Работая с ограниченным поголовьем породы хортая и имея огромное количество метизированных собак, порою сложно определить помесный вариант и долю прилития чужой крови…Но благодаря древности происхождения хортая…всегда при возврате  к чистопородному разведению сохраняет свой  фенотип. ..С такими собаками можно работать при условии, если они фенотипически абсолютно в типе хортой и показывают рабочие качества, соответствующие требованиям стандарта… Поголовье хортых, хоть и небольшое, но достаточно породное».
             Когда  уезжала из Барсуков, всё  думала, что можно было бы сделать и для усадьбы, и для её хозяина. Проблемы развития  псовой охоты с хортыми  в угодьях Барсуков уже поднимались в местной печати. Но… «воз и ныне там».
 Я - не собачница, тем более - не кинолог, но, благодаря случаю, я много узнала об интересной элитной породе борзых, увидела их. Мне  тоже захотелось поучаствовать в защите прав породы, которая представлена слишком малой численностью у нас в Белоруссии. Я пишу , полагая, что обязательно  найдётся критика в мой адрес и в сторону моих рассуждений. Но «под  лежачий  камень  вода не течёт»…
               А  он - Терехов Михаил Николаевич,   приветливый  и заботливый хозяин, борзятник и егерь, грамотный собачник, не только озабочен сохранением  редкой в Белоруссии породы собак, способной  приносить удовольствие в спортивной охоте   и решать некоторые экономические вопросы, но и бережёт эту породу, как ценный дар природы. И мой  немой вопрос: насколько хватит его энтузиазма? ..
                Надеюсь, что однажды в Каталог  выставки, где будут участвовать хортые Терехова, собаки  будут вписаны в нужную классификацию, достойную их породы.


Рецензии