Сны, манипуляции, Освобождение

Таннаи (от арам. «учить») — это авторитетные еврейские законоучители I–II веков н.э., чьи мнения и толкования записаны в Мишне — основополагающем сборнике Устного Закона. Это были «святые отцы» иудаизма, жившие после эпохи Зугот и до Амораев, которые систематизировали еврейские традиции, создали Мишну под руководством Рабби Иуды ha-Наси и стали духовными лидерами еврейского народа после разрушения Второго Храма.


   Есть в еврейской Мишне такой Йехошуа бен Ханания — один из крупнейших мудрецов раннего раввинистического иудаизма, таннай II поколения (конец I — начало II века н. э.).
Ученик Раббана Йоханана бен Закая, один из ведущих мудрецов Явненской школы, сформировавшей иудаизм после разрушения Второго Храма (70 г.)и последовательно отстаивавший принцип «Тора не на небесах».

  Мидраш о предсказании сна цезарю (это АгадА - Предание - текст близок к историям о пророческих снах в Талмуде) описывает, как Йехошуа точно угадывает сон правителя: цезарь попадет в плен к персам и будет пасти червей ("толаИн" — черви, символ унижения).
  Корень "ПЕР" ("парас" — Персия, в переводе с фарси - "чистый") связан с имПЕРией, властью (как Хохма — мудрость, структурирующая хаос), а "черви" метафорически — это "мысли, отрезки понимания" (Бина — "понимание", "различение" в Каббале). Они разъедают чистый разум, подобно червям в плоти. Персы в мидрашах часто символизируют внешнюю империю, побеждающую Рим (как в реальной истории Ахеменидов).


  Этот мидраш аналогичен парадоксу "не думай о белом слоне!". Есть такое понятие как "обсессия": навязчивые, нежелательные мысли, образы или побуждения, которые постоянно вторгаются в сознание и вызывают сильную тревогу или дискомфорт.  Предсказание Йехошуа заранее "заражает" разум, заставляя цезаря обсессировать видением плена и червей, что материализует пророчество через фиксацию мыслей. Человеческий ум подпадает под власть "червей" — навязчивых идей (Бины - фрагментированных понятий, слипающихся в концепции), усиливая страх и притягивая исход. Йехошуа демонстрирует силу слова: сказав заранее, он властно программирует реальность, подобно йогическому контролю над манасом в "Йога Васиштхе".



   В данном мидраше уже заложен почти готовый дзэнский коан: Цезарь, империя, пастух червей-мыслей и полное разоружение власти понятий.

                1. Империя как власть понятий.
  В буддийском Тхиен (дзэн) ключе «Персия, империя» может читаться как образ самой структуры власти ума: системы понятий, концепций, точек зрения, через которые ум «управляет» реальностью. В терминах Тхеравады - "старой школы" - это цепь обусловленного возникновения, а в Махаяне — сеть имен и различений, формирующая самсару. Мы «царствуем» благодаря понятиям, но и попадаем к ним в плен: правитель оказывается не хозяином, а пленником империи различающего сознания.

                2. Черви как мысли ("отрезки понимания").
Образ «пасти червей» легко перевести на язык Тхиен как ситуацию, когда ум всю жизнь только и делает, что «пасёт мысли» — оберегает, пересчитывает, гонит из одного куска сознания в другой. Черви разъедают плоть — так же мысли разъедают «чистый разум», превращая его в бесконечный поток комментариев. В дзэн это называется «вторичные мысли» (после непосредственного видения): не непосредственный звук, цвет, дыхание, а история о них, концептуальный комментарий.

                3. Падение императора как шанс
Попадание Цезаря в плен к персам и к червям — это катастрофа для эго, но не обязательно катастрофа с точки зрения практики. В дзэн любая утрата статуса, власти, образа себя — окно, через которое можно увидеть «лицо до рождения родителей». Император, лишённый трона, оказывается в чистой ситуации «просто тела», «просто боли», «просто мыслей-червей». Если в этот момент происходит разворот внимания — от сюжета к самой природе опыта — начинается путь к Освобождению.

                4. Неизбежность исчерпания понятий
С точки зрения серьёзной практики, власть понятийности не вечна не потому, что кто-то «сломает» ум, а потому что сами понятия по природе пусты и непостоянны. Любая "империя концепций" стареет: модели мира перестают работать, схемы неизбежно рано или поздно трещат, «черви» — отдельные фрагменты понимания — разъедают прежнюю цельность картины. Можно видеть в этом деградацию, а можно — естественный процесс распада схематизации, ведущий к прямому видению Таковости.

                5. «Чистый пустой разум» как не-империя
В дзэн «чистый пустой разум» — это не новое царство вместо старого, а отсутствие центра власти вообще. Это не «империя чистоты», а пространство, в котором мысли-черви приходят и уходят, не оставляя следа и не превращаясь в «империю». Цезарь, который перестаёт отождествляться со своим троном и своими понятиями, выходит из рабства персидского плена: тогда он - просто живое сознание, в котором возникают образы плена, унижения, червей — как мимолётные формы.

   В Тхиен-практике «Цезарь» — это претензия ума на окончательное знание и контроль.
   «Плен у персов» — момент, когда жизнь разрушает все конструкции, заставляя увидеть их относительность.
   «Пасти червей» — привычка бесконечно сопровождать опыт комментариями, объяснениями, интерпретациями. Ограниченность восприятия и однобокие схемы этих интерпретаций - жалкий удел обычного человеческого сознания.

   Потенциальное Освобождение — в том, чтобы в самом сердце этого «пасти червей» увидеть: мысль не цепляет, если её никто не берёт. Тогда "империя понятий" сама собой распадается, а остаётся то, что дзэн называет «просто так», «таковость» — без царя, без плена, без нужды управлять.

В этом прочтении данный мидраш становится не только предупреждением о падении власти, но и скрытым указателем: даже "император понятий" - Император Кристалла на языке Тхиен - в конце концов должен «пасть» в Пустоту — и это падение, увиденное без страха, и есть Окончательное Освобождение от самой идеи владеть реальностью.


Рецензии
Ал , поздравляю ,
сегодня Вас включили в обзор Проза.ру на http://proza.ru/2024/07/19/938

О древних еврейских государствах , Ветхом завете и Торе

таннай Йехошуа бен Ханания

Иван Шмаков 3   16.12.2025 11:16     Заявить о нарушении
Благодарю, уважаемый Иван. Неожиданно, признаюсь. Рад, что это кому-то показалось полезным.
Всего Вам наилучшего!

Ал Ор   16.12.2025 18:06   Заявить о нарушении